Актуальность проблемы.
Игра является основной деятельностью ребенка и создание специальных условий для развития этого вида деятельности дошкольников поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.
Игротека позволит расширить жизненное пространство детей, изменять при необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми разного возраста (взрослыми и детьми). Это поможет решению проблемных ситуаций, которые так или иначе возникают в детско-взрослом сообществе.
В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение специальных программ Игротеки позволит приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада. Для детей при переходе от одного сообщества в другое посещение временных групп для специально организованных игр также поможет более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации. Специальные программы помогут формированию социальных, игровых, учебных навыков, что является дополнительным условием для осуществления более эффективного перехода детей 6-7 лет из дошкольного детства к школьному обучению.
Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально организованными зонами может помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями. Специалисты Игротеки, работая по технологиям личностно-ориентированного подхода, помогут решению возникших проблем.
Цели и задачи проекта.
Данный проект поможет осуществить переход к современным образовательно-воспитательным технологиям и расширить возможности дошкольного учреждения в работе с детьми и их семьями.
Игротека служит в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для проведения коррекционных занятий с дошкольниками и программ социализации. В дошкольном учреждении оборудуется отдельное помещение, в котором выделяются специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста. Игротека служит также в качестве пространства для формирования разновозрастных групп временного пребывания под определенные воспитательно-педагогические задачи.
Оборудование и игровой материал.
Ниже приводиться примерный список оборудования и игрушек, которые могут использоваться детьми для игр и специалистами для проведения индивидуальных и групповых занятий с ними.
Материальная база Игротеки включает в себя следующие разделы:
- Оборудование для развития общих движений
- Игрушки для развития движений рук и ручных навыков
- Игрушки для развития тактильного восприятия
- Игрушки и средства для развития зрительного восприятия
- Игрушки для развития слухового восприятия
- Игрушки для развития мышления
- Игрушки для развития речи и языка
- Игрушки для социально-эмоционального развития
- Материалы для изобразительного творчества
- Средства для музыкального развития
- Книги для детей
- Книги для родителей
- Видеокассеты с записями игровых сеансов
Организация среды.
Пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:
- зоны сюжетно-ролевых игр (“больничка”, “парикмахерская”, “магазин”, “комната”, “кухня” и т.д.)
- зона активных игр (спортивные модули, мячи, маты)
- зоны релаксаций (сенсорная беседка, полотна, коврики, домики – палатки, качели)
- зона игр с песком и водой, природным материалом
- зона интеллектуальных игр для развития высших психических функций (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.)
- “строительные” зоны (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности)
- зона игр по развитию мелкой моторики
- музыкальная зона (музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями, караоке)
- зона для рисования и прикладной деятельности (мольберты, столы, бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т.д)
Специалисты.
Специфика работы Игротеки ГДОУ подразумевает
наличие ряда специалистов: психолога,
социального педагога, педагогов дополнительного
образования.
В Игротеке всегда находиться социальный
педагог, он организовывает детей на
самостоятельную игру, организовывает групповые
занятия. Его роль зависит от тех ситуаций,
которые могут возникать с процессе работы с
детьми и от возраста детей. Он может выступать
организатором игровой среды, наблюдателем,
помощником, партнером по общению, партнером по
игре, посредником, инициатором игры.
Психологом и социальным педагогом
организовываются и проводятся коррекционные
занятия для детей, нуждающихся в них.
Психологом создается специальная коррекционная
программа на каждого ребенка, нуждающегося в
коррекции, им проводится целенаправленная
работа с родителями. В расписание включаются игры,
корректирующие поведение ребенка, как
индивидуальные, так и групповые.
Терапевт языка и речи (логопед) создает речевую среду с целью обучения коммуникативным и когнитивным навыкам. Создает условия для вызывания речевой активности и стимулирования речи детей.
Педагоги дополнительного образования проводят занятия по дополнительным образовательным курсам, организовывают досуговую и клубную деятельность детей и их родителей.
Специалисты организовывают наблюдение за детьми во время игровой и образовательной деятельности, ведут карточки развития ребенка, где отражается динамика развития тех или иных навыков. Содержание карточки развития включает в себя отражение несколько направлений:
- физическое развитие
- общение и развитие речи
- социальное развитие и игра
- самостоятельность и независимость
- поведение
Организация занятий и формирование групп.
Индивидуальные занятия с ребенком.
Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать подобную поддержку и помощь ребенку. Цели индивидуальной игротерапии:
- создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение и себя);
- создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений, аффектов;
- выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения;
- подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;
- содействие гармонизации развития личности
ребенка, формированию его самостоятельности и
уверенности в себе, активности,
доброжелательного отношения к людям.
Групповые занятия.
Цели групповых занятий – обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания и др.) В этих занятиях большое значение имеет самостоятельная игровая деятельность детей. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми.
Формирование групп может осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 20 человек.
Возможна реализация трех основных моделей групповой работы: педагогической группы, группы социализации, группы интеграции.
Целью педагогической группы является обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания, речевым).
Целью группы социализации является оказание помощи детям в решении ситуаций, связанных с возрастными кризисами, социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения во взросло-детском сообществе).
Группа интеграции может функционировать как любая из перечисленных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать необходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.
На территории игротеки могут формироваться временные разновозрастные группы (в рамках любой модели) дошкольников, что позволит решать ряд существенных вопросов, связанных с развитием детей.
Нам представляется важным создать все условия для развития индивидуальности ребенка и воспитать в нем уважение к другому человеку, развить адекватные формы социального взаимодействия.
Традиционно в детском саду ребенок имеет возможность посещать группу, где собраны дети одного возраста, поэтому круг его взаимодействий ограничен зачастую только взрослыми и сверстниками. Разновозрастная группа расширяет возможности социализации ребенка и создает дополнительные условия для личностного роста. Среди детей разного возраста ребенок сможет последовательно и гармонично переживать свое взросление. Глядя на малышей, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимать, каким будет через год. Старшие получают возможность опекать младших, помогая им в разных игровых и бытовых ситуациях. Младшие при этом также получают возможность расширять свои социальные навыки. Ребенок получает такой опыт взросления, творчески повторяя действия детей старшего возраста.
В свободной игре младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной : для каждого возраста найдется особая роль. Во время организованных игр старшие дети могут брать на себя роль ведущих. Во время подвижных игр старшим необходимо быть не только быстрыми и ловкими, но и терпеливыми и великодушными к малышам. Игры, таким образом, выступают как фактор, формирующий социальное поведение детей.
Немаловажен еще один психологический аспект личностного развития ребенка в разновозрастной группе – это возможность изменяться. Порой, ребенку, оказавшись в какой-либо социальной группе, бывает трудно сломить сложившиеся стереотипы межличностных отношений. Так может получиться, что он приобрел один из статусов в группе - “звезды” или “изгоя”, “стеснительного” или “выскочки”. Находясь в одной и той же однородной среде, порой ситуативные проявления поведения ребенка могут закрепиться в черту характера, “помогая” ребенку испытывать психологический дискомфорт. Меняя же время от времени среду контактов, находя себе партнеров по играм и общению, ребенок может найти выход из проблемных ситуаций. При постоянно меняющихся и мигрирующих социальных контактах ребенку достаточно удобно “примерять” различные формы поведения. Ориентируясь при этом на реакцию окружения и закрепляя социально одобряемые формы поведения, отказываясь от неодобряемых. При помощи психолога и социального педагога ребенок может скорректировать свое поведение и повысить самооценку. В группе сверстников чаще всего имеет проявление соперничества, соревновательности. В разновозрастной группе проще установить отношения помощи и поддержки. И в ситуации совместных игр и занятий дети имеют возможность расширять собственную “зону ближайшего развития”, используя момент творческого подражания, ведь дети быстрее обучаются друг у друга.
Игровые сеансы.
Специалисты Игротеки проводят игровые сеансы для сотрудников сада с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста. Также игровые сеансы проводятся для родителей в качестве консультации. Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка. Игровые сеансы также могут помочь выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между родителями и специалистами.
Занятия могут проводиться как по традиционной, так и по современной модели.
Традиционная модель.
Основные характеристики:
- Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется.
- Используются специальные подсказки и подкрепления, а также частая прямая оценка успехов ребенка.
- Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить.
- Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью.
Данная модель оказывается наиболее эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.
Специфика. “Правила игры” здесь задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. “Образец для подражания” для детей и родителей – это специалист. Руководит процессом ведущий, все внимание которого направлено в основном на детей, а маме отводиться роль помощника, выполняющего инструкции специалиста. Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.
Современная модель.
Основные характеристики:
- Ребенок и взрослый – партнеры, они примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.
- Она направлена на сам процесс взаимодействия между взрослым и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет работы специалистов.
- Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.
Специфика. В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Они учатся всему этому без усилий и с удовольствием. Данная модель позволяет взрослым (педагогам и родителям) быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями. Приобретенные здесь навыки ребенок выносит за пределы группы.
Организация групповой работы по данной модели предполагает:
- создание безопасной атмосферы;
- время для свободной игры;
- знание этапов развития ребенка;
- партнерские взаимоотношения.
Преимущества:
- У детей имеется больше возможностей для развития вербальной и невербальной коммуникации и реализации основных коммуникативных функций: требование, комментирование, протест, вопрос.
- Дети раннего возраста раньше начинают говорить.
- Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их успешной адаптации в детском саду.
- Взаимодействие между ребенком и взрослым
оптимизируется, развивается способность лучше
понимать друг друга и получать радость от
взаимного общения.
Время посещения (режим работы игротеки)
Дети могут посещать Игротеку как в определенное время (по расписанию), так и в том случае, если ребенок проявил желание туда отправиться самостоятельно. Все перемещения каждого ребенка согласовываются с воспитателем группы. Составляется расписание индивидуальных и групповых игровых занятий. Составляется расписание проведения семейных игровых сеансов, клубной работы, досуговых мероприятий, занятий по дополнительным образовательным курсам.
Работа с родителями.
Специалистами Игротеки организовывается работа с родителями:
- встречи и беседы родителей со специалистами Игротеки;
- родительские семинары;
- консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств;
- анкетирование для получения обратной связи от родителей ;
- проведение семейных игровых сеансов;
- организация выпуска родительской газеты;
- совместная с родителями организация досуговых мероприятий;
- клубная деятельность;
- организация библиотеки и видеотеки для родителей.
Список использованной литературы.
1. Российская лекотека (А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, В.Н.Ярыгин, Л.В.Ярыгтна, И.Е.Аверина, Н.А.Светлова, Н.Я.Семаго, П.И.Шабан, И.В.Шарая, С.В.Уилсон) Москва, 2001
2. В.П.Балобанова, А.Ю.Пасторова Групповая работа с детьми раннего возраста: учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. – СПб.: ИРАВ, 2001.
3. Рылеева Е.В. Вместе веселее ! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести – М.: ИНТОР, 1996.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Готовность к школе: руководство практического психолога (под редакцией И.В.Дубровиной). – М.: Наука, 1995.
7. Ребекка Р.Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей (перевод с англ. Л.А.Чистович, Е.В.Кожевниковой) - СПб.: ИРАВ, 1999.
8. Дженни Лешли Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение,1991