Музыка на уроках обучения описанию

Разделы: Русский язык


Программа по развитию связанной речи предусматривает обучение описанию предметов, в том числе таких, которые вызывают эстетические чувства (например, цветы).

Обычно для подготовки к сочинению о цветах используются художественные тексты и натюрморты. Вместе с тем наш опыт показывает, что определенную помощь учителю может оказать музыкальный образ цветов. Он доступен и интересен пятиклассникам, актуализирует в их словаре лексику, которая передает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные впечатления, чувства.

Покажем, как проходит работа с музыкальным произведением на примере подготовки к описанию сирени.

Для урока можно использовать пьесу С.Рахманинова “Сирень”: она невелика по объему. Фортепианная пьеса воспринимается как музыкальный портрет цветущего сада сирени, в котором композитор передал тончайшие оттенки чувств, вызванных весенним возрождением. Не думаю, что только моим личным было постоянное ощущение от этой скромной ясной музыки, что она помогает ощутить, хоть на мимолетные моменты жизни, свое счастье жизни. “Скромными кажутся ласковые интонации рахманинского романса. И слышу, как “звенит” воздух, как возрождается листва берез, как и осторожные, опытные, гордые своей крепостью дубы расцветают зеленой листвой…”, – писал Б.В.Асафьев в книге “О русской природе и русской музыке”.
Пьеса С.Рахманинова может быть использована на уроке развития речи по-разному: как эмоциональный стимул к работе по картине П.П.Кончаловского “Сирень”, как самостоятельный источник впечатлений.

Приводим варианты двух таких уроков.

Первый из них рекомендуется для тех классов, где учитель не ведет специальную работу над высказыванием о музыкальных впечатлениях, но использует музыку на уроках литературы.

Цель привлечения пьесы С.Рахманинова при подготовке к сочинению по картине – помочь ученикам понять общее настроение натюрморта, услышать звуки сиреневого сада, активизировать воображение. На таком уроке целесообразно использовать начальную часть пьесы (около полутора минут звучания), что позволит совместить восприятие живописного и музыкального образов.

Вступительное слово учителя может быть таким.

Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание сирени, которую нарисовал художник П.П.Кончаловский. Вы и раньше писали сочинения о произведениях живописи. Но сейчас вы не только увидите картину, но и услышите прекрасную музыку русского композитора Сергея Рахманинова.

После этого ученики рассматривают картину и одновременно слушают музыку.

Обмен впечатлениями можно начать так:

- Какие чувства вызывала у вас картина Кончаловского?

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

Во время ответа на второй вопрос учитель должен помочь пятиклассникам по-чувствовать красоту весеннего, возрождающегося к жизни мира природы, испытать ощущение эмоционального подъема, которое вызывает это возрождение.

Обобщить впечатление можно такими словами:

- Оказывается, об одном явлении – цветах сирени – можно рассказать по-разному: художник передает свежесть и великолепие цветов красками, писатель пользуется для этого выразительными средствами языка. Композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада звуками. Пьеса “Сирень” словно пронизана лучами ласкового майского солнца… Мы слышим в ней шелест проснувшихся ветвей, “видим”, как склоняют головы душистые тяжелые грозди, еще мокрые от ночной росы. Мы чувствуем свежесть и легкую прохладу солнечного утра, вместе с композитором дышим и не можем надышаться медвяным запахом сада. Музыка, как и картина П.П.Кончаловского, напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.

- Давайте еще раз вместе с художником и композитором “войдем” в просыпающийся сад и вернемся оттуда с прекрасным букетом, возможно таким, какой изображен на картине.

После этого ученики рассматривают картину и повторно слушают музыку. Неоднократное восприятие музыкальной пьесы усиливает, по мнению психологов, детские впечатления и чувства, облегчает последующую языковую подготовку к сочинению.

Что же появляется в сочинениях пятиклассников под влиянием живописного и музыкального образов? На что должен обратить внимание учитель?

Как показывает опыт, общий объем сочинений по сравнению с обычными описаниями по картине увеличивается за счет появления новых микротем: “воздух в саду”, “звуки сада”, “аромат сирени”, “роса”, “ночной дождь”, “ощущения” и др.

Ученики стремятся выразить в высказывании чувства и настроения, например:

“У меня такое впечатление, что этот букет мне только что подарили…”; “Возникает такое чувство, что ты находишься около этих прекрасных жемчужных цветов…”; “И душа словно поет, и даже голова кружится, до того прекрасна эта сирень…”.

Высказываясь о картине, дети под влиянием музыкальных впечатлений часто ощущают себя в сиреневом саду, становятся участниками происходящего, активно используют конструкции типа МНЕ КАЖЕТСЯ, Я ОЩУЩАЮ, СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ. Такие попытки нужно поощрять, так как в подобных сочинениях становятся средством передачи очень личных, индивидуальных художественных впечатлений.

Активизируется употребление лексики, характерной для художественного стиля. Так, в высказываниях пятиклассников представлена богатая цветовая гамма: сирень нежно-розовая, жемчужная, серебристая, опаловая, таинственно-голубая, сказочно прекрасная, разноцветная и др. Эти и другие эпитеты свидетельствуют о том, что живописный образ сирени вместе с музыкальным оказал сильное воздействие на детей.

Об этом же свидетельствует и употребление других тропов: олицетворений (“Сирень стоит у открытого окна и смотрит в сад, из которого только что пришла сама”; “Мне кажется, что я стою рядом с букетом сирени, а он мне говорит, что природа вся живая”), сравнений и уподоблений (“Тень от этой величавой сирени похожа на большие горы”), метафор (“пушистый, бархатный букет”, “спящая красавица-сирень”, “заколдованная пленница злого волшебника”) и др.

Разнообразна лексика, передающая запахи сада и комнаты, где находится букет, “только что принесенный старым добрым человеком”, От аромата сирени у детей “кружится голова”, “становится тепло и светло на душе”, возникает желание “уткнуться в букет лицом и вдыхать, вдыхать чарующие запахи”.

Все эти языковые средства, несомненно, обогащают содержание детских высказываний, свидетельствуют о том, что музыка выполняет роль эмоционального стимула в работе с картиной, способствует выражению чувств и оценки.

Второй вариант урока предусматривает описание сирени на основе музыкальных впечатлений.

Такой урок мы рекомендуем провести с учениками, которые умеют и любят слушать музыку, могут передать свои впечатления от нее.

Последовательность подготовки к сочинению может быть такой.

В начале урока учитель предупреждает, что детям предстоит подготовиться к описанию необычного поэтического предмета – цветка, о котором “рассказал” русский композитор Сергей Рахманинов.

- Это сирень, прекрасное ароматное растение, любовь к которому автор пронес через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка была “царицей” его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной.

И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет – частицу российского пейзажа.

Для того чтобы помочь ученикам услышать “сиреневый сад”, понять пьесу, желательно предварить ее прослушивание созданием воображаемой ситуации.

- Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, еще влажными от ночной росы, отводим тяжелые ветки… Вот одна из них качнулась – и целый ливень обрушился на нас… Нам становится весело от этой шутки. Но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого моря… (Музыка может звучать с первых слов учителя или завершать воображаемую ситуацию.)

Названный прием готовит учеников к восприятию пьесы, направляет воображение и чувства детей в нужное русло.

Обмен впечатлениями можно начать такими вопросами:

- Прекрасная музыка, не правда ли? Какие чувства она у вас вызвала?

- Расскажите о том, что вы услышали и “увидели” в сиреневом саду.

- Опиши запахи сада.

- Какой вы предстваляли сирень в “музыкальном” саду? И т.п.

ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ и подобные помогут ученикам собрать языковой материал к сочинению и сгруппировать его по микротемам, например:

  • чувства: радость, восторг, ощущение счастья, легкая грусть, щемящая нежность;
  • звуки сада: шелест, шепот, негромкий разговор ветвей; нежная утренняя песня; легкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия; тихие вздохи просыпающегося душистого моря и т.п.;
  • сад: майский, утренний, туманный, огромный, благоухающий, радостный,

уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы и т.п.;

сирень:

  • ветви—гордые, мощные, нежные, кружевные, развесистые, воздушные, резные, нарядные и т.п.;
  • грозди — крупные, свежие, влажные, мокрые от росы и от дождя;
  • цветы — звездочки, звоночки, хрупкие, нежные, милые и т.п.

Особое внимание нужно обратить на лексику цветообозначения. Подбирая с пятиклассниками языковые средства, учитель должен объяснить, что в самой пьесе не называются краски сиренового сада. Это не доступно музыке, искусству звуков.

Но музыка, если ее внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень, и поэтому слушателям иногда кажется, что они увидели и бушующий сад, и гордые ветви сирени, как будто нарисованные волшебным художником.

Подготовленные таким образом ученики стремятся употребить выразительные и точные словосочетания, например: цвет первого робкого снега, утренней радости, светлых надежд, грустных воспоминаний. Учителю важно показать уместность таких средств в художественном описании.

Разумеется, не все ученики способны ярко и образно описать музыкальные впечатления.

Это зависит от многих причин, в том числе от общего уровня развития их речи, от опыта общения с музыкой. Задача учителя — помочь возникшие у детей чувства выразить в устном или письменном высказывании. Иногда ученики затрудняются не столько в выборе языковых средств, сколько в построении сочинения по музыкальным впечатлениям. Помочь могут такие рекомендации учителя.

- Я знаю, как трудно бывает начать текст, поэтому предлагаю первую фразу:

“Когда я слушаю музыку Рахманинова, я как будто попадаю в… (я вижу…)”.

Договоримся, что вы воспользуетесь ею, если не сможете начать по-своему.

В этой части вы напишете о том, что увидели, “услышали”, почувствовали и пережили, когда слушали музыку. А чтобы ваш читатель понял, что речь идет о музыкальном образе сирени, постарайтесь передать словами особенности пьесы, ее настроение. Это можно сделать попутно, описывая саму сирень, которую вы “увидели” в музыке Рахманинова, а также включить в сочинение вторую часть и начать ее словами “Музыка словно…” или “Звуки музыки (какие?)…”.

Такие рекомендации уместны на начальном этапе работы с музыкальным произведением как источником детской речи. Впоследствии, когда ученики научатся передавать впечатления в художественном стиле, необходимо помочь им создавать такой текст, в котором возникшие представления будут переплетаться с характеристикой музыкальной пьесы и ее эмоционально-эстетической оценкой.

Прежде чем приступить к написанию сочинения, можно предложить классу устно описать сирень, обсудить отдельные высказывания. Особый интерес у учеников вызывает устное сочинение на музыкальном фоне. Этот прием значительно улучшает интонационную выразительность детской речи.

Завершить подготовку целесообразно итоговым прослушиванием музыки. Оно углубляет впечатления детей и помогает полнее и точнее выразить их высказывании.

Учитель напоминает о необходимости передать в сочинении возникшие образы (слуховые, зрительные, осязательные и пр.) и свои чувства, а также озаглавить текст.

Еще раз отметим, что музыкальное произведение, звучащее на уроке подготовки к художественному описанию предмета, облегчает поиск языковых средств, которые передают впечатления, активизирует лексику чувств и оценки в детском словаре. Оно улучшает атмосферу урока развития речи, повышает интерес учеников к предмету речи, оказывает общее педагогическое воздействие, которое проявляется в готовности класса идти на контакт с учителем, в желании ответить на вопросы, оценить высказывания одноклассников, поделиться впечатлениями об услышанном и пережитом.