Развитие сенсорики и интеллектуальных способностей детей второго года жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, познает их свойства и качества.

Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагогов и родителей быть чуткими и внимательными в воспитании чувств детей, создавая такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и радостно.

В Дошкольном образовательном комплексе “Полянка” Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко организована группа для детей 1,5 - 3 лет. Занятия проводятся два раза в неделю, родители являются обязательными участниками образовательного процесса. Педагоги и родители создали микросреду группы, способствующую всестороннему развитию ребенка в процессе его взаимодействия с педагогами и родителями.

Важным компонентом обучения и воспитания детей второго жизни является развитие сенсорных и интеллектуальных способностей. В своей работе педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой.

Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэтому в процессе воспитания используются игрушки и игровые приемы, пробуждающие активность детского мышления. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст “золотой порой” сенсорного воспитания.

Свойства и качества предметов - явления настолько разнообразные, что ознакомление ребенка со всеми ими без ограничения невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов. Знакомя детей с цветом, формой и величиной предметов, мы придерживаемся принципа последовательности. Сначала знакомим детей с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным - синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой - овальной формой, желтым - оранжевым цветом).

При организации процесса обучения придерживаемся систематичности. Занятия по сенсорному воспитанию проводим 2 раза в неделю. Особое внимание уделяем вопросу повторности занятий. Но занятие на повторение пройденного материала никогда не бывает полностью идентичным основному занятию, потому что простая повторяемость одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Повторное использование задач предусматриваем на новом материале. Это обеспечивает познавательную активность детей на занятиях. Например, по группировке однородных предметов по цвету на одном занятии используем разноцветные платья для кукол, на другом - плащи, на третьем - нагрудники и т.д. Меняя пособия, добиваемся решения одних и тех же задач. В это же время учим детей действовать с предметами: застегивать - расстегивать плащи, завязывать - развязывать тесемку и т.п.

При проведении каждого занятия руководствуемся основным методом - демонстрацией предметов педагогом. Вспомогательная роль при этом отводится словесному объяснению.

На начальных этапах обучения часто применяем развернутую инструкцию. Например, при группировке предметов по величине, ребенку предлагаем:

  • посмотри внимательно на вазу с цветами, которую тебе дал педагог;
  • посмотри на две вазы с цветами, поставленные в разные места: вначале на одну, затем на другую;
  • снова посмотри на свою вазу, найди глазами, где у педагога стоит такая же;
  • поставь свою вазу с цветами рядом.

По мере усвоения материала на занятиях инструкцию постепенно упрощаем:

  • возьми шарик;
  • посмотри на мои шарики;
  • положи свой шарик вместе с моими такими же.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания включаем именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является условием выполнения предметных действий. Обучающие приемы: показ образца, объяснение способа действия сочетаем с использованием игровых приемов. Занятие часто начинаем с элемента сюрпризности, в нем участвуют любимые детьми персонажи. Часть занятий проводим в форме дидактических игр.

В процессе обучения на каждом занятии знакомим детей с названиями, признаками и свойствами предметов, с которыми они будут действовать. Практические и умственные задачи ставим так, чтобы дети их поняли и приняли к исполнению. Показываем, как эти задачи следует решать, используем разнообразные средства наглядности и привлекаем всех детей к активным действиям. Например, перед рисованием шара дети обводят пальцем его окружность и длину нитки. Начиная конструировать дорожки, предлагаем каждому взять по кирпичику, обвести пальцем, показать, где широкая, а где узкая сторона, положить кирпичик на широкую и поставить на узкую сторону. Знания и умения, полученные детьми на занятиях, рекомендуем родителям закреплять в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной игровой деятельности и т.д. Например, играя с матрешкой, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся со свойствами и качествами предметов.

Все окружающие предметы имеют ту или иную форму. Форма - признак предмета, доступный зрительному и тактильно-мышечному восприятию. Устойчивые эталоны формы - это геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). В форме предмета выделяются более или менее типичные признаки: округлость или удлиненность, устойчивость или неустойчивость, симметричность или асимметричность частей. Особое внимание в практической ориентировке детей раннего возраста уделяем обследованию формы. Основную роль при этом отводим таким методам, как сотрудничество со взрослым: обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем преимущественно зрительному анализу свойств.

Для эффективности обучения детей используем в качестве эталонов плоскостные геометрические фигуры, потому что плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия форму предмета - его контур - и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы объемных и плоскостных предметов. Например, круг выражает особенности формы мяча и тарелки, это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Сначала знакомим детей с основными образцами, а затем - с их разновидностями. Эталоны не просто показываем и называем, а включаем в деятельность детей. В момент действий с эталонами от детей требуем запоминания и использования их названий. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку разные свойства предметов позволяют организовать разные действия.

При ознакомлении детей с формой предмета решаем конкретные задачи развития интеллектуальных способностей детей:

1. Формировать представления и знания детей о форме как признаке предмета и красоты;

2. Развивать способность ребенка видеть, различать, сравнивать, группировать предметы по форме;

3. Пополнять словарный запас, развивать активную речь детей, приучать пользоваться точными названиями форм;

4. Обучать дошкольников способам применения знаний о форме в разнообразных видах деятельности (рисовании, лепке, строительных играх, предметной деятельности).

Мы учим детей видеть и различать предметы по форме, знакомим с основными геометрическими фигурами. С этой целью вносим на занятие предметы и игрушки, в которых форма наиболее отчетливо выражена и совпадает с содержанием самих предметов (шары, мячи, строительный материал), способствует развитию зрительного и тактильно-мышечного восприятия познавательных действий с предметами. Например, показывая шар, говорим: “Это шар” - и производим действия с ним, подчеркивая его форму, перекатываем его из одной руки в другую, даем малышу и просим потрогать шар ручками, покатать, обхватить двумя руками, спрятать в ладошках и т.д. Шар пока еще не воспринимается детьми как геометрическая фигура, а как игрушка, с которой можно производить разнообразные действия. Но в процессе этих действий помогаем ребенку обнаружить особенности шара - округлость, способ движения и др.

Познавательные практические действия производим многократно. В период практического опробования происходит приспособление анализаторов, их настрой на восприятие формы предмета, узнаванию ее. На повторных занятиях, в играх вновь называем фигуру и ее особенности: “Шар круглый”, “Шар катится”, “Шар перекатили” и т.д. Проговаривания, обозначающие действия, направляют внимание детей на особенности формы шара, слово закрепляет представление детей о форме. На последующих занятиях, в играх просим детей показать, принести, положить шары в корзиночку и т.д. По выполняемому действию проверяем, усвоили ли дети название и соотносят ли они слово с предметом. В дальнейшем упражняем детей в назывании формы предмета.

Усвоение названия сенсорных свойств предметов (форма, цвет) детьми раннего возраста, как показала практика, существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их “опредмеченные” наименования. Например, названия цветовых тонов: морковный, лимонный, апельсиновый, вишневый и т.д. Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику. Малышам понятно и доступно называние прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей, предметов овальной формы - огурчиком или яичком и т.д.

Практическое познание детьми формы подкрепляется словесным обозначением взрослого, а затем словами самого ребенка, что доступно детям второго и третьего года жизни, у ребенка складывается обобщенное восприятие формы.

Важно, чтобы одни и те же по форме предметы давались детям в различных вариантах. Например, разного размера или разной окраски (большой шар и малый шар или большой куб и малый куб). Важна также вариантность самих упражнений. Например, знакомые по форме шары большого и маленького размера опустить в соответствующие круглые отверстия на стенках коробки или шары и куб опустить в отверстия соответствующей формы в игре с “Занимательной коробкой”.

В действиях с дидактическими игрушками обогащаем сенсорный опыт детей. Дети практически получают представления о таких формах как куб, шар, прямоугольная призма (кирпичик), трехгранная призма, круг, квадрат, овал.

Величина как свойство предмета может быть определена и выражена либо при помощи измерения и фиксации в той или иной системе мер, либо путем соотношения с величиной другого предмета (больше, меньше, такой же). Развитие восприятия величины в дошкольном возрасте можно представить как развитие восприятия относительной величины, осуществляющейся путем сопоставления с величиной предмета, принятого за эталон. С применением системы мер ребенок знакомится значительно позднее.

Системой определения величины предметов является “сериационный ряд” (по терминологии Ж. Пиаже), т.е. расположение объектов различной величины в порядке его постепенного нарастания (или убывания). Указанием на то, что именно сериационный ряд передается ребенку для усвоения в качестве принципа систематизации величин, служит, в частности, построение многих детских игрушек по этому принципу (вкладыши, пирамидки и т.п.). Особенности представлений об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами. Такое определение различий носит название глазомера. Для совершенствования глазомера детей усложняем задачи. Простой глазомерной задачей является выбор на глаз большего или меньшего предмета из двух. Например, предлагаем ребенку большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков. Показывая ребенку маленькое ведерко, закрытое крышкой, поясняем, что в нем есть игрушки. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем педагог выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много: больших и маленьких.

Педагог вместе с ребенком и родителями сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко. Опыт работы показывает, что дети охотнее действуют с небольшими предметами, так как им удобнее их захватить. Для накопления осязательного опыта усложняем задачу, предлагая детям выбор предметов по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Сложнее, когда нужно произвести глазомерное “сложение” - подобрать на глаз два предмета, которые по своей величине равны третьему.

Принцип “от простого к сложному” давно признан в дошкольной дидактике. Тем более он значим в раннем детстве, когда знания детей малы, гибкость реакций и способность к обобщению развиты еще в незначительной мере, даже небольшое усложнение вызывает у ребенка затруднение. Например, для ребенка 1,5 - 2 лет башенка из постепенно убывающих по размеру колец - это сложная игрушка, она требует от ребенка хорошей координации движений рук, умения дифференцировать размеры и располагать кольца в определенной последовательности, сосредоточенно играть и доводить свои действия до определенного результата.

Для целенаправленного и результативного собирания башенки из шести колец разной окраски, мы предлагаем ребенку посмотреть, как надо играть с башенкой. На виду у ребенка разбираем и собираем башенку, приговаривая: “Возьму и надену большое колечко, а теперь это - оно немного меньше, другое еще меньше, посмотри, это колечко еще меньше прежнего, а теперь самое маленькое. И шапочку наденем. Готова башенка. Гладенькая”. При этом поглаживаем башенку, и рукой ребенка проводим по ее поверхности.

После показа все дети действовали целенаправленно - снимали кольца и старались собрать башенку. Они были заинтересованы, увлечены, выражали это и словом, и радостной мимикой. Снимая кольца, не выкладывали их в определенном порядке, поэтому при сборке башни, им надо было отбирать кольца по величине. Эта задача оказалась сложной и для детей второго полугодия второго года жизни. Лучше всего запоминаются детям начальный и конечный элементы ряда колец башенки. Средние кольца дети часто смешивают. Обучающий показ взрослого способствует усвоению дидактического смысла игрушки.

Игры и игрушки, основанные на принципе составления последовательного ряда, приучают детей к целенаправленности и некоторой планомерности действий. Чтобы собрать двух-, трехместную матрешку, надо сначала собрать маленькую, затем вложить ее в большую и т.д. Нарушишь порядок - результат не будет достигнут. Без предварительной подготовительной работы дети не справлялись с заданием и удовлетворялись неточным или совершенно неправильным решением. Не справившись со сбором трехместной матрешки, двухлетние дети спокойно играли с отдельными матрешками.

Наиболее сложными для маленьких детей являются игры, в основе которых лежат действия с предметами различной окраски. При действии с предметами разной формы дети воспринимают эти предметы зрительно, посредством осязания, мышечного чувства, а окраска воспринимается лишь зрительно. Практика показала, что, различая цвета зрительно, дети легко путают их названия. Например, вместо синего шарика несут желтый или зеленый. И такие же ошибки совершают позже, когда сами называют цвета. Занятия по ориентировке в цвете проводим только при естественном освещении, т.к. при искусственном освещении малышам сложнее воспринимать натуральный цвет предметов. Дидактический материал раскладываем на светлых скатертях, т.к. они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания. Используем пособия и игрушки всех цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), имеющие ярко выраженный цвет.

Целенаправленно знакомя детей с цветом как признаком предмета на занятиях, в дидактических играх учим детей понимать и называть цвета точными словами, развиваем способность группировать предметы по признаку цвета. Вначале учим детей видеть цвет в конкретном предмете и лишь потом использовать его как общий признак многих предметов, разных по содержанию. Стараемся, чтобы дети научились понимать и использовать слова: “цвет”, “такой же”, “разные”. Проводим игры-поручения. Например: “Найди такой же шар”. “Выбери шар такого же цвета как воротца и прокати его”. “Составь башенку из колец желтого цвета”. “Подбери кукле платочек такого цвета, какого у нее платье”, “Выложи кукле дорожку такого цвета какого цвета у нее сапожки” и т.д. При проведении таких игр стараемся сосредоточить внимание детей на цвете, учим различать и правильно называть основные цвета.

Для формирования цветовых впечатлений и представлений используем изобразительную деятельность детей, например, рисование красками на тему: “Разноцветные клубочки”, “Зеленые листочки на деревьях”, “Следы на дорожках” и т.д.

Стремясь последовательно и планомерно усложнять задачи по сенсорному и интеллектуальному воспитанию, проводим дидактические игры и занятия, исходя из следующих предпосылок:

  • активизировать детей при обучении способам решения незнакомых им дидактических задач;
  • постепенно расширять и усложнять дидактические игровые задачи, которые ставятся перед ребенком;
  • обеспечить длительное упражнение в выполнении одних и тех же дидактических задач в неизвестных условиях, варьируя формы упражнения и сам игровой материал;
  • постепенно переходить от наглядно-действенного показа к словесному пояснению тех качеств предмета, на которых фиксируется внимание ребенка;
  • во время занятий давать разные игрушки и потом предлагать детям обмениваться ими.