Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании. Например, могут быть допущены следующие ошибки: дефицит общения родителей с детьми, что приводит к отделению детей от родителей, лишает взрослых возможности более активно влиять на ребенка; неумение организовывать трудовое воспитание детей; несогласованность действий со школой; наличие отрицательных примеров из жизни родителей; слабое знание родителями методов воспитания, неумение или нежелание изменять их по мере взросления детей. Это должен учитывать каждый классный руководитель.

Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

  1. Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.
  2. Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Посещение детей на дому.
  5. Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.
  6. Организация родительского самоуправления.
  7. Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.
  8. Обобщение опыта работы.

За 17 лет работы классным руководителем выпущено 4 класса, в данное время - классный руководитель 1 класса (работа ведется по РО Занкова). Какова система моей работы?

Начиная с апреля месяца, в школе проводится набор детей в первый класс.

При записи детей выявляется степень активности родителей. Так, самые активные родители записывают детей в будущий первый класс в апреле месяце. Интересуются, хорошо ли подготовлен их ребенок, кто из учителей будет вести первый класс, их волнует даже возраст и педагогический стаж учителя, кабинет, где будет учиться ребенок, спрашивают, надо ли с детьми заниматься в летний период. Родители средней активности записываются позже. Они интересуются тем, в какой класс попадет ребенок. Нельзя ли посадить в классе с другом или подругой. Незначительная часть родителей затягивает определение в школу своего ребенка до сентября.

У каждого учителя 1 класс - это особенный класс. Сначала составляется список детей. Ведутся беседы с заведующим, воспитателями детских садов. После подготовки проводится собеседование и тестирование готовности ребенка к школе, при этом учитываются интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностно-социальная готовность. Тестирование проводится по методике Керна-Йирасека. После подведения итогов даются рекомендации родителям, заполняется протокол.

В конце учебного года после набора в будущий первый класс организуется праздник “Здравствуй, школа!”, проводятся 10-дневные подготовительные занятия, затем общее родительское собрание. На праздник приглашаются будущие первоклассники и их родители. Учащиеся 2, 3 классов готовят музыкальные номера, учителя проводят небольшие викторины об учебных принадлежностях, задают логические задачи, ребята отгадывают загадки, проговаривают скороговорки. На подготовительные занятия привлекаются, в основном, дети, не посещавшие дошкольное учреждение. Дети приходят в школу как на урок, рисуют, играют, учатся считать, составлять устный рассказ по картинке, а кто умеет читать - читают короткие рассказы для всех детей, разучивают стихи, ставят инсценировки по сказкам “Лиса и журавль”, “Колобок”, “Репка”, “Теремок” и др. Обычно, в день проводятся по 3 мини - урока. По окончании занятий проводится общее родительское собрание, на котором учителя рассказывают о требованиях к занятиям, о том, что должны знать и уметь будущие первоклассники. Раздается также список необходимых вещей для школы, список учителей, которые будут вести такие предметы, как рисование, музыка, физкультура, труд, список техработников и поваров.

Итак, предварительное знакомство с детьми состоялось, предстоит еще изучить тех, кто доверил нам обучение и воспитание своих детей, тех, кто может и должен стать главным помощником классного руководителя. С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. На родительском собрании родители заполняют анкеты, идет знакомство с жизнью семьи, ее интересами. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, чтение детских сочинений о маме, каникулах, т.е. представление творческих работ учащихся. Родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать, читать.

Иногда родительские собрания проводятся в необычной форме. Так, при выпуске одного из классов провела итоговое родительское собрание в виде игры “Звездный час”, в которой приняли участие и дети, и родители. Заданиями игры были темы уроков по программе начальных классов. В первом туре игры приняли участие все пары - родитель и ребенок. Во второй тур вышли 6 семей. Эта игра показала, как  родители занимались с детьми. В перерывах между турами ребята приветствовали родителей музыкальными номерами.

В начале учебного года, после знакомства с родителями, планируется работа по организации индивидуальных и групповых консультаций, посещение на дому. Перед посещением на дому семьи заранее оповещаются. Цель посещений - узнать как можно больше о ребенке, о взаимоотношениях в семье. В основном, обращается внимание на семьи, где ученик отстает в учебе, испытывает трудности в общении со сверстниками.

Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.

Так, одна из первых консультаций - ознакомление с режимом для школьников, с правилами для учащихся. Стало традицией следующее: если допускаются опоздания на первый урок, родители приходят вместе с ребенком, объясняют причину, тем самым подчеркивают важность выполнения школьных правил и для родителей. Уже с первого класса устанавливается дежурство учащихся в столовой. Для соблюдения дисциплины и порядка за каждым учащимся закрепляется постоянное место. Дежурные обслуживают определенные столы, распределяют между собой обязанности, следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований. От родителей требуется обеспечение детей индивидуальными полотенцами, а также привитие навыков культуры поведения за столом во время еды.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций выявляет, какую помощь оказывают родители детям, в чем они затрудняются.

Организация родительского самоуправления начинается после первого родительского собрания. Создаются инициативные творческие группы. Отрадно, что в этих группах задействованы папы. Они отвечают за ремонт мебели кабинета, обеспечение транспортом экскурсий, организацию спортивных игр, походов.

Для выявления положительного опыта воспитательной деятельности в семье проводятся классно-родительские часы “День моей семьи”, на которых каждая семья представляет свою визитную карточку, заранее выпускает стенгазету о семье, об увлечениях, хобби, организует выставку творчества, показывает музыкальный номер, проводит конкурсы или соревнования. В течение учебного года родители проводят кружки по прикладному творчеству, спортивные соревнования, занятия по английскому языку. Активная жизненная позиция родителей рождает у ребенка чувство гордости за своих родителей, желание рассказать о своей семье, побуждает детей к творчеству. Они охотно пишут о своих домашних животных, семейных праздниках, о впечатлениях и чувствах. Вот сочинение Тимофеевой Насти, 2 класс: “У меня есть две собачки. Одну зовут Инга, вторую - Найда. Я их учу. Они умеют здороваться. Наши собаки охраняют дом. Когда Инга вырастет, станет охотиться с папой. Найда будет охранять дом”. О своей мечте быть похожим на папу пишет Соколов Сергей, 2 класс: “Хочу стать водителем, потому что мой папа - водитель. Он работает в совхозе. У него машина ЗИЛ. Недавно он снял кузов и поставил цистерну. Папа теперь возит воду”.

Следует заметить, что самыми активными формами сотрудничества с родителями являются классные мероприятия: спортивные соревнования “Мама, папа и я - спортивная семья”, “Веселые старты”, конкурсы “А ну-ка, мальчики!”, “Веселая игра”, “Хозяюшки”, “Отгадай ребусы”, выставки рисунков, поделок, участие в традиционном музыкальном конкурсе “Кун бытархайа”. Наши детские праздники превращаются в своеобразные открытые уроки, так как многие из них подводят итог определенному отрезку учебной деятельности. Например, обобщение уроков национальной культуры, чтения. Кроме того, на праздниках и во время подготовки к ним много возможностей для общения детей и родителей. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

Запомнился детям и родителям праздник “На бабушкиных посиделках”. Готовились к нему целый месяц: дети при активной помощи родителей собирали интересный материал о русской культуре, масленице; пословицы, поговорки; разучивали игры, хороводы, песни, стихи. На встречу с детьми с самоваром, горячим чаем и пирогами пришла наша бабушка Крылова В.П. Бабушки и мамы в русских национальных костюмах исполнили русскую народную песню “Во кузнице…”. Стало также хорошей традицией то, что на всех праздниках стараемся подарить детям музыкальный номер.

Впервые в истории школы мы с родителями организовали праздник “Прощание с начальной школой” для всех параллельных выпускных классов. Каждый классный руководитель готовил буклеты для своих выпускников: собранные за три года рисунки, сочинения, поделки, данные об успеваемости, фотографии - все это было оформлено в красочный альбом и явилось неожиданным сюрпризом для детей. На праздник пришли все родители, был подведен итог за три года совместной работы.

В конце каждого учебного года вместе с родителями и учащимися проводится анализ работы за год, отмечаются положительные моменты, выявляются лучшие мероприятия с точки зрения их организации, воспитательного воздействия на ребят, повышения их культурного уровня, расширения кругозора.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.