Преподавание в начальной школе с использованием компьютера

Разделы: Начальная школа


Цели:

Дидактические:

  1. Сформировать у учащихся понимание, в результате чего произошла смена эпох. Раскрыть значение реформ проводимых Петром Великим, для России. Ознакомить с исторической личностью Петра I.

Развивающие:

  1. Развивать умение выделять главное, мышление, память, речь учащихся (через высказывание).
  2. Развитие познавательного интереса к предмету через использование компьютерной технологии.

Воспитательные:

  1. Осуществление эстетического и нравственного воспитания уч-ся на примере жизни деятельности Петра I.
  2. Воспитание положительной мотивации к учению, культуры поведения, культуры организации рабочего места.

Оборудование: слайды “Виды Санкт-Петербурга”, карта территории России XVII-XVIII веков, портрет Петра I, тестовые задания, учебник “Моё Отечество” ч. II, гравюры с изображением Петра I, карточки, компьютер.

Прогнозирование

В результате актуализации знаний на основе деятельного метода (исследование карты России, анализ развития транспорта и научных открытий) ввести понимание, почему в России произошла смена эпох. Дети, проработав материал, самостоятельно приходят к познанию значимости реформ Петра I для России. Усвоение и закрепление материала происходит через выполнение тестовых и практических заданий с использованием компьютера, что делает возможным подать материал с максимальным использованием наглядности, повысить интерес к изучению предмета, отработать навыки работы с компьютером.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка проблемы.
  4. Сообщение темы урока.
  5. Открытие детьми нового знания.
  6. Первичное закрепление и расширение знания.
  7. Закрепление материала.
  8. Итог урока. Рефлексия. Домашние задание.

Ход урока

I Организация класса

II. Актуализация знаний

  1. Просмотр слайдов “Виды Санкт-Петербурга”.
    • Ребята, посмотрите на экран телевизора.
    • Какой город вы видите на слайдах?
    • Кто из вас был в этом городе?
    • Чем он вам понравился? (Показ видов С.-Петербурга в режиме слайдов)
  2. Вступительное слово учителя
  3. Однажды, наши герои Анюта и Илюша, тоже побывали в Санкт-Петербурге. Прочитайте, что с ними произошло. (Чтение по ролям начала статьи учебника). Читать до слов: “Царь Петр решил построить здесь город”.

III. Постановка проблемной ситуации (схема “реки времени“ на экране телевизора)

  • Давайте найдем имя этого царя “на реке времени”
  • Что произошло с течением “реки времени” в годы правления Петра I? (Река ударилась о скалу и изменила свое направление).
  • Как называется следующий прямой участок “реки времени” (Российская империя).
  • Какое слово новое для вас?

IY. Сообщение темы урока

  • Какова будет тема нашего урока? (Российская империя. Петр I).
  • Какие вопросы возникли у вас по изучению темы урока? (Почему Россию стали называть империей? Почему река времени изменила свое направление?...)
  • На этом уроке нам нужно узнать, почему река времени сделала поворот, и какие события определили начало нового времени в истории России.

Y. Открытие детьми знания (показ карты на экране телевизора)

(Переход за компьютеры).

Посмотрите внимательно на карту России XVII - XVIII веков. Проведите курсором по границам государства российского, отмеченных зеленым цветом.

  • Что удивило вас при просмотре карты? (На территории России нет морей).
  • Почему у России не было выхода к морю? (У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других государств).
  • Посмотрите и назовите, землями каких государств Россия отделена от Балтийского моря? (Литва, Швеция, Финляндия…)
  • Какие средства передвижения были в те времена? (Конь, лодка).
  • Как вы думаете, могла ли Россия, не имея выхода к морю, иметь торговые отношения с заморскими государствами? (Рассуждения детей).

(Переход за парты).

  • Действительно, не имея выхода к морю, Россия не имела флота. Россияне были мало знакомы с научными открытиями и изобретениями, известными в Европе. А значит, Россия была отсталой страной. Но появился человек, который изменил ситуацию. (Это Петр I).

Сообщение о Петре Великом (подготовил ученик)
(Показ слайдов портрета Петра 1 разных возрастов, гравюра на фоне текста сообщения)

Будущий первый российский император Петр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Москве. Раннее детство мальчика проходило среди нянек и маменек. Царевич был склонен к наукам, учился охотно. В 1682 году Петра провозгласили царем.  В молодости Петр брал уроки артиллерии, плотницкого дела, не чурался любой работы. Он постиг даже зубоврачебную науку. Для создания и укрепления военного флота царь Петр изучал кораблестроение в Англии, работая подмастерьем у плотника. За время своего путешествия царь смог завербовать более 600 военных специалистов (капитанов, инженеров, врачей, матросов), которые должны были помочь России стать развитой державой.

(Работа с учебником).

  • Какие преобразования провел царь Петр I, вы прочитаете в учебнике стр. 27 - 29 (чтение про себя).

VI. Первичное закрепление

  • Посмотрите на иллюстрацию учебника (стр.28).
  • Назовите, какие реформы отобразил художник. Подберите синоним к слову реформа. (Создание армии, флота, строительство заводов, работа на заводах. Синоним - "преобразование".)
  • Что делают люди, изображенные на картинках?
  • При чтении подписи под картинками, какое слово сильно вас покоробило? (Насильственно.)
  • Что значит насильственно? (Рассуждения детей.) Словарь Ожегова С.И. так объясняет значение данного слова: “Насилие - это воздействие на кого-либо с применением физической силы”. (На экране телевизора появляется цитата)
  • Как вы думаете, кем могли быть люди до того, как их забрали на государственную службу (ремесленники, крестьяне, горожане)?
  • С кем расстались эти люди, кого оставили дома?
  • Какие чувства они испытывали? (Они испытывали чувства горечи, тоски по дому, печали.)
  • При Петре служба солдат была пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог в неё вернуться только инвалидом. Крестьяне и горожане, согнанные на заводы и строительство, были приписаны к ним и не могли их покинуть. Как вы думаете, почему Петр I был вынужден применять насилие?
  • Посмотрите на самого Петра Великого. Чем он занят? (Он рассматривает карту.)
  • Кем был для России Петр I? (Правителем, матросом, солдатом.)
  • Почему Петр Великий не жалел ни себя, ни своих подданных, проводя преобразования? (Потому, что он хотел видеть Россию Великой Державой). Рассмотрите иллюстрацию учебника (с.29) с изображением баталий Северной войны со шведами.
  • Под каким флагом громили шведский флот российские моряки?
  • Послушайте отрывок из поэмы “Медный всадник” А.С. Пушкина и скажите, о каком городе идет речь:
  • На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И вдаль глядел…
    И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен,
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно!

  • Благодаря какому событию Санкт-Петербург стал новой столицей России и ее морскими воротами? (Петр Великий оде6ржал победу над шведами и вышел к морю.)

Вывод:

В 1721году Петр I празднует победу над Швецией. Именно в 1721 году Петр I стал императором, а Россию стали называть империей. Начались новые времена в истории нашей страны - времена Российской империи. (На экране телевизора появляется надпись 1721 г., император, империя, Российская империя.)

  • Почему именно империей стали называть государство Российское?
  • О чем мечтал Петр I? Найдите и прочитайте в учебнике на странице 31.
  • В каком году основана Академия наук? (На экране телевизора появляется надпись 1725 г.)

VII. Закрепление знаний

(Переход за компьютер).

  1. Используя знания, полученные на уроке, ответьте на вопросы теста.
  2. Резервное задание. (Работа в группах по карточкам).
  3. 1 группа. Впиши название города, о котором написал А.С.Пушкин в поэме “Медный всадник”

    Красуйся град…, и стой
    Неколебимо, как Россия,
    Да умирится же с тобой
    И побежденная стихия.

    2 группа. Как вы думаете, какому историческому лицу поставлен памятник, о котором рассказывает А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”?

    И он, как будто околдован,
    Как будто к мрамору прикован
    Сойти не может! Вкруг него
    Вода и больше ничего!
    И, обращен к нему спиною,
    В неколебимой вышине,
    Над возмущенною Невою
    Стоит с простертою рукой
    Кумир на бронзовом коне.

    (Ответы. Показ на экране изображения памятника Петру 1).

VIII. Итог урока

  • Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? (Благодаря преобразованиям Петра I).
  • Назовите события, соответствующие датам:

    1721 - победа над шведами, Россия стала империей. (Показ на экране телевизора).

    1725 - создание Академии наук.

Домашнее задание: Более полную информацию вы сможете получить, прочитав разделы Детской энциклопедии “ Аванта + ”, в школьной библиотеке. Прочитать статью учебника. Упражнение № 14, тетрадь задание № 47 страница 31. Подготовить сообщение о реформах Петра Великого, не названных на уроке.

Список литературы

1. А. А. Преображенский “История Отечества” 6-7 к. М. “Просвещение” 2001.

2. “Когда? Где? Как и почему это произошло?” М. ЗАО Издательский дом “Ридерз Дайджест”, 1993.

3. Д.Д. Данилов “Методические рекомендация для учителя”. Москва “Баласс”, 2001.

4. Д.Д. Данилов, С.В. Гырин, учебник “Мое отечество”.

5. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведовова "Толковый словарь русского языка". М. “А37”. 1996.

6. Н.Н. Павленко “Петр первый и его время”. М.:“Просвещение”.1996.

7. Энциклопедия для детей “История России”. М.:“Аванта +”. 1996.

8. Атлас "Отечественная история с древнейших времен до конца XVII века".

9. А. С. Пушкин “Поэмы”. М.:“Художественная литература”. 1982.

Zip-архив рисунков