Тема: Басни И.А. Крылова. Задачи: расширить и углубить знания детей о творчестве И.А. Крылова, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать у детей положительные человеческие качества.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, рисунки детей к басням, иллюстрации по басням, плакат с заповедью, грамзапись басни И.А.Крылова.
Ход урока
I. Психологический настрой.
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
умею слушать мнения других.
II. Беседа.
- Что такое басня? (Басня – небольшое произведение в стихах, реже в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием).
- С творчеством каких баснописцев мы познакомились (Эзопа, И.А.Крылова)
- Что вы можете сказать об Эзопе? И.А. Крылове?
III. Сравнение басен Эзопа и И.А.Крылова.
Чтение басен наизусть «Лисица и лев» и «Лев и лисица»
- Чем похожи эти басни? (Одинаковый сюжет, герои)
- Чем отличаются эти басни? (У Эзопа басни написаны в прозе, серьезный тон. У И.А. Крылова басни в стихах, остроумный, шутливый тон, использование разговорной речи).
IV. Разминка. Экспромт.
Задаю вопросы, дети быстро отвечают.
1. Прочитай наизусть какую-либо строчку из басни.
2. Передай кратко содержание басни.
3. Дана ли в басне мораль отдельно, или она вытекает из её содержания?
4. Что (или кто) герои твоей басни?
5. Какими словами начинается басня?
6. Есть ли в басне пословица, поговорка?
7. Что осуждает автор в басне?
V. Работа с центонами.
Центон – это произведение, состоящее из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов.
(Дети читают центоны, составленные самостоятельно, остальные определяют, из каких басен строки)
1.В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился,
На белку в колесе зевал он и дивился («Белка в колесе»)
У кухни под окном
На солнышке Полкан с Барбосом,
Лежа, грелись. («Собачья дружба»)
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах
И рвутся вон на драку. («Волк на псарне»)
От них по мостовой и стукотня, и гром,
И пыль столбом. («Две бочки»)
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. («Слон и Моська»)
Бессильному не смейся
И слабого обидеть не моги! («Лев и комар»)
Я сколько раз видал, приметьте это сами,
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами. («Мышь и крыса»)
2. В июле, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь, («Муха и дорожные», «Лжец»)
По улицам слона водили,
Как видно, на показ: («Муха и дорожные», «Лжец»)
Известно, что слоны в диковинку у нас,
Так за слоном толпы зевак ходили... («Слон и Моська»)
Какой – то повар грамотей
С поварни убежал своей. («Кот и повар»)
Со всех дворов собак сбежалось с полсотни,
Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)
Проказница мартышка,
Осёл, козёл, да косолапый мишка
Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из того не дело – только мука. («Лебедь, щука и рак»)
Однажды лебедь, рак да щука,
Собака, лев да волк с лисой
Вести с поклажей воз взялись
И вместе все в него впряглись.
VI. Работа с басней «Лебедь, щука и рак».
1. Прочитайте басню, выделите непонятные слова.
- подберите синонимы к слову «поклажа» (груз);
- однокоренные слова к словам:
лад (ладится)
мука (мучаться).
2. Работа в «группах» над выразительностью.
Расставить логическое ударение, паузы, ускорение и замедление темпа.
3. Чтение вслух.
4. Прослушивание грамзаписи, сравнение с выразительным чтением детей.
5. Творческая работа
1, 2 группа - Напишите эту басню в прозе.
3, 4 группа – Выписать строчки из басен Крылова, которые стали пословицами и поговорками.
5, 6 группа – Определить, к каким басням подходят данные иллюстрации.
VII. Инсценирование басен «Ворона и лисица» и «Волк и Ягненок».
VIII. Подведение итогов урока.
- Чему научили вас басни И.А. Крылова?
А.С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».
Н.В. Гоголь: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»
IX. Работа с заповедью.
Старайся стать разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.