Современная педагогическая наука и практика, как правило, не учитывают пол, как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, программа “Радуга” – 1994 , программа “Развитие” – 1994) показал, что дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек не прослеживается. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С.Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П.Хризман – 1978).
Как утверждает доктор психологических наук Т.А.Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга. В исследовании Т.П.Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста “разная стратегия мозга”, их эмоции имеют разную генетическую основу. По данным Т.М.Титоренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека – с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.
Ученые, работающие по данной проблеме (Градусова Л.В., Кудрявцева Е.А., Татаринцева Н.Е.), считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции.
От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Программы, затрагивающие различные аспекты социализации дошкольников (“Детство”, “Азбука общения”, “Я – мальчик, я – девочка”), раскрывают отдельные стороны нравственно-полового воспитания. Однако, направления, связанные со становлением полового самосознания и половой идентификации, задающие основу взаимоотношений между людьми, дифференцированными по признакам пола, требуют дальнейшей конкретизации.
Суть полоролевого воспитания заключается в следующем:
- овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
- формирование адекватной полу модели поведения;
- правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Поэтому целью своей авторской парциальной образовательной программы “Мальчики и девочки” мы определили следующее:
- способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста;
- формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Задачи программы:
- формирование представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
- формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли;
- формирование адекватной полу модели поведения.
Материал программы построен в соответствии с выдвинутыми принципами и диктует логическое конструирование модели построения и внесения программы в жизнь дошкольного учреждения. Программа выполняет многоплановую роль. Она решает задачи ознакомления детей с миром взрослых, способствует социализации ребенка, активно формирует интерес, способствует развитию мужественности и женственности.
Раздел 1. Мужчина и женщина, – какие они?
Цикл занятий данного раздела позволяет:
- Уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.
- Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели). Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).
Раздел 2. Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина.
Все занятия этого раздела призваны сформировать предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли. Внесенные в содержание этого раздела разные виды деятельности взаимосвязаны.
Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.
В процессе выполнения заданий этого раздела формируются представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. Вырабатываются:
- Навыки доброжелательного отношения друг к другу.
- Умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.
- Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
- Умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера.
- Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Представленная на основе трёх разделов структура программы, рассматривается, как примерная и носит рекомендательный характер, то есть задает только основу планирования педагогического процесса. Обозначенные три раздела не только связаны между собой, но их содержание перекликается. Поэтому воспитатель вправе варьировать программное содержание, при необходимости отступая от предложенной структуры.
Организационно-методические рекомендации по реализации программы.
Очевидно, что реализация программы в каждом дошкольном учреждении будет проходить по-разному. Поэтому при составлении плана можно выделить приоритетные направления программы. В отдельных случаях целесообразно объединение некоторых тем. В связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы с детьми для всех дошкольных учреждений не может быть предложена единая модель планирования педагогической работы. Специфика дошкольного возраста не предполагает жестко регламентированного учебного плана, так как обучение и воспитание дошкольника происходит не только на занятиях, но и во время всего пребывания ребенка в детском саду, в процессе разных видов детской деятельности, среди которых важнейшими выступают игровая, изобразительная, трудовая и др. В каждом детском саду имеет смысл письменно оформлять конкретный план работы наиболее удобным образом для педагогического коллектива. При этом важно предусмотреть отдельное место для записи замечаний и наблюдений.
Рекомендации по работе с родителями.
Профессиональная деятельность педагога может быть по настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. При работе с данной программой преемственность в воспитании является непременным условием социально-эмоционального развития ребенка. Большое внимание уделяется воспитанию, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Рассогласование в требованиях, предъявляемых к детям в детском саду и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Поэтому перед педагогами стоит задача – заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Необходимо заранее выделить основное программное содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, и выбрать адекватные ему формы.
Рекомендации по преемственности в работе детского сада и школы.
Программа начальной школы не базируется на образовательной программе дошкольного учреждения. Существует разрыв в методах и формах организации педагогического процесса. Содержание обучения в начальной школе продолжает ориентироваться, прежде всего, на формирование определенного объема знаний. В школьной программе не прослеживаются задачи полноценного развития личности ребенка, развития его уникальных способностей; полностью отсутствует дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Решить проблему преемственности возможно, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Необходимо, чтобы две начальные ступени образования действовали в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо разработать: общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, общие принципы построения программ и методик, общие принципы подготовки кадров. Авторская парциальная образовательная программа “Мальчики и девочки” может служить дополнением к программам начальной школы и позволяет решать вопросы гуманизации педагогического процесса, а дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек может поднять на более качественную ступень усвоение знаний. При работе по данной программе необходимо обсудить с педагогами школы актуальность проблемы полоролевой социализации, объяснить цели и задачи программы, познакомить с её содержанием; наметить перспективу работы по преемственности. Благотворное влияние на воспитание мальчиков и девочек оказывает привлечение к работе с детьми педагогов-мужчин – учителя по труду, учителя физкультуры и др.
Рекомендации по работе с кадрами.
Современный воспитательный процесс требует от педагога большого интеллекта, осознанного принятия решений и гибкого реагирования. Необходимы: развитие творческого мышления, моделирование своих действий, инициатива в принятии решений. Этому способствует мотивационный процесс. Побудительные действия должны исходить из самой работы, а она должна быть такой, чтобы поддерживать мотивацию. Руководителю необходимо построить управление так, чтобы главной задачей выступала заинтересованность членов педагогического коллектива в качественном труде. Условия для творческого отношения к воспитанию и обучению это: достижимость результата, ожидаемые последствия при достижении этого результата, полезность последствий. Преследуя данную цель, руководитель может прогнозировать степень заинтересованности подчиненных в достижении тех или иных результатов или участии в каком-либо конкретном мероприятии, а также анализировать и улучшать мотивационную среду, что способно в целом повысить мотивированность членов коллектива. Поэтому при реализации программы необходимо:
- Провести презентацию программы.
- Предложить педагогам к изучению специальную литературу.
- Создать развивающую среду в ДОУ с учетом интересов мальчиков и девочек.
- Провести диагностику представлений старших дошкольников о социальной роли и социальном статусе мужчины и женщины, уровня взаимоотношений между мальчиками и девочками.
- Осуществлять дифференциацию педагогического процесса.
- Включить родителей и начальную школу в сообщество с педагогами детского сада.
- Обучить воспитателей проведению тренинговых упражнений по культуре взаимоотношений между детьми.
- Предложить воспитателям разработать дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры для мальчиков и девочек; составить кроссворды.
- Пополнить “Банк педагогических идей” конспектами занятий, развлечений, инсценировок (что содержит практическое приложение к программе).
- Провести семинар для педагогов по теме “Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек”.