Открытый урок "О почве", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: «О почве»

Цель: ознакомить учащихся с почвообразующими факторами и основными типами почв России; закрепить знания учащихся о структуре почвы, ее значимостидля живой природы и человека; расширять кругозор, пополнять словарный запас.

Оборудование: карта природных зон, таблица «Охрана почв», таблица «Типы почв», произведение И.Соколова-Микитова «Летний лес», фишки для поощрения, цветные мелки, стакан с водой, почва, стекло, спиртовка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Чтение текста.

(читает ученица)

И.Соколов-Микитов «Летний лес». (Сборник «С любовью к природе» с.161)

Внимательно послушайте, чтобы ответить на вопросы.

Беседа по прочитанному.

- Объясните смысл «по закрайнам леса, по закрайнам болот».

- О чем хотел сказать автор в данном произведении? (О богатстве леса)

- А в чем выражалось это богатство? (Обилие грибов, ягод, кустарников, растений)

- Как вы думаете, в чем кроется причина всего этого изобилия? (В плодородии почвы)

III. Сообщение темы и цели.

- О чем пойдет сегодня речь на уроке? (О земле, о почве)

- Как вы думаете, а нам это необходимо узнать? И если да, то для чего?

IV. Работа над новым материалом.

Рассказ учителя.

Земля – кормилица. Слышали такое высказывание? Мы часто говорим и слышим эти слова. Не всегда придаем им значение. Считаем, раз растут на земле деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница, то так и должно быть. Но так ли это?

Кто объяснит лексическое значение понятия: «земля» ( земной шар, Родина, суша)?

Правильно называть землю, на которой растут растения и извлекают своими корнями из нее питательные вещества, не землей, а почвой. Но всякую ли землю можно назвать почвой ? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.

(Открывается запись на доске «О почве»)

Для того, чтобы успешно поработать и успеть за урок многое узнать, будем работать по плану.

План.

  1. Почва. Состав и структура.
  2. Почвообразующие факторы.
  3. Типы почв.
  4. Охрана почв.

А для того, чтобы узнать, чей ряд самый активный, любознательный, дружный и работоспособный, буду награждать фишками. Чей ряд больше заработает фишек, значит, он самый любознательный.

1. Почва. Состав и структура.

- Вспомним, из чего состоит почва? (песок, глина, остатки растений и животных, вода, воздух, перегной /поэтому почва имеет темный цвет/, соли, микроорганизмы)

Опыт. (Цель: увидеть наличие солей)

Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.

- Соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

- Хотелось бы знать, как давно появилась почва на земле?

Рассказ учителя.

Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

- Из чего же почва образовывается ?

Вывод: что такое почва ?

Почва – это такая земля, которая снабжает растение питанием и водой. Она обладает главным, ценным признаком - плодородием. Это основное свойство почвы.

Опора. Почва.

Главное свойство – плодородие.

Твердая часть

(песок, глина, перегной /гумус/, соли)

Жидкая часть

(вода)

Газообразная часть

(воздух /углекислого газа больше чем кислорода)

- Что же такое структура почвы ?

Структуру почвы определяют ее частицы, склеенные между собой в комочки. Для плодородия эти комочки очень важны. Они как бы «заботятся» о том, чтобы в почве было достаточно воды и воздуха. В тех почвах, где эта структура нарушена, растениям очень трудно. Поэтому структура играет очень важную роль. Поэтому люди вносят в почву удобрения - минеральные и органические. Наилучшим является навоз. Люди обрабатывают почву, вспахивают, боронуют, перекапывают, рыхлят.

(Работа с таблицей «Структура почвы»)

2. Почвообразующие факторы.

Объясните смысл этих слов. (Это условия, благодаря чему образовалась почва)

Растения, животные, разрушенные каменистые породы, ветер, вода, время превращают в песок.

Итог – что можете сказать о почвообразующих факторах?

- В зависимости от того, какое количество песка, глины, перегноя и других веществ содержится в почве, выделяют несколько типов почв.

3. Типы почв.

- Работаем с картой «Природных зон» (Рассматриваем)

Русский ученый Василий Васильевич Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности земли подчинено закону зональности.

- Объясните, почему?

- Важной причиной зональности почв является изменение климата, температурный режим.

Работа с учебником. Выборочное чтение.

- Самостоятельное чтение с.172 ( до охраны почв)

1 вариант: выделяет типы почв (простым карандашом)

2 вариант: выделяет особенности почв (простым карандашом)

( Соотносить с картой природных зон)

- Иллюстрация почв с.171.

- Как вы думаете, какие из всех почв самые плодородные? Почему?

- А какие же почвы в Красноярском крае? (Тундровые, подзолистые, черноземные – одна из плодороднейших почв мира)

- А в Минусинске, Минусинском районе? (Каштановые, песчаные, черноземные)

- Какой вывод напрашивается?

Вывод: так как плодородный слой в почвах мал, его необходимо сохранять.

4. Охрана почв.

- Давайте составим таблицу-памятку, схему, которая бы показала нам, чего «боится» почва.

- Почему нельзя допускать уничтожения почвы?

- Кто по вашему мнению является разрушителем, уничтожителем почвы?

Работа с учебником.

Самостоятельное чтение:

1 вариант с.172 ( II абзац) ( с карандашом)

2 вариант с. 173 ( II абзац) ( с карандашом)

- Назовите, кого «боится» почва?

«Как охранять почву»
«Боится» почва Сохраним почву
1. Человек Снятие слоя почвы на время строительства или раскопок, а затем возврат ее на место Уменьшение употребления ядохимикатов и химических удобрений
Строительство Раскопки Ядохимикаты, удобрения
2. Вода, ветер Посадка лесных полос, правильная распашка склонов, снегозадержание

- Что же необходимо делать для того, чтобы этого избежать?

- Рассматриваем иллюстрации – таблица «Охрана почв». (Работа с таблицей «Охрана почв»).

Итог: Почему необходимо сохранять плодородный слой почвы.

- Что важного узнали?

- В жизни это вам пригодится?

- В каком случае?

Домашнее задание.

1 ряд. с.171-175, составить мини-сочинение «Почвы в беде» (5-6 предложений).

2 ряд. Подобрать пословицу, поговорку о земле. Сделать к ней рисунок. (о почве)

3 ряд. Выписать все новые слова, которые употребляли на уроке, объяснить их смысл.