Пение - наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей любого возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить чувства, переживания. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для ребят светлой радостью, вызывает положительные эмоции. У них появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувства коллективизма.
Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача - научить детей любить песню, дать певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с детьми, - и для слушания, и для разучивания. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно - воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.
Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к родному краю, знакомой с детства природе.
Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.
Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у ребят освещаются улыбками и они с удовольствием исполняют ее. В работе над протяжностью звука что может быть лучше, чем народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров народной песни.
Знакомство с народным творчеством очень актуально для подрастающего поколения, проживающего в южных областях России. Русские, татары, калмыки, украинцы, казахи, ногайцы, армяне, немцы - более 100 национальностей проживают в Астраханской области. У каждого народа - свои обычаи, традиции, песенное творчество. Изучение этого кладезя шедевров, созданного народом, - дело захватывающее и очень интересное.
В Сасыкольском детском доме, где уже в течение пяти лет работают детские творческие коллективы “Радуга” и “Вираж” (участники которых - воспитанники Детской школы искусств), и педагоги, и ребята внимательно, бережно относятся к изучению культуры народов, рядом с которыми они проживают.
Ребята поют русские, немецкие, казачьи, украинские песни, изучают обряды и традиции этих народов. В частности, очень интересным для них стало знакомство с украинской культурой.
В конце XVII в, после запрета императрицы Екатерины, Запорожская Сечь, представлявшая собой уникальную сильную военную организацию, перестала существовать, а казаки подались дальше на юг, на вольные земли искать свою долю. Дошли они до Астрахани, оставляя за собой поселения, где до наших времен сохранилась культура первопроходцев. Астраханские казаки с тех пор защищали южные рубежи России от вражеских набегов.
Ребята не только изучали историческое заселение казаками степной полосы но и знакомились с бытом, традициями, обрядами, замечательной кухней украинского народа. В концертном репертуаре ансамблей “Радуга” и “Вираж” шуточные, лирико-бытовые, казачьи, обрядовые песни и целые обряды. Один из самих любимых - “Купальськi вогнi”, связанный с романтикой, таинственностью Купальской ночи, пленяющей простотой Купальских мелодий, завораживающий гаданием на плывущих по воде венках.
С любовью готовили ребята украинские костюмы, головные уборы из цветов и ярких лент, мастерили и украшали цветами Марыноньку - самое красивое купальское деревце, вокруг которого девушки водят хороводы. А украинский текст и песни выучились как бы сами собой, без видимых усилий. Фрагменты этого и других обрядов постоянно включаются в конкурсные и концертные программы ансамбля.
Сценарий украинского обряда “Купальськi вогнi”
Действие происходит за селом, на берегу реки. Виден забор крайней хаты. За забором - крупные подсолнухи, сам забор увит яркими цветами, с него свисают огуречные плети. На краю сцены стоит пышное деревце - Марынонька. Звучит пастуший наигрыш. С двух сторон появляются группы юношей и девушек. У одной группы - чучело из соломы, наряженное, как парубок (парень) - это Иван Купало. У другой группы в руках корзина с фруктами, девушки плетут венки из цветов и трав. Обе группы встречаются в центре сцены.
1 группа хором ( весело): З купальским святом вас!
2 группа в ответ: I вас!
Все вместе, обращаясь к зрителям и кланяясь: Доброго здоров,я, люди добрi!
1-я девушка: А де же Марынька-Купайлиця?!
1-ый парень: Девчата, выбирайте, тiльки не криву!
Девушки выбирают самое красивое дерево - Марыноньку, которую украшают цветами и лентами, и водят вокруг нее хоровод.
“Маринонька”
Песня исполняется а сареllа, обрамляется пастушьим наигрышем. Можно использовать блок-флейту или кларнет. Мальчик, исполняющий роль пастушка, сидит сбоку на пеньке, не мешая движению хоровода. Отзвучал пастуший наигрыш.
2-ой парень, обращаясь к девушкам:
А чого це ваша Марена,
Як курка варена?
2-я девушка, подбоченясь, весело и задорно:
А де це вашего Ивана
Пси покусали?!
Все смеются, начинается веселая перепалка между двумя группами:
2-ая группа:
Де Купало ночувало,
Купало на Ивано?
1-ая группа:
Ночувало воно у борку на клинку,
Купало на Ивано!
2-ая группа:
Ой, а що ж воно тай вечеряло,
Купало на Ивано?
1-ая группа:
Вечеряло воно хрущi в борщi,
Купало на Ивано!
2-ая группа:
А чим же воно заiдало,
Купало на Ивано?
1-ая группа:
Хрущi в борщi, комарi в юшцi,
Купало на Ивано!
2-ая группа:
А чим же воно тай пило-запивало,
Купало на Ивано?
1-ая группа:
Комарi в юшцi, жуки в капустi,
Купало ни Ивано!
Все весело смеются.
Из 2-ой группы вперед выступает 3-я девушка:
Дiвчата! Нехай цього лiта очiрки рясно вродять!
Своими веночками она украшает огуречную плеть.
Из 1-ой группы на середину сцены выходит 4-ая девушка, задорно приглашая подруг помочь парубкам разжечь купальский костер:
Дiвчата! А ходiмо допоможемо хлопцям купальське вогнище запалити!
Все дружно несут хворост, парни разжигают костер (имитация пламени).
3-ий парень, бросая в огонь Купало:
Небагато нас й немало,
Загорiлося Купало,
Загорiлося Купало,
Щоб козацтво пострибало!
С веселым смехом и задором пары, взявшись за руки, прыгают через огонь, соревнуясь, у кого это лучше получится. Остальные приговаривают:
Свiти ясно, палай красно,
Вогню наш!
Гори, гори, незгасай,
Вiд усього злого
Землю очищай!
Темнеет. Пора отправляться в лес на поиски таинственного цветка папоротника, цветка любви и счастья. По поверью он цветет лишь один раз в году - в ночь на Ивана Купала и тот, кто отыщет его, может надеяться на исполнение своей мечты.
4-ый парень, обращаясь к девушкам:
Дiвчата, а ходiмо цвiт папоротi шукати, цвiт надii та щастя!
Девушки и парни теперь уже одной группой уходят с песней.
“Jхав козак”