Урок развития речи: "Кто такой лидер?", 8 класс

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Расширить представление учащихся о таком явлении, как лидерство, помочь разобраться в различии понятий “лидер” и “тиран”;
  • Выявить основные психологические характеристики лидера;
  • Воспитать положительное отношение к первенству; поощрить стремления учеников стать лидерами в какой-либо области деятельности; акцентировать внимания детей на положительных и отрицательных сторонах лидерства;
  • Подготовиться к сочинению-рассуждению по предложенной теме.

Ход занятия:

I.

Оформление доски: нарисованы 4 фигуры: треугольник, квадрат, круг, зигзаг. На закрытой части доски написаны определения слова “лидер”:

  • Лидер - а, м.
  1. Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе.
  2. Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в состязании.
  3. Корабль, возглавляющий колонну, группу судов.[1]
  • Лидер- время возникновения – середина XIX в. От англ. Leader<lead - вести, руководить [2]
  • Лидер- это человек, который ведёт (...) группу людей во времени и пространстве.[3]

Cловарь урока: лидер, тиран, деспот, принцип.

II.

– Ребята, сегодня мы с вами начнём наш урок не совсем обычно. На доске нарисованы 4 фигуры, расположите их в том порядке, в котором вам они вам больше нравятся. Можно попытаться нарисовать свой портрет при помощи этих фигур.

- Теперь посмотрите на свои рисунки, какая из фигур у вас расположена первой? Для тех, кто рисовал свой портрет, следующий вопрос - каких фигур у вас больше всего?

- А теперь узнаем о результатах теста. Те, у кого на первом месте расположен ЗИГЗАГ, люди творческие. Эта фигура самая уникальная из всех – она представлена в виде разомкнутой линии. Если вы твёрдо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вам, скоре всего, в большой степени присуща образность, интуитивность, мозаичность, интегративность. Строгая, последовательная дедукция- это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от “а” до “я”, поэтому многим трудно понять этих людей. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Разрешают конфликт Зигзаги по-своему – заостряя на нём своё внимание и предлагая новую концепцию, в которой все вопросы “снимаются”

Эти люди просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В труде им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг “оживает” и начинает выполнять своё основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы.

Зигзаги- идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

Зигзаг - самый возбудимый из всех фигур. Они несдержанны, очень чувствительны, что мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее)

Если у вас на первом месте КРУГ, то вы заинтересованы прежде всего в хороших межличностных отношениях, потому что круг- это мифологический символ гармонии. Высшая ценность для Круга – люди.

Круг - самая доброжелательная из всех форм. Он чаще всего служит тем “клеем”, который скрепляет коллектив и стабилизирует группу.

Эти люди – лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой способностью к сопереживанию. Круги “болеют” за свой коллектив и популярны в нём. Однако они, как правило, слабые руководители.

Во- первых, круги направлены, скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать “твёрдую” позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать, иногда - в ущерб делу.

Во- вторых, Круги вообще не отличаются решительностью. Часто не могут подать себя должным образом, треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть. В одном Круги проявляют завидную твёрдость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а мозаично, с прорывами, с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что круги не в ладах с логикой. Можно сказать, что Круг - прирождённый психолог, однако он зачастую слабый организатор.

Если вашей основной фигурой оказался КВАДРАТ, то вы – неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиться завершения работы,- вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость и терпение обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутомимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать нужную информацию моментально, поэтому заслуженно слывёт эрудитом в своей области. Эти люди скорее “вычисляют” результат, чем догадываются о нём. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведённый порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Такой человек постоянно “упорядочивает”, организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами-техниками, отличными администраторами, но редко- хорошими менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил могут развиться до крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Ну и, наконец, ТРЕУГОЛЬНИКИ. Эта фигура символизирует лидерство, и те, у кого эта фигура на первом месте, имеют в своём характере какие-то черты лидера, а многие Треугольники ощущают в этом даже своё предназначение. Самая характерная особенность истинного треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности.

Треугольники способны глубоко и быстро анализировать ситуации. Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы.

Треугольник – это очень уверенный в себе человек, который хочет быть первым во всём. Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Треугольники часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию, как губка).

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру.

Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное же их отрицательное качество- эгоизм, направленность на себя. Но, может быть, жизнь без них потеряла бы свою остроту.[4]

-Результаты теста могут подсказать вам лишь общую картину, чтобы получить более точное представление о своих чертах характера, нужно обратить внимание и на фигуры, расположенные на последующих местах. А наш сегодняшний разговор как раз о Треугольниках, о лидерах, и о тех, кто лидером хотел бы стать. Итогом нашего урока будет сочинение на тему “Кто такой лидер?”

III.

Мой первый к вам вопрос- а кто же такой лидер? (Читаем определения в словаре Ожегова. Если словарей нет - смотрим на определение, записанное на доске) - Что общего в значениях этого многозначного слова? (идущий впереди, ведущий за собой)

- Посмотрите на доску: слово “лидер” возникло в середине XIX в., оно пришло к нам из английского языка. Понятия “ лидер”, “лидерство” стали сейчас очень актуальными, этой теме посвящены многие исследования по психологии. Один из известных психологов, Игорь Вагин, даёт такое определение слова:

“Лидер-это человек, который ведёт за собой …группу людей во времени и пространстве”

Мы с вами остановимся на определении, данном в “Толковом словаре русского языка”, и запишем первое значение многозначного слова в тетрадь.

IV.

Прочтите текст, это отрывок из ученического сочинения (Текст размножен для каждого ученика)

“ Куда в..дёт лидер? Какой он? Сущ…ствуют лидеры “пол…жительные” благодаря усилиям которых людям живёт(?)ся лучше у них по…вляет(?)ся цель в жизни стр…мление идти за человеком, который в чём(то) луч(?)ше других. Но лидеры бывают и “отр..цательные”. В истори… и п..литик… их называют “тиранами” “деспотами”.

-Согласны ли вы с автором сочинения? Найдите в словаре значения слов тиран, деспот. Обратите внимание на правописание. Перепишите текст, объясняя орфограммы и вставляя пропущенные знаки препинания.

-К чему может привести следование за “отрицательными” лидерами? Вспомните яркие примеры таких людей в истории: Наполеон, Гитлер, Сталин. А в вашей повседневной жизни встречались такие лидеры? Среди наркоторговцев, людей, преследующих других за убеждения, расовые отличия, национальность …Таким людям нужно учиться говорить “нет”.

V.

–Давайте выявим основные черты характера лидера. (Один ученик работает у доски, записывая слова и объясняя орфограммы, остальные делают записи в тетрадях)

  1. Энергичность.
  2. Способность концентрироваться на главной цели.
  3. Способность глубоко и быстро анализировать ситуацию.
  4. Потребность управлять ситуацией (Если не я, то кто?)
  5. Уверенность в себе.
  6. Умение и желание учиться.
  7. Стремление проявить себя в каком-либо деле.
  8. Стремление помочь другим.

Существуют и отрицательные черты:

1.Жесткость

2.Эгоизм.

3. Стремление подавить волю других, подчинить их себе.

-Какие из этих черт характера вы можете найти у себя? Можно ли сказать, что вы – лидер? А если нет, то над чем нужно поработать в первую очередь? Какими словами вы бы выразили девиз лидера? (Если не я, то кто?) Это жизненный принцип человека, ведущего за собой других. (Смотрим в словаре значение слова принцип)

VI.

– Проведём небольшой эксперимент. Представьте себе трёх человек, которых вы можете назвать лидерами. Это могут быть ваши друзья, одноклассники, учителя, известные политики, телеведущие, артисты…А теперь, не называя их, мы попробуем составить общий “портрет” лидера по плану: (работаем в тетради, один ученик у доски)

1.Походка (уверенная…)

2.Осанка (прямая, высоко держит голову…)

3.Взгляд (уверенный, в глаза собеседнику…)

4.Голос, темп, тембр речи (нормальный-не быстрый, слегка замедленный темп речи, чаще низкий, грудной голос…)

5.Манера поведения, жесты, мимика (спокойная, жесты, мимика - в меру, в зависимости от ситуации…)

-А теперь назовите тех людей, которых вы себе представляли. Сделайте запись в тетради.

- Хочется ли вам быть похожими на них? Оказывается, быть первым очень трудно, но почётно!

VII.

– Лидером рождаются или становятся? (Проводится обмен мнениями, учитель подводит итог) Лидером можно родиться, но никогда им не стать по-настоящему, а можно и воспитать в себе лидерские качества, не имея их изначально. Существует даже такая пословица: “Не дерево выбирает птицу, а птица- дерево”

-Запишите пословицу в тетради, объяснив постановку знаков препинания. (Один ученик работает у доски)

- Нужны ли лидеры в школе, да и вообще в жизни?

VIII.

Подготовка к сочинению. – Ребята, итогом нашей работы будет сочинение на тему “Кто такой лидер?” Все вопросы, над которыми мы сегодня работали, будут входить в план нашего сочинения. Давайте запишем план в тетради.

1.Кто такой лидер? Определение.

2. “Портрет” лидера. Черты характера.

3.Лидером рождаются или становятся?

4. Кого можно назвать лидером?

5.Вы лидер или нет?

6.Нужны ли лидеры в школе?

Сочинение можно писать и по самостоятельно сформулированной теме, и по одному из вопросов плана. Далее проводим работу с целью предупреждения речевых ошибок, подбираем синонимы к слову “лидер”, выбираем для сочинения основной тип речи – рассуждение, вспоминаем основные характеристики, записываем задание в дневник.

Список литературы.

1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1999.

2.Этимологический словарь русского языка для школьников // Сост.Карантиров С.И. М, 1998.

3.Вагин И. Как из мухи сделать слона. Психология лидерства. М.,2004.

4.Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. М..2004.