Тема агрессии всегда вызывала интерес педагогов и психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковитц, А. Бандура, Реан и др.), но при этом недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения. Мне известны только несколько авторов, работающих в этом направлении (Монина Г. Б., Смирнова Т. П., А. Романов, Бреслав Г. Э.).
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше, с ними труднее работать, и, зачастую, они просто не знают, как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно действует, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей (циркулярная зависимость) и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в образовательном учреждении, но и дома.
«Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды.… У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию…»
В. Оклендер, 1997
Данная программа содержит систему психологических приемов и техник, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей в групповой работе, индивидуальном сопровождении; на улучшение психологической ситуации в семье и группе детского сада.
Цель программы – снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Переориентация взаимодействия взрослого и ребенка.
Возраст детей 4-7 лет.
Количество детей в группе – 4-6 человек.
Количество индивидуальных занятий по необходимости.
Количество групповых занятий – 14 занятий 1-2 раза в неделю по 35-40 минут.
Количество тренингов и семинаров с родителями и педагогами – 12.
Учебно-тематический план работы:
Предварительная диагностика:
- Наблюдение
- Опросники для педагогов и родителей
- Методика Рене Жиля
- Hand – тест
- Рисуночные методики
- Тест Розенцвейга
- САТ
- Карта Стотта
Содержание индивидуальных занятий с детьми:
В. Оклендер выделяет четыре стадии отреагирования гнева (В. Оклендер, 1997):
- Предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.
- Помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот - гнев и ситуацию в целом «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить из пластилина – зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.
- Дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует сказать. Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.
- Обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.
На стадии отреагирования гнева необходимо помочь ребенку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.
В работе с агрессивными детьми необходимо учитывать степень выраженности их агрессивности, возраст ребенка, его социальный статус в группе детского сада и его эмоциональное состояние в семье. В связи с этим коррекционная работа будет строиться по-разному, хотя в ней можно выделить 4 основные направления:
Этап работы |
Содержание коррекционной работы |
1. Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме. | Арт-терапия Телесно-ориентированная терапия Работа с образами |
2. Обучение приемам саморегуляции, самообладания. | Установление определенных правил,
которые помогут детям справится с собственным
гневом. Закрепление этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации). Обучение релаксационным техникам с применением глубокого дыхания. |
3. Обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. | Работа с картинками, отражающими
проблемные ситуации. Выработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру. Ведение блокнотика самонаблюдения. «Карта поведения». Игровая терапия. |
4. Формирование осознавания своего внутреннего мира, развитие эмпатии. | Работа с фотографиями. Символическое изображение эмоций (игры с карточками), танцы-противоположности. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений. |
Примерная программа индивидуальной коррекции
№ |
Цель работы |
Приемы работы |
1. | Знакомство, установление доверительных отношений, диагностика эмоционального состояния. | O Тест Люшера O Беседа о группе д/с (возможна социометрия), семье O Рисунок семьи |
2. | Снижение уровня личностной тревожности. | O Игра «Путешествие на облаке»
(Фопель) O Упражнение «Эмоциональный словарь» O Беседа о хорошем и плохом настроении O Рисунок хорошего и плохого настроения |
3. | Формирование осознания собственных эмоций. Повышение самооценки. | O Работа с эмоциями через
сенсорные каналы O Упражнение «Что я люблю делать» (Фопель) O Методика «Я радостный, когда…» O Рисунок ситуации радости |
4. | Снижение уровня личностной тревожности. Формирование осознания собственных эмоций. | O Методика «Злость – это…», «Я
злюсь, когда…» O Работа с фотографиями, отражающими различные эмоции O Игра «Танцующие руки» (Фопель) O Рисунок ситуации, когда я злюсь |
5. | Формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей. | O Придумывание историй,
раскрывающих причину эмоционального состояния
(желательно раскрыть несколько причин) O Упражнение «Как сделать ребенка агрессивным» (Фопель) |
6. | Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом. | O Лепка гнева из пластилина O Выражение гнева безопасным способом во внешнем плане O Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение O Рисунок своего состояния (на мокрой бумаге) |
7. | Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом. | O Упражнение «Прогноз погоды»
(Фопель) O Ввод правил O Отработка правил в ролевой игре |
8. | Обучение отреагированию собственного гнева приемлемым способом. Обучение управлению собственным гневом | O Закрепление правил в ролевой
игре O Релаксация O Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации O Рисунок своего состояния |
9. | Обучение управлению собственным гневом. Расширение спектра поведенческих реакций. Осознание собственных эмоций-. | O Наработка навыков
конструктивного поведения через ролевую игру
(Смирнова) O Релаксация O Упражнение «Что я люблю, что я не люблю…» (Фопель) |
10. | Обучение управлению собственным гневом. Расширение спектра поведенческих реакций | O Отработка навыков
конструктивного поведения через ролевую игру
(Смирнова) O Упражнение «Рубка дров» (Фопель) O Введение блокнота самонаблюдения |
11. | Расширение спектра поведенческих реакций. Развитие эмпатии | O Ведение блокнота
самонаблюдения (Смирнова) O Работа с фотографиями O Упражнение «Забота о животном» (Фопель) O Символическое (через рисунок) изображение эмоций |
12. | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации и снятие деструктивных элементов в поведении | O «Танцы – противоположности»
(Фопель) O Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы» O Упражнение «Счастье» (Фопель) O Рисунок своего состояния |
13. | Расширение спектра поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении | O Ведение блокнота
самонаблюдения O Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) O Упражнение «Объятие» (Фопель) |
14. | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, развитие эмпатии | O Реконструкция позитивного
образа через ранние воспоминания O Упражнение «Дружба» (Фопель) O Методика «Дружба – это…» |
15. | Расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, повышение самооценки | O Ведение блокнота
самонаблюдения O Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (Смирнова) O Упражнение: «Как помочь агрессивному ребенку» |
16. | Расширение спектра поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении | O Ведение блокнота
самонаблюдения O Упражнение «Вот я какой!» (Фопель) O Упражнение «Эмоциональный словарь» O Сравнение ответов с упражнением, проведенном на втором занятии. |
Содержание групповых занятий с детьми:
№ |
Темы занятий |
Цели |
1. | Знакомство | Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное положительное настроение и атмосферу принятия каждого. |
2. | Мое имя | Продолжить работу по созданию особой психологической атмосферы занятий. Формирование чувства близости с другими людьми. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние. |
3. | Я люблю | Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия. Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки. Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности. |
4. | Настроение | Развитие позитивной самооценки; формирование осознания собственных чувств. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. |
5. | Наши страхи | Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. |
6. | Наши страхи | Снижение уровня личностной тревожности. Помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; развитие уверенности в себе. |
7. | Ссоры дома | Обучение отреагированию своего гнева в конфликте приемлемым способом, а также отреагированию свой ситуации в целом. |
8. | Конфликт в детском саду | Обучение детей выражать эмоциональное отношение к конфликту; расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации; снятие деструктивных элементов в поведении. |
9. | Конфликт в детском саду | Обучение детей выражать эмоциональное отношение к конфликту; расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации; снятие деструктивных элементов в поведении. |
10. | Положительные эмоции | Научить осознавать позитивный эмоциональный опыт; развитие позитивной самооценки; преодоление негативных переживаний. |
11. | Положительные эмоции | Научить осознавать позитивный эмоциональный опыт; развитие позитивной самооценки; преодоление негативных переживаний. |
12. | Плохое настроение | Учить эмоциональному самоконтролю; формировать моральные представления; тренировать психомоторные функции. |
13. | Волшебники | Прививать новые формы поведения, учить самостоятельно принимать верные решения; развитие поведенческой переориентации |
14. | Правила дружбы | Формирование адекватных форм поведения; продолжение осознавания своего поведения; регуляция поведения в коллективе. |
Работа с педагогами
и родителями.Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работа с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях (Лютова, Монина):
- Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих).
- Обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Задачи:
- Информирование педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка.
- Обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также правилам регуляции психического равновесия.
- Обучение родителей и педагогов навыкам «ненасильственного» общения – «активное» слушание; исключение оценочности в общении; высказывания «Я – сообщений» вместо «Ты – сообщений»; исключение угроз и приказов; работа с интонацией.
- Отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру.
- Помощь в семье в плане выработки единых требований и правил воспитания.
- Отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.
- Включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий.
Тематическое планирование тренингов для родителей.
№ | Тема | Задачи |
1. | Знакомство | Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей. |
2. | Мир детский и мир взрослый | Осознание границы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка. |
3. | Язык принятия и язык непринятия | Знакомство с понятием «принятия» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения взрослого. Определение «языка принятия» и «языка непринятия». |
4. | Проблемы детей и проблемы родителей | Прояснить различия проблем родителей и проблем детей; познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания. |
5. | Поощрения и наказания | Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний. |
6. | Заключительное | Обсуждение «семейных заповедей», получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе. |