Открытый урок "Басни И.А. Крылова", РО Л.В. Занков, 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Басни И.А. Крылова. Задачи: расширить и углубить знания детей о творчестве И.А. Крылова, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать у детей положительные человеческие качества.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, рисунки детей к басням, иллюстрации по басням, плакат с заповедью, грамзапись басни И.А.Крылова.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

умею слушать мнения других.

II. Беседа.

- Что такое басня? (Басня – небольшое произведение в стихах, реже в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием).

- С творчеством каких баснописцев мы познакомились (Эзопа, И.А.Крылова)

- Что вы можете сказать об Эзопе? И.А. Крылове?

 

III. Сравнение басен Эзопа и И.А.Крылова.

Чтение басен наизусть «Лисица и лев» и «Лев и лисица»

- Чем похожи эти басни? (Одинаковый сюжет, герои)

- Чем отличаются эти басни? (У Эзопа басни написаны в прозе, серьезный тон. У И.А. Крылова басни в стихах, остроумный, шутливый тон, использование разговорной речи).

 

IV. Разминка. Экспромт.

Задаю вопросы, дети быстро отвечают.

1. Прочитай наизусть какую-либо строчку из басни.

2. Передай кратко содержание басни.

3. Дана ли в басне мораль отдельно, или она вытекает из её содержания?

4. Что (или кто) герои твоей басни?

5. Какими словами начинается басня?

6. Есть ли в басне пословица, поговорка?

7. Что осуждает автор в басне?

V. Работа с центонами.

Центон – это произведение, состоящее из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного или нескольких авторов.

(Дети читают центоны, составленные самостоятельно, остальные определяют, из каких басен строки)

1.В деревне, в праздник, под окном

Помещичьих хором,

Народ толпился,

На белку в колесе зевал он и дивился («Белка в колесе»)

У кухни под окном

На солнышке Полкан с Барбосом,

Лежа, грелись. («Собачья дружба»)

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах

И рвутся вон на драку. («Волк на псарне»)

От них по мостовой и стукотня, и гром,

И пыль столбом. («Две бочки»)

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. («Слон и Моська»)

Бессильному не смейся

И слабого обидеть не моги! («Лев и комар»)

Я сколько раз видал, приметьте это сами,

Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами. («Мышь и крыса»)

2. В июле, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору,

Из дальних странствий возвратясь, («Муха и дорожные», «Лжец»)

По улицам слона водили,

Как видно, на показ: («Муха и дорожные», «Лжец»)

Известно, что слоны в диковинку у нас,

Так за слоном толпы зевак ходили... («Слон и Моська»)

Какой – то повар грамотей

С поварни убежал своей. («Кот и повар»)

Со всех дворов собак сбежалось с полсотни,

Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)

Проказница мартышка,

Осёл, козёл, да косолапый мишка

Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из того не дело – только мука. («Лебедь, щука и рак»)

Однажды лебедь, рак да щука,

Собака, лев да волк с лисой

Вести с поклажей воз взялись

И вместе все в него впряглись.

VI. Работа с басней «Лебедь, щука и рак».

1. Прочитайте басню, выделите непонятные слова.

- подберите синонимы к слову «поклажа» (груз);

- однокоренные слова к словам:

лад (ладится)

мука (мучаться).

2. Работа в «группах» над выразительностью.

Расставить логическое ударение, паузы, ускорение и замедление темпа.

3. Чтение вслух.

4. Прослушивание грамзаписи, сравнение с выразительным чтением детей.

5. Творческая работа

1, 2 группа - Напишите эту басню в прозе.

3, 4 группа – Выписать строчки из басен Крылова, которые стали пословицами и поговорками.

5, 6 группа – Определить, к каким басням подходят данные иллюстрации.

VII. Инсценирование басен «Ворона и лисица» и «Волк и Ягненок».

VIII. Подведение итогов урока.

- Чему научили вас басни И.А. Крылова?

А.С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Н.В. Гоголь: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа»

IX. Работа с заповедью.

Старайся стать разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой.