Цели:
- рассмотреть и решить занимательные задачи, провести занимательные игры по математике;
- развивать внимание, память, мышление, творческие способности, мыслительные операции.
Оборудование: ребусы (слова), расчерченные листы, рисунок, изображённый на панцире черепахи, таблицы, рисунки к задачам.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организация работы. Сообщение темы, задач занятия.
– Сегодня занятие необычное у нас,
Занимательная математика пришла к нам в класс!
Вы, ребята, не скучайте,
Если знаете ответ, руку поднимайте
и смело отвечайте.
– Итак, начинаем тренировку, чтобы умным стать и ловким! Разгадав ребусы, узнаете, чем будем заниматься на занятии.
II. Устные упражнения.
Игра “Я угадаю число, которое задумали вы”.
– Задумайте число. Прибавьте к нему 3, умножьте полученную сумму на 6. Из произведения вычтите задуманное число и число 8. Разность разделите на 5. А теперь скажите мне, какой получился результат, чтобы я ответила, какое число вы задумали.
(Указание: из ответа детей вычесть 2.)
– Продолжаем работу с числами. Игра “Магический квадрат”.
– Как вы понимаете словосочетание “магический квадрат”?
– В китайской древней книге “Же-ким” (“Книга перестановок”) есть легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кругов, получится таблица из чисел.
– Давайте ее составим. (Работа в парах. Рисунок на парте лежит, дети считают круги и вписывают в клетки квадрата числовое их обозначение. Аналогично работают 2 учащихся у доски.) Проверка.
4 |
9 |
2 |
3 |
5 |
7 |
8 |
1 |
6 |
– У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа 1-го столбца: 4 + 3 + 8 = 15. Сложим числа 2-го и 3-го столбцов. Тот же результат получился (15). Он же получается при сложении чисел любой строки. Проверим. Мало этого, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.
– Вот такое загадочное расположение чисел от 1 до 9! Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом, и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом. Проверим магические это квадраты или нет?
(нет) |
|
– Задание: составьте магический квадрат, в центре которого стоит число 4, расставьте числа 0, 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и двум диагоналям была равна 12.
Дети составляют магический квадрат на индивидуальных листах, расчерченных по форме.
3 |
8 |
1 |
2 |
4 |
6 |
7 |
0 |
5 |
Грамматическая арифметика.
Ква + рак – ак + тира =? (Квартира.)
– Что такое квартира?
– Какая связь между квартирой и математикой? (Ответы детей.)
|
|
|
|
|
Отгадайте составляющую часть квартиры. (Ответ: кухня.)
– На кухне часто решаются жизненные задачи, происходят важные дела, на ней за чашкой чая мы рассказываем о своих успехах или неудачах.
III. Решение занимательных задач.
- На кухне площадью 6 м2 дедушка рассыпал мелочь. С каждого квадратного метра бабушка собрала по 65 копеек. Каков общий урожай? – Как понимаете вопрос?
Решение: 65 коп. . 6 = 390 коп. = 3 руб. 90 коп.
- Папа, мама и старшие сёстры ужинают, а младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см/мин. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см?
Решение: 9 : 3 = 3 (мин.)
- В кухне находится 39 мух. 6 мух пьют чай из лужи на столе, 12 летают вокруг лампочки, остальные идут пешком по потолку. Сколько мух идет пешком по потолку?
Решение: 39 – 6 – 12 = 21 (муха)
IV. Рефлексия.
– Какое задание вам понравилось? Почему?
– Какое задание было смешным? Трудным?
– С какого задания вам бы хотелось начать завтрашний урок математики?
V. Домашнее задание (по желанию).
– В девяти клетках квадрата расставьте числа 2, 2, 2, 4, 4, 4, 6, 6, 6 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12.
Ответ:
2
6
4
6
4
2
4
2
6
– Молодцы! Спасибо за работу!