Тема четверти: В концертном зале.
Тип урока: урок-обобщение.
Вид урока: урок-анализ.
Цели урока: развитие эмоций, фантазии, воображения учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных, литературных произведений.
Задачи: научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов; закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ.
Методы: беседа, диалог, словесное рисование, графическое модулирование, сравнение.
Оборудование: аудиозапись, синтезатор, альбомные листы, цветные карандаши, иллюстрации к пьесам по мотивам картин В. Гартмана, портрет М. Мусоргского.
Материал: учебник “Музыка” 4 класс.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
Ход урока.
На доске вывешен портрет композитора М. Мусоргского (рисунок 1) и иллюстрации к картинам В. Гартмана (с названиями пьес с обратной стороны, рисунок 2).
Рисунок 1
Рисунок 2
1. Организационный момент.
2. Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).
3. Вводная беседа учителя.
Учитель: Перед вами, ребята, портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, создавшего множество прекрасных произведений. Мы с вами поговорим о его фортепианной сюите “Картинки с выставки”. Кто из вас может объяснить, что такое фортепианная сюита?
Дети: Фортепианная – написана для фортепиано. Сюита – это ряд пьес, объединенных общей темой.
Учитель: А какие фортепианные сюиты вы еще знаете?
Дети: “Детский альбом”, “Времена года” П.И. Чайковского.
Учитель: Хорошо… А как возникла у Мусоргского идея создать эту сюиту, что подтолкнуло его?
Дети: рассказывают о художнике В. Гартмане.
Учитель: Как решил написать сюиту композитор, каким образом связал все пьесы?
Дети: Пьесой “Прогулка”. Она является повторяющейся темой.
Учитель: Почему он так сделал?
Дети: рассказывают о картинной галерее, выставке (экспозиции-показе).
4. Обобщение и анализ пьес.
(Прослушивание пьесы “Прогулка”).
Учитель (читает стихотворение):
Раз сидел печальный он на пеньке под елкой
И латал свой колпачок длинною иголкой.
(Прослушивание пьесы “Гном”).
Дети:словесное рисование образа гнома. Музыкальная характеристика пьесы.
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 79 и прочитайте стихи которые были написаны к следующей пьесе.
Дети:
Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный…
(Прослушивание пьесы “Старый замок”).
Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.
(Прослушивание пьесы “Балет невылупившихся птенцов”).
Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.
Учитель:
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьях ножках
Стоит без окон и дверей.
(Прослушивание пьесы “Избушка на курьях ножках”).
Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.
Учитель: А сейчас мы познакомимся с еще одной пьесой из сюиты – “Богатырские ворота”.
Из того ли города из Мурома,
Из того с подворья богатырского
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец…
(Прослушивание пьесы “Богатырские ворота”).
Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам сделать рисунок к одной из наиболее понравившийся пьесы. Постарайтесь выразить в рисунке музыкальный образ, характер, настроение.
5. Творческая работа учащихся.
Дети: рисуют под музыкальные фрагменты из пьес.
Учитель: Галерея открывается (разворачивает иллюстрации на доске внешней стороной, рисунок 3).
Рисунок 3
Дети: прикрепляют свои рисунки на доске под иллюстрациями Гартмана. Несколько учащихся объясняют, почему они выбрали именно эту пьесу и изобразили именно в этой определенной цветовой гамме, рисунок 4.
Рисунок 4
Вывод:
Учитель: Вы сегодня почувствовали себя творцами?
Дети: Да!
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в своих рисунках. Что помогло вам в этом?
Дети: Музыка, стихи, картины.
Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?
Дети: Песней.
Учитель: Тогда давайте споем все вместе…
(Исполнение “Урок музыки” из мюзикла “Звуки музыки” Роджерса. Песня “Если б не было школ”).
6. Итог и анализ урока.
Учитель: Сегодня мы с вами создали свою картинную галерею, в которой каждый выразил, что он почувствовал и увидел в музыке М. Мусоргского. Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.