Экологическая конференция как творческая форма учебного процесса

Разделы: Общепедагогические технологии


Мир не кончается на нашем горизонте.
А. Лемьер

Теоретическая часть

Зачем нужна конференция

Экологическая конференция как форма учебного процесса не нова, но очень эффективна и полезна при преподавании экологии. Это большое и значимое событие для школы. Экология — относительно новый учебный предмет, недостаточно разработанный в методическом отношении. Он имеет сложный, порой запутанный научный язык и тонкие межпредметные связи. Случается, что учитель невольно “засушивает” этот живой, насыщенный актуальными примерами предмет. Кроме того, существует еще одна проблема, которая решается с помощью конференции.

По мнению автора, увлечение сугубо частными практическими исследованиями под руководством преподавателей без теоретических обобщений приводят к тому, что юный исследователь перестает понимать главное: какой смысл в его работе.

Необходимость теоретических обобщений в процессе подготовки к конференции заставляет ее участников задуматься над основными экологическими закономерностями, учит их мыслить и рассуждать.

Конференция ярко показывает, насколько глубоко экология проникает во все сферы нашей жизни. Кроме того, она запоминается школьникам, потому что для большинства из них – это ценный опыт публичного выступления и открытой дискуссии.

Очень важно, чтобы эта работа регламентировалась школьным положением о конференции, в котором прописаны права и обязанности всех участников, а также способы стимулирования их работы.

Не научно-практическая, а учебная

В данной работе представлен опыт проведения конференций по экологии в обычной средней школе. К конференции мы начинаем готовиться в ноябре, а проводим ее в апреле, посвящая Дню Земли. Критерии для выборы тем: темы должны быть интересны для выступающих, актуальны, связаны с нашей повседневной жизнью, достаточно хорошо разработаны в литературе, иметь острый дискуссионный характер. Мы называем конференцию не “научно – практическая”, а “учебная”, чтобы подчеркнуть, что на этом этапе мы учимся искать информацию, ее обрабатывать, рассказывать доступно и интересно большой аудитории (30-40 человек) о сложных экологических проблемах, отвечать на вопросы. И хотя элементы научности при обработке результатов присутствовали во многих школьных работах, но это только элементы.

О жюри и слушателях-экспертах

В начале учебного года необходимо выбрать компетентное жюри в количестве 7-9 человек из числа учителей и приглашенных специалистов. Оценивают докладчиков также все присутствующие на конференции школьники. Мы их называем слушатели – эксперты. В начале конференции каждый слушатель и каждый член жюри получает карточку для оценивания и критерии для оценки выступлений, которую он заполняет в течение конференции (образец такой карточки приведен ниже). Необходимость заполнения карточки создает деловую атмосферу в школьной аудитории, так как каждый, находящийся в зале – не пассивный зритель, а активный участник процесса, эксперт по оценки качества выступлений. После конференции производится математическая обработка всех карточек, которую выполняют сами школьники (счетная комиссия). Это позволяет расположить докладчиков по рейтингу успеха и наградить лучших.

О ведущем и появлении новых тем

Для успешного проведения конференции чрезвычайно важна личность ведущего. У него непростая роль: с одной стороны он должен жестко следовать регламенту, с другой стороны, уметь оперативно “раскрутить” обсуждение после доклада (обсуждение совершенно необходимо после каждого выступления!). На обсуждение можно потратить не более 7-8 минут. Вопросы, которые “зависли”, по причине недостатка информации или времени, но являются интересными для аудитории, полезно записывать. Для этого мы выбираем секретаря конференции из числа старшеклассников. Вновь возникшие темы в процессе дискуссии – золотой фонд конференции, банк ее новых идей и будущих тем.

Практическая часть

Предварительная подготовка к конференции

При оказании помощи в выборе тем и подготовке к конференции мы разработали некоторые правила и рекомендации научным руководителям и школьникам, которые готовятся к выступлению. Основная форма работ, представляемых на конференции – реферат. (Хотя и не единственная).

Ниже представлены алгоритмы различных этапов подготовки, защиты и оценки этой формы академической работы.

Программа для научного руководителя, который готовит
учащихся к конференции

Итак, если вы хотите провести конференцию в апреле, начинать подготовку нужно с ноября.

I. Подготовка к написанию реферата (ноябрь, декабрь).

  1. Ознакомление учащихся с этапами подготовки реферата.
  2. Обучение четкой формулировке темы, определению ее границ. Обучение умению точно формулировать цели и задачи реферата.
  3. Обучение аналитическому чтению.
  4. Обучение способам сбора информации.
  5. Обучение составления библиографического списка.

II. Написание реферата и его оформление (январь, февраль).

  1. Ознакомление учащихся со способами сжатия текста. (Исключение подробностей. Не сокращая мысль, сократить ее запись. Необходимость обобщений).
  2. Повторение сведений о научном стиле речи. (Строгая логичность, точность, научный язык, объективность изложения фактов).
  3. Ознакомление учащихся со структурой реферата, со спецификой его основных частей: введением, заключением, основной частью; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением.
  4. Ознакомление учащихся со спецификой оформления работы.
  5. Проверка черновика, правка. Выдача рабочей рецензии.
  6. Проверка чистовика.

III. Подготовка к защите, тренировочная защита (март, апрель).

  1. Обучение приемам публичного выступления.
  2. Хронометраж выступления.
  3. Заготовка “шпаргалок” для выступления.
  4. Обогащение речи языковыми клише, характерными для научного стиля.
  5. Тренировочная защита.

Советы для учащегося,
который готовится к выступлению на конференции

I. Подготовка к написанию реферата (ноябрь, декабрь).

  1. Выбор темы и ее осмысление:
  • выбирайте интересную для себя тему;
  • тема должна быть актуальной не только для Вас лично, но и для других людей;
  • по выбранной теме должно быть достаточное количество источников;
  • не спешите при выборе темы;
  • чаще думайте о выбранной теме, старайтесь разглядеть ее в окружающем мире.
  1. Сбор информации:
  • информацию систематизируйте по смысловым блокам, используйте ресурсы компьютера;
  • информацию по теме ищите везде: в книгах, журналах, газетах, в радио— и телепередачах, в интернете, беседах со специалистами, взятом интервью и т. п.
  1. Постановка проблемы (близко – цель реферата) и выбор эпиграфа:
  • сформулируйте основную идею реферата;
  • выбирайте такой эпиграф, который кратко отразит основную идею Вашей работы.
  1. Конструирование содержания (плана):
  • изучите всю собранную Вами информацию, разбейте содержание на блоки и озаглавьте их;
  • в плане предусмотрите такие пункты:

ВВЕДЕНИЕ(постановка проблемы, история вопроса, литературный обзор);
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, которая должна быть выдержана в научном стиле, а именно:

— строгая логичность в изложении;
— выводы, вытекающие из фактов;
— объективность изложения фактов;
— употребление неопределенно-личных местоимений вместо местоимения “я”;

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ (основной вывод, пути решения проблемы, прогнозирование);
  • ПРИЛОЖЕНИЯ (графики, рисунки, таблицы. Не забудьте дать названия и написать обозначения);
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

II. Написание реферата и его оформление (январь, февраль).

  1. Написание черновика.
  • если у Вас есть собственные исследования, то они должны занимать львиную долю всего содержания;
  • не уходите в сторону от своего содержания;
  • заголовки разделов в тексте должны соответствовать пунктам содержания;
  • если реферат получился слишком объемным, удалите все, что не раскрывает тему. Работайте над приемами сжатия текста!
  1. Написание чистовика.
  • обязательно наличие следующих блоков: титульный лист, содержание (оглавление), собственно текст, список источников информации по типам и по алфавиту, сноски на термины и источники, перечень сокращений, приложения (если есть);
  • рисунки, графики и таблицы должны быть четкими и понятными и иметь соответствующие пояснения.
  • отдайте готовый черновик специалисту на рецензию.

III. Подготовка к защите, тренировочная защита (март, апрель).

  1. Общие рекомендации:
  • говорите эмоционально. Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
  • излагайте логично. Логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
  • употребляйте только понятные аудитории термины;
  • больше рассказывайте. Рассказ воспринимается лучше, чем чтение текста;
  • ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать наглядный материал;
  • постарайтесь предупредить возможные вопросы.
  1. Техника подготовки:
  • проведите предварительный хронометраж (засеките время) своего выступления и, избавляясь от второстепенных деталей, доведите его до нужного отрезка времени;
  • заготовки шпаргалок: выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, разложите их по порядку или сделайте компьютерную презентацию;
  • заранее продумайте составляющие своего рабочего места;
  • приготовьте четкую и красочную наглядность;
  • проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.
  1. Рекомендации выступающему.
  • начните свое выступление с приветствия жюри и аудитории;
  • огласите название Вашего реферата, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
  • не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (не поворачивайтесь к аудитории спиной, говорите внятно);
  • поблагодарите слушателей за внимание, а научного руководителя – за помощь; старайтесь ответить на все вопросы аудитории.

Программа одной из конференций, критерии для оценки выступления, карточка для оценивания выступления

Тема: “Некоторые экологические проблемы 3-х уровней:

  1. Планета земля и Россия.
  2. Выборг и выборгский район.
  3. Экологические проблемы повседневной жизни”.

Первый день

I Блок. Планета Земля и Россия.

  1. Ноосфера: светлое или трагическое будущее?
  2. Демографическая ситуация в России в начале 3-го тысячелетия.
  3. Проблема захоронения радиоактивных отходов на территории России.
  4. Экологические проблемы Балтийского моря.
  5. Увеличение концентрации токсинов в пищевых цепях.

II Блок. Выборг и Выборгский район.

  1. Современные проблемы утилизации мусора в Выборге.
  2. Балтийская трубопроводная система. Строительство порта в Приморске.
  3. Охраняемые территории Выборгского района.

Второй день

III Блок. Экологические проблемы повседневной жизни.

  1. Действие радиации на организм человека. Радиационный фон в нашей жизни.
  2. Какую воду мы пьем.
  3. Экологическая проблема синтетических моющих средств.
  4. “Экологическая аура” персонального компьютера.
  5. “Совы”, “жаворонки”, “голуби” среди нас.

Анализ и итоги конференции

Награждение участников происходит после обработки оценок (методика обработки приведена ниже) на общешкольной линейке. Лучшие докладчики награждаются по оценкам жюри и по оценкам учащихся отдельно. Победивший в шкале “ученики” получает приз зрительских симпатий. Перед линейкой проводится короткий круглый стол: жюри собирает всех выступающих для краткого анализа всех выступлений. Это мероприятие для выступающих – самое волнительное, именно потому, что они шли к конференции долго и вложили в выступление свой творческий потенциал.

Критерии для оценки выступления

  • Автор должен показать глубокие знания по своей теме;
  • максимальное время выступления -10 минут;
  • можно пользоваться либо текстом реферата, либо заранее подготовленным планом выступления.

При оценке выступления учитывается (данные критерии вывешиваются на большом плакате в аудитории, где проходит конференция):

1. Содержательный блок (полнота раскрытия темы, соответствие между темой и содержанием, логика и убедительность изложения, выводы, наличие основной идеи).

2. Научный блок (умение вычленить проблему и рассмотреть ее с разных сторон; владение языком науки; умение оперировать фактами, умение делать выводы, прогнозировать).

3. Степень владения материалом (умение обходиться без текста во время выступления; умение отвечать на вопросы; активный, самостоятельный поиск информации в процессе подготовки).

4. Использование наглядного материала (разборчивые слова и цифры на плакатах, экране и т. д.; соответствие представленных изобразительных средств содержанию).

5. Уважение к аудитории (четкая, понятная речь; соблюдение регламента; правильное распределение времени на введение, основную часть, заключение; увлекательность изложения; поведение автора во время выступления).

Каждый блок оценивается по 10-балльной системе.

Работа с карточками. Обработка результатов. Подведение итогов конференции

Такая карточка для оценивания выступления выдается всем участникам и членам жюри.

ВЫСТУ-
ПАЮЩИЕ

КРИТЕРИИ

Содержа-
тельный
блок
Научный
блок
Степень
владения
материалом
Исполь-
зование
наглядного
материала
Уважение
к аудитории
ИТОГО
1. Андрей Иванов 6 7 10 9 10 42
2.            
3.            
4.            

Карточку заполнил (а)___

В карточках могут быть исправления; счетная комиссия учитывает только последний результат. После конференции все слушатели сдают заполненные карточки счетной комиссии. Счетная комиссия состоит из 3 – 5 старшеклассников, которые считают среднее арифметическое по каждой фамилии. (Например, Андрею Иванову каждый слушатель выставил разное количество баллов. Все баллы по графе “Итого” суммируются, результат делится на количество карточек, в которых выставлены оценки Андрею Иванову). После подсчетов на плакате выписываются имена и фамилии всех выступающих и их средний балл от высшего к низшему. Так выстраивается рейтинг успеха на конференции. Интересно посчитать оценки, выставленные членами жюри и учениками отдельно, и выписать две колонки результатов для докладчиков:

Имя, фамилия докладчика Шкала “жюри”
Оценивает жюри
Шкала “ученики”
Оценивают ученики
Андрей Иванов 49 40

Такая обработка дает полную картину конференции и позволяет легко выделить призовые места и провести награждения. Очень полезно для школы выпускать печатное издание с опубликованными в нем рефератами.

Заключение

Таким образом, мы предлагаем Вам, уважаемые читатели, практическое пособие по подготовке всех этапов школьной учебной конференции, не только по экологии, но и по любому предмету. Конечно, мы не претендуем на изобретение велосипеда – во многих школах традиционно проводятся конференции. Мы же попытались собрать информацию, систематизировать ее и практически отработать все этапы подготовки, проведения и анализа этой полезной и творческой формы учебного процесса.