Мир не кончается на нашем горизонте.
А. Лемьер
Теоретическая часть
Зачем нужна конференция
Экологическая конференция как форма учебного процесса не нова, но очень эффективна и полезна при преподавании экологии. Это большое и значимое событие для школы. Экология — относительно новый учебный предмет, недостаточно разработанный в методическом отношении. Он имеет сложный, порой запутанный научный язык и тонкие межпредметные связи. Случается, что учитель невольно “засушивает” этот живой, насыщенный актуальными примерами предмет. Кроме того, существует еще одна проблема, которая решается с помощью конференции.
По мнению автора, увлечение сугубо частными практическими исследованиями под руководством преподавателей без теоретических обобщений приводят к тому, что юный исследователь перестает понимать главное: какой смысл в его работе.
Необходимость теоретических обобщений в процессе подготовки к конференции заставляет ее участников задуматься над основными экологическими закономерностями, учит их мыслить и рассуждать.
Конференция ярко показывает, насколько глубоко экология проникает во все сферы нашей жизни. Кроме того, она запоминается школьникам, потому что для большинства из них – это ценный опыт публичного выступления и открытой дискуссии.
Очень важно, чтобы эта работа регламентировалась школьным положением о конференции, в котором прописаны права и обязанности всех участников, а также способы стимулирования их работы.
Не научно-практическая, а учебная
В данной работе представлен опыт проведения конференций по экологии в обычной средней школе. К конференции мы начинаем готовиться в ноябре, а проводим ее в апреле, посвящая Дню Земли. Критерии для выборы тем: темы должны быть интересны для выступающих, актуальны, связаны с нашей повседневной жизнью, достаточно хорошо разработаны в литературе, иметь острый дискуссионный характер. Мы называем конференцию не “научно – практическая”, а “учебная”, чтобы подчеркнуть, что на этом этапе мы учимся искать информацию, ее обрабатывать, рассказывать доступно и интересно большой аудитории (30-40 человек) о сложных экологических проблемах, отвечать на вопросы. И хотя элементы научности при обработке результатов присутствовали во многих школьных работах, но это только элементы.
О жюри и слушателях-экспертах
В начале учебного года необходимо выбрать компетентное жюри в количестве 7-9 человек из числа учителей и приглашенных специалистов. Оценивают докладчиков также все присутствующие на конференции школьники. Мы их называем слушатели – эксперты. В начале конференции каждый слушатель и каждый член жюри получает карточку для оценивания и критерии для оценки выступлений, которую он заполняет в течение конференции (образец такой карточки приведен ниже). Необходимость заполнения карточки создает деловую атмосферу в школьной аудитории, так как каждый, находящийся в зале – не пассивный зритель, а активный участник процесса, эксперт по оценки качества выступлений. После конференции производится математическая обработка всех карточек, которую выполняют сами школьники (счетная комиссия). Это позволяет расположить докладчиков по рейтингу успеха и наградить лучших.
О ведущем и появлении новых тем
Для успешного проведения конференции чрезвычайно важна личность ведущего. У него непростая роль: с одной стороны он должен жестко следовать регламенту, с другой стороны, уметь оперативно “раскрутить” обсуждение после доклада (обсуждение совершенно необходимо после каждого выступления!). На обсуждение можно потратить не более 7-8 минут. Вопросы, которые “зависли”, по причине недостатка информации или времени, но являются интересными для аудитории, полезно записывать. Для этого мы выбираем секретаря конференции из числа старшеклассников. Вновь возникшие темы в процессе дискуссии – золотой фонд конференции, банк ее новых идей и будущих тем.
Практическая часть
Предварительная подготовка к конференции
При оказании помощи в выборе тем и подготовке к конференции мы разработали некоторые правила и рекомендации научным руководителям и школьникам, которые готовятся к выступлению. Основная форма работ, представляемых на конференции – реферат. (Хотя и не единственная).
Ниже представлены алгоритмы различных этапов подготовки, защиты и оценки этой формы академической работы.
Программа для научного руководителя,
который готовит
учащихся к конференции
Итак, если вы хотите провести конференцию в апреле, начинать подготовку нужно с ноября.
I. Подготовка к написанию реферата (ноябрь, декабрь).
- Ознакомление учащихся с этапами подготовки реферата.
- Обучение четкой формулировке темы, определению ее границ. Обучение умению точно формулировать цели и задачи реферата.
- Обучение аналитическому чтению.
- Обучение способам сбора информации.
- Обучение составления библиографического списка.
II. Написание реферата и его оформление (январь, февраль).
- Ознакомление учащихся со способами сжатия текста. (Исключение подробностей. Не сокращая мысль, сократить ее запись. Необходимость обобщений).
- Повторение сведений о научном стиле речи. (Строгая логичность, точность, научный язык, объективность изложения фактов).
- Ознакомление учащихся со структурой реферата, со спецификой его основных частей: введением, заключением, основной частью; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением.
- Ознакомление учащихся со спецификой оформления работы.
- Проверка черновика, правка. Выдача рабочей рецензии.
- Проверка чистовика.
III. Подготовка к защите, тренировочная защита (март, апрель).
- Обучение приемам публичного выступления.
- Хронометраж выступления.
- Заготовка “шпаргалок” для выступления.
- Обогащение речи языковыми клише, характерными для научного стиля.
- Тренировочная защита.
Советы для учащегося,
который готовится к выступлению на конференции
I. Подготовка к написанию реферата (ноябрь, декабрь).
- Выбор темы и ее осмысление:
- выбирайте интересную для себя тему;
- тема должна быть актуальной не только для Вас лично, но и для других людей;
- по выбранной теме должно быть достаточное количество источников;
- не спешите при выборе темы;
- чаще думайте о выбранной теме, старайтесь разглядеть ее в окружающем мире.
- Сбор информации:
- информацию систематизируйте по смысловым блокам, используйте ресурсы компьютера;
- информацию по теме ищите везде: в книгах, журналах, газетах, в радио— и телепередачах, в интернете, беседах со специалистами, взятом интервью и т. п.
- Постановка проблемы (близко – цель реферата) и выбор эпиграфа:
- сформулируйте основную идею реферата;
- выбирайте такой эпиграф, который кратко отразит основную идею Вашей работы.
- Конструирование содержания (плана):
- изучите всю собранную Вами информацию, разбейте содержание на блоки и озаглавьте их;
- в плане предусмотрите такие пункты:
ВВЕДЕНИЕ(постановка проблемы, история вопроса, литературный обзор);
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, которая должна быть выдержана в научном стиле, а именно:
— строгая логичность в изложении;
— выводы, вытекающие из фактов;
— объективность изложения фактов;
— употребление неопределенно-личных местоимений вместо местоимения “я”;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ (основной вывод, пути решения проблемы, прогнозирование);
- ПРИЛОЖЕНИЯ (графики, рисунки, таблицы. Не забудьте дать названия и написать обозначения);
- СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.
II. Написание реферата и его оформление (январь, февраль).
- Написание черновика.
- если у Вас есть собственные исследования, то они должны занимать львиную долю всего содержания;
- не уходите в сторону от своего содержания;
- заголовки разделов в тексте должны соответствовать пунктам содержания;
- если реферат получился слишком объемным, удалите все, что не раскрывает тему. Работайте над приемами сжатия текста!
- Написание чистовика.
- обязательно наличие следующих блоков: титульный лист, содержание (оглавление), собственно текст, список источников информации по типам и по алфавиту, сноски на термины и источники, перечень сокращений, приложения (если есть);
- рисунки, графики и таблицы должны быть четкими и понятными и иметь соответствующие пояснения.
- отдайте готовый черновик специалисту на рецензию.
III. Подготовка к защите, тренировочная защита (март, апрель).
- Общие рекомендации:
- говорите эмоционально. Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
- излагайте логично. Логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
- употребляйте только понятные аудитории термины;
- больше рассказывайте. Рассказ воспринимается лучше, чем чтение текста;
- ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать наглядный материал;
- постарайтесь предупредить возможные вопросы.
- Техника подготовки:
- проведите предварительный хронометраж (засеките время) своего выступления и, избавляясь от второстепенных деталей, доведите его до нужного отрезка времени;
- заготовки шпаргалок: выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, разложите их по порядку или сделайте компьютерную презентацию;
- заранее продумайте составляющие своего рабочего места;
- приготовьте четкую и красочную наглядность;
- проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.
- Рекомендации выступающему.
- начните свое выступление с приветствия жюри и аудитории;
- огласите название Вашего реферата, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
- не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (не поворачивайтесь к аудитории спиной, говорите внятно);
- поблагодарите слушателей за внимание, а научного руководителя – за помощь; старайтесь ответить на все вопросы аудитории.
Программа одной из конференций, критерии для оценки выступления, карточка для оценивания выступления
Тема: “Некоторые экологические проблемы 3-х уровней:
- Планета земля и Россия.
- Выборг и выборгский район.
- Экологические проблемы повседневной жизни”.
Первый день
I Блок. Планета Земля и Россия.
- Ноосфера: светлое или трагическое будущее?
- Демографическая ситуация в России в начале 3-го тысячелетия.
- Проблема захоронения радиоактивных отходов на территории России.
- Экологические проблемы Балтийского моря.
- Увеличение концентрации токсинов в пищевых цепях.
II Блок. Выборг и Выборгский район.
- Современные проблемы утилизации мусора в Выборге.
- Балтийская трубопроводная система. Строительство порта в Приморске.
- Охраняемые территории Выборгского района.
Второй день
III Блок. Экологические проблемы повседневной жизни.
- Действие радиации на организм человека. Радиационный фон в нашей жизни.
- Какую воду мы пьем.
- Экологическая проблема синтетических моющих средств.
- “Экологическая аура” персонального компьютера.
- “Совы”, “жаворонки”, “голуби” среди нас.
Анализ и итоги конференции
Награждение участников происходит после обработки оценок (методика обработки приведена ниже) на общешкольной линейке. Лучшие докладчики награждаются по оценкам жюри и по оценкам учащихся отдельно. Победивший в шкале “ученики” получает приз зрительских симпатий. Перед линейкой проводится короткий круглый стол: жюри собирает всех выступающих для краткого анализа всех выступлений. Это мероприятие для выступающих – самое волнительное, именно потому, что они шли к конференции долго и вложили в выступление свой творческий потенциал.
Критерии для оценки выступления
- Автор должен показать глубокие знания по своей теме;
- максимальное время выступления -10 минут;
- можно пользоваться либо текстом реферата, либо заранее подготовленным планом выступления.
При оценке выступления учитывается (данные критерии вывешиваются на большом плакате в аудитории, где проходит конференция):
1. Содержательный блок (полнота раскрытия темы, соответствие между темой и содержанием, логика и убедительность изложения, выводы, наличие основной идеи).
2. Научный блок (умение вычленить проблему и рассмотреть ее с разных сторон; владение языком науки; умение оперировать фактами, умение делать выводы, прогнозировать).
3. Степень владения материалом (умение обходиться без текста во время выступления; умение отвечать на вопросы; активный, самостоятельный поиск информации в процессе подготовки).
4. Использование наглядного материала (разборчивые слова и цифры на плакатах, экране и т. д.; соответствие представленных изобразительных средств содержанию).
5. Уважение к аудитории (четкая, понятная речь; соблюдение регламента; правильное распределение времени на введение, основную часть, заключение; увлекательность изложения; поведение автора во время выступления).
Каждый блок оценивается по 10-балльной системе.
Работа с карточками. Обработка результатов. Подведение итогов конференции
Такая карточка для оценивания выступления выдается всем участникам и членам жюри.
ВЫСТУ- ПАЮЩИЕ |
КРИТЕРИИ |
|||||
Содержа- тельный блок |
Научный блок |
Степень владения материалом |
Исполь- зование наглядного материала |
Уважение к аудитории |
ИТОГО | |
1. Андрей Иванов | 6 | 7 | 10 | 9 | 10 | 42 |
2. | ||||||
3. | ||||||
4. |
Карточку заполнил (а)___
В карточках могут быть исправления; счетная комиссия учитывает только последний результат. После конференции все слушатели сдают заполненные карточки счетной комиссии. Счетная комиссия состоит из 3 – 5 старшеклассников, которые считают среднее арифметическое по каждой фамилии. (Например, Андрею Иванову каждый слушатель выставил разное количество баллов. Все баллы по графе “Итого” суммируются, результат делится на количество карточек, в которых выставлены оценки Андрею Иванову). После подсчетов на плакате выписываются имена и фамилии всех выступающих и их средний балл от высшего к низшему. Так выстраивается рейтинг успеха на конференции. Интересно посчитать оценки, выставленные членами жюри и учениками отдельно, и выписать две колонки результатов для докладчиков:
Имя, фамилия докладчика | Шкала “жюри” Оценивает жюри |
Шкала “ученики” Оценивают ученики |
Андрей Иванов | 49 | 40 |
Такая обработка дает полную картину конференции и позволяет легко выделить призовые места и провести награждения. Очень полезно для школы выпускать печатное издание с опубликованными в нем рефератами.
Заключение
Таким образом, мы предлагаем Вам, уважаемые читатели, практическое пособие по подготовке всех этапов школьной учебной конференции, не только по экологии, но и по любому предмету. Конечно, мы не претендуем на изобретение велосипеда – во многих школах традиционно проводятся конференции. Мы же попытались собрать информацию, систематизировать ее и практически отработать все этапы подготовки, проведения и анализа этой полезной и творческой формы учебного процесса.