Обоснование актуальности темы и необходимости методики обоснования временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися
Проблема перегрузки учащихся средних общеобразовательных школ, начиная с 90-х годов XX века, связанная с “утяжелением” учебных планов до предельно допустимых часов недельной нагрузки, с увеличением ее в гимназических, лицейских, классах с углубленным изучением предметов была зафиксирована и широко обсуждалась педагогической общественностью. Одним из путей решения данной проблемы явились “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений” (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.-576-96). В “Гигиенических требованиях” была уменьшена предельно допустимая учебная нагрузка.
Однако возникла проблема объема задаваемых домашних заданий. Перегруженность учащихся может наблюдаться в школах в связи с желанием части учительства достижения лучших результатов по своему предмету путем задания домашней работы повышенного объема, не учитывающего общую загруженность учеников. Возникла необходимость выработки конкретных, ясных рекомендаций администрации школ, каждому учителю по объему домашних заданий в соответствии с допустимой недельной нагрузкой в данном классе данной школы и нормами выполнения домашних заданий.
Описание базы параметров, использованных при разработке методикиПри разработке методики изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися использовались следующие исходные данные:
Индивидуальный учебный план школы;
Гигиенические требования к условиям обучения школьников по СанПин 2.4.2. – 576-96 в части:
– предельные нормы домашних заданий в различных параллелях (п. 2.9.20);
– трудности школьных предметов (таблица И.Г. Сивкова).
В качестве программного инструментального средства использовались электронные таблицы Excel. Специальных требований к характеристикам используемого программного средства не предъявляется.
Описание результатов апробации предложенной методики на базе учебного плана средней школы № 10 г. ТвериНа первом этапе расчета получены данные по предельному времени выполнения домашнего задания по условному предмету (на 1 урок) без учета трудности отдельных предметов. Эта норма составила:
– в начальной школе от 15 в 1-м классе до 30 (35) минут в 3-х (4) классах:
– в среднем и старшем звене от 27 до 40 минут.
На втором этапе полученные данные уточнялись в соответствии с трудностью каждого предмета. Поэтому временная норма на выполнение домашнего задания по отдельным предметам составила различные значения: от 11 до 51 минуты (на 1 урок).
В соответствии с учебным планом школы разработаны примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:
Предмет |
В минутах, по классам |
||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Русский язык |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
35 |
Литература |
25 |
- |
- |
- |
- |
- |
35 |
Иностранный язык |
35 |
- |
- |
- |
- |
- |
45 |
Математика |
40 |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
История |
30 |
- |
- |
- |
- |
- |
40 |
Граждановедение |
30 |
|
|
|
35 |
- |
|
ОСЦ |
|
|
|
40 |
- |
- |
40 |
Историческое краеведение |
|
|
40 |
40 |
|
|
|
Физика |
|
|
35 |
- |
- |
- |
40 |
Биология |
|
22 |
- |
- |
- |
- |
30 |
Химия |
|
|
|
35 |
- |
- |
40 |
География (естествознание) |
25 |
- |
- |
- |
- |
30 |
|
Астрономия |
|
|
|
|
|
|
30 |
Информатика |
35 |
|
|
|
|
|
45 |
Профили |
45 |
Апробация продемонстрировала эффективность разработанной методики в контексте изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися в образовательном учреждении.
В соответствии с полученными результатами целесообразен следующий комплекс мероприятий по организации деятельности общеобразовательного учреждения, позволяющий приведению норм времени на выполнение домашних заданий учащимися в соответствие с требованиями регламентирующих документов:
- Ознакомление педагогов школ в начале учебного года на педагогическом совете с ориентировочными нормами на выполнение домашних заданий учащимися в соответствии с учебным планом школы и гигиеническими требованиями (см. Приложение 1, 2).
- Ознакомление классными руководителями учащихся и их родителей с полученными данными для рациональной организации режима труда и отдыха учащихся.
- Проведение хронометража по выполнению домашних заданий учащимися 2 раза в год.
- Обсуждение результатов анализа на методическом объединении, выработка соответствующих рекомендаций.
Приложение 1
База исходных данных, необходимых для расчета предельного времени выполнения домашнего задания учащимися общеобразовательного учреждения
1. Учебный план школы. Нормы максимально допустимой нагрузки школьников регламентированы Санитарными правилами и нормами СанПин 2.4.2. - 576 - 96.
Максимально допустимое количество часов в неделю при разной ее продолжительности |
||
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах |
|
при 6-дневной неделе |
при 5-дневной неделе |
|
3 – летняя начальная школа |
||
1-3 |
25 |
22 |
4 – летняя начальная школа |
||
1 |
22 |
20 |
2-4 |
25 |
22 |
5 |
31 |
28 |
6 |
32 |
29 |
7 |
34 |
31 |
8-9 |
35 |
32 |
10-11 |
36 |
33 |
2. Временные рамки домашних заданий регламентируются СанПин 2.4.2. - 576 - 96 в следующих пределах:
– в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч.,
– во 2-м – до 1,5 ч.,
– в 3-4-м до 2 ч.,
– в 5-6-м до 2,5 ч.,
– в 7-8-м до 3 ч.,
– в 9-11-м до 4 ч.
3. Учет трудности предметов нормами СанПин 2.4.2. - 576 - 96 рекомендовано производить на основании таблицы И.Г.Сивкова (1975 г.), при дополнительном оценивании современных предметов (информатика, профильные дисциплины) не менее, чем в 10 баллов.
Предмет |
Кол-во баллов |
Предмет |
Кол-во баллов |
Математика, |
11 |
Физкультура |
5 |
Иностранный язык |
10 |
Труд |
4 |
Физика, химия |
9 |
Черчение |
3 |
История |
8 |
Рисование |
2 |
Родной язык, литература |
7 |
Пение |
1 |
Естествознание, география |
6 |
Приложение 2
Исходные положения, допущения и расчетные формулы методики изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися
1. Расчет производился в соответствии с методическими рекомендациями по предупреждению учебной перегрузки учащихся (Бабанский Ю.К. “Оптимизация учебно-воспитательного процесса”):
- не давать домашних заданий на понедельник;
- не давать домашних заданий по рисованию, пению, труду и физкультуре.
2. Расчетная формула предельного времени выполнения домашнего задания по условному предмету (на 1 урок) имеет вид:
3. Расчетная формула предельного времени выполнения домашнего задания с учетом трудности отдельного предмета (на 1 урок) имеет вид:
,
где
Тур – искомое предельное время выполнения домашнего задания (мин.);
D – предельное время выполнения домашних заданий в течение недели, по гигиеническим требованиям (час.);
Bi – трудность отдельного i-го предмета по таблице Сивкова И.Г. (баллы);
Pi – количество часов в учебном плане по i предмету (по которому дается домашнее задание, см. п.1).