Конспект урока по русскому языку в 3-м классе. Развитие речи. Изложение

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану;
  2. Развивать орфографическую зоркость учащихся;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу.

Оборудование: пластинка с записью голосов птиц, иллюстрации птиц.

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка к уроку, цель урока, запись числа.

II. Вступительная беседа

Прежде, чем объявить тему нашего изложения, я предлагаю послушать голоса. Послушайте и ответьте, кому они принадлежат? (Прослушивается фонограмма с голосами птиц).

Верно, это голоса птиц. Хотя за окнами у нас ещё лежит снег, но не за горами то время, когда и наш отдаленный край оживет. Природа откроет для человеческого взора всю свою прелесть, земля наденет новый наряд, зацветет, зазеленеет. И в лесах начнется бурная деятельность по выведению и воспитанию нового поколения птиц и зверюшек.

А тема нашего изложения - “Пусть птица выводит птенцов!” (Запись учащимися в тетради).

(Чтение учеником стихотворения А.Яшина.)

Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах
Пусть ответит толково
И, гляди, удивится:
Птичье царство, и только?
Ну, дрозды, ну синички.
Просто птички - и только,
Где запомнишь все клички!

(Открывается часть доски с рисунком дерева и сидящими на ветках птицами). Посмотрите на дерево, сколько у нас гостей. Ну, а как вы их узнали, я сейчас проверю. Отгадайте загадки:

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)

Мать отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду, -
Чужим сбуду.
(Кукушка)

Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит.
(Соловей)

Летом за пахарем ходит.
А под зиму с криком уходит.
(Грач)

Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями,
Ну, а зовут меня….
(Скворец).

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
(Жаворонок)

Среди деревьев кузнецы куют.
(Дятел)

III. Работа над изложением

1. Знакомство с текстом (чтение учителем).

Пусть птица выводит птенцов!

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Мелкие ручейки торопливо прокладывают себе дорогу. Ветки осин украсились длинными сережками. Зазеленели молодые березки. Первые листочки переливаются на солнце.

Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пестрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.

Лесник поправил гнездо и повел ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!

2. Беседа по содержанию.

  • О каком времени года говорится?
  • Что на это указывало, какие слова?
  • Объясните значения выражений: лес казался прозрачным, умылся весенней водой, украсились длинными сережками?
  • Зачем ребята отправились в лес?
  • С кем они столкнулись в лесу?
  • Как поступил лесник?
  • Какова основная мысль текста?

3. Работа над составлением плана.

На сколько смысловых частей можно разделить текст?(4 части)

Записали слово “план”.

План

1. На помощь леснику. Отправились убирать, от рубки.
2. Природа оживает. Казался прозрачным, умылся.
3. Неожиданная находка. Что-то захлопало, зашумело, внизу.
4. Птенцы спасены. Поправил, повел.

4. Запоминание текста и пересказ по частям (в каждой части работа над синонимами).

Русский язык очень богатый, и некоторые слова можно заменять близкими по значению - синонимами.

1 часть - отправились, остался.

2 часть - прокладывают, украсились, переливаются.

3 часть - добрались, вылетела, лежали.

5. Орфографическая подготовка (на доске).

Объясните подчеркнутую орфограмму.

Лесником, казался, водой, зеленели, вылетела, рубки, березки.

6. Чтение текста учителем последний раз.

Напоследок, перед тем как вы начнете писать, мне бы хотелось зачитать вам такие строки:

Ни за что не в ответе
Словно самую малость,
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем
Не щадим, не жалеем.

Я надеюсь, что после нашего урока, вы будете еще добрее и нежнее относиться к нашей природе, беречь ее.

7. Самостоятельная работа учащихся. Написание изложения.

IY. Подведение итога урока. Зачитывание нескольких работ.