Тема: «О почве»
Цель: ознакомить учащихся с почвообразующими факторами и основными типами почв России; закрепить знания учащихся о структуре почвы, ее значимостидля живой природы и человека; расширять кругозор, пополнять словарный запас.
Оборудование: карта природных зон, таблица «Охрана почв», таблица «Типы почв», произведение И.Соколова-Микитова «Летний лес», фишки для поощрения, цветные мелки, стакан с водой, почва, стекло, спиртовка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Чтение текста.
(читает ученица)
И.Соколов-Микитов «Летний лес». (Сборник «С любовью к природе» с.161)
Внимательно послушайте, чтобы ответить на вопросы.
Беседа по прочитанному.
- Объясните смысл «по закрайнам леса, по закрайнам болот».
- О чем хотел сказать автор в данном произведении? (О богатстве леса)
- А в чем выражалось это богатство? (Обилие грибов, ягод, кустарников, растений)
- Как вы думаете, в чем кроется причина всего этого изобилия? (В плодородии почвы)
III. Сообщение темы и цели.
- О чем пойдет сегодня речь на уроке? (О земле, о почве)
- Как вы думаете, а нам это необходимо узнать? И если да, то для чего?
IV. Работа над новым материалом.
Рассказ учителя.
Земля – кормилица. Слышали такое высказывание? Мы часто говорим и слышим эти слова. Не всегда придаем им значение. Считаем, раз растут на земле деревья и трава, шумят леса и колышется в поле пшеница, то так и должно быть. Но так ли это?
Кто объяснит лексическое значение понятия: «земля» ( земной шар, Родина, суша)?
Правильно называть землю, на которой растут растения и извлекают своими корнями из нее питательные вещества, не землей, а почвой. Но всякую ли землю можно назвать почвой ? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.
(Открывается запись на доске «О почве»)
Для того, чтобы успешно поработать и успеть за урок многое узнать, будем работать по плану.
План.
- Почва. Состав и структура.
- Почвообразующие факторы.
- Типы почв.
- Охрана почв.
А для того, чтобы узнать, чей ряд самый активный, любознательный, дружный и работоспособный, буду награждать фишками. Чей ряд больше заработает фишек, значит, он самый любознательный.
1. Почва. Состав и структура.
- Вспомним, из чего состоит почва? (песок, глина, остатки растений и животных, вода, воздух, перегной /поэтому почва имеет темный цвет/, соли, микроорганизмы)
Опыт. (Цель: увидеть наличие солей)
Взять несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Поместить их на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остаются белые налеты. Это соли.
- Соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
- Хотелось бы знать, как давно появилась почва на земле?
Рассказ учителя.
Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
- Из чего же почва образовывается ?
Вывод: что такое почва ?
Почва – это такая земля, которая снабжает растение питанием и водой. Она обладает главным, ценным признаком - плодородием. Это основное свойство почвы.
Опора. Почва.
Главное свойство – плодородие. |
||
Твердая часть (песок, глина, перегной /гумус/, соли) |
Жидкая часть (вода) |
Газообразная часть (воздух /углекислого газа больше чем кислорода) |
- Что же такое структура почвы ?
Структуру почвы определяют ее частицы, склеенные между собой в комочки. Для плодородия эти комочки очень важны. Они как бы «заботятся» о том, чтобы в почве было достаточно воды и воздуха. В тех почвах, где эта структура нарушена, растениям очень трудно. Поэтому структура играет очень важную роль. Поэтому люди вносят в почву удобрения - минеральные и органические. Наилучшим является навоз. Люди обрабатывают почву, вспахивают, боронуют, перекапывают, рыхлят.
(Работа с таблицей «Структура почвы»)
2. Почвообразующие факторы.
Объясните смысл этих слов. (Это условия, благодаря чему образовалась почва)
Растения, животные, разрушенные каменистые породы, ветер, вода, время превращают в песок.
Итог – что можете сказать о почвообразующих факторах?
- В зависимости от того, какое количество песка, глины, перегноя и других веществ содержится в почве, выделяют несколько типов почв.
3. Типы почв.
- Работаем с картой «Природных зон» (Рассматриваем)
Русский ученый Василий Васильевич Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности земли подчинено закону зональности.
- Объясните, почему?
- Важной причиной зональности почв является изменение климата, температурный режим.
Работа с учебником. Выборочное чтение.
- Самостоятельное чтение с.172 ( до охраны почв)
1 вариант: выделяет типы почв (простым карандашом)
2 вариант: выделяет особенности почв (простым карандашом)
( Соотносить с картой природных зон)
- Иллюстрация почв с.171.
- Как вы думаете, какие из всех почв самые плодородные? Почему?
- А какие же почвы в Красноярском крае? (Тундровые, подзолистые, черноземные – одна из плодороднейших почв мира)
- А в Минусинске, Минусинском районе? (Каштановые, песчаные, черноземные)
- Какой вывод напрашивается?
Вывод: так как плодородный слой в почвах мал, его необходимо сохранять.
4. Охрана почв.
- Давайте составим таблицу-памятку, схему, которая бы показала нам, чего «боится» почва.
- Почему нельзя допускать уничтожения почвы?
- Кто по вашему мнению является разрушителем, уничтожителем почвы?
Работа с учебником.
Самостоятельное чтение:
1 вариант с.172 ( II абзац) ( с карандашом)
2 вариант с. 173 ( II абзац) ( с карандашом)
- Назовите, кого «боится» почва?
«Как охранять почву» | ||||
«Боится» почва | Сохраним почву | |||
1. Человек | Снятие слоя почвы на время строительства или раскопок, а затем возврат ее на место | Уменьшение употребления ядохимикатов и химических удобрений | ||
Строительство | Раскопки | Ядохимикаты, удобрения | ||
2. Вода, ветер | Посадка лесных полос, правильная распашка склонов, снегозадержание |
- Что же необходимо делать для того, чтобы этого избежать?
- Рассматриваем иллюстрации – таблица «Охрана почв». (Работа с таблицей «Охрана почв»).
Итог: Почему необходимо сохранять плодородный слой почвы.
- Что важного узнали?
- В жизни это вам пригодится?
- В каком случае?
Домашнее задание.
1 ряд. с.171-175, составить мини-сочинение «Почвы в беде» (5-6 предложений).
2 ряд. Подобрать пословицу, поговорку о земле. Сделать к ней рисунок. (о почве)
3 ряд. Выписать все новые слова, которые употребляли на уроке, объяснить их смысл.