Ход урока.
I Организационный этап.
Дети повторяют за учителем, как эхо:
«Долгожданный дан звонок –
Начинается урок».
-Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Повернитесь лицом друг к другу, к нашим гостям и подарите им свою улыбку. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения, когда незнакомые люди вступают в контакт.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.
( Звучит музыка).
Что вы услышали сейчас?
(Шум моря, крики чаек, плеск волн)
Кто догадался, в какое путешествие мы отправляемся?
Мы поплывем на волшебном корабле.
Но каждая команда или каюткомпания, как говорят моряки, за урок должна построить свой кораблик. Поможет вам в этом взаимопомощь и взаимовыручка.
Итак:
- Команды готовы? – готовы (хором)!
- Капитаны здесь? – здесь!
- Боцманы здесь? – здесь!
Замечательно! Отправляемся в путь!
I I Актуализация опорных знаний.
а) 5 10 30 50 _ _
На доске номера причалов. Исключите лишнее число. Продолжите ряд на два числа. (Индивидуальная работа у доски)
При проверке:
Какие числа были пропущены? Как их можно назвать одним словом? (Двузначные, круглые)
Сколько единиц содержит десяток? 1 д = 10 ед
b) – Вставьте пропущенные числа так, чтобы знаки сравнения сохранились. Постарайтесь представить разные варианты!
40 л = | 40 л = | ||
60 см > | 60 см > | ||
> 80 кг | > 80 кг |
(Индивидуальная работа у доски двух учащихся)
При проверке:
Какое главное условие должно быть соблюдено?
Вывод: величины можно сравнивать тогда, когда они выражены в одинаковых единицах измерения
c) Во время работы детей у доски фронтальная работа с классом.
Отправляясь в путь, необходимо знать некоторые корабельные атрибуты.
На корабле должен быть флаг. Флаг какой страны перед вами?
Штурвал – руль корабля
Якорь – приспособление для остановки корабля!
Рассмотрите таблицу, что нужно вставить на место пропусков? ( Поиск закономерностей)
Рассмотрите ряды и столбцы. В рядах смотрите на 1 место, в столбцах – на 2 место.
d) Общий фронтальный опрос.
С какими величинами вы уже знакомы?
Почему длина является величиной? Назовите единицы измерения длин?
Как изменяется значение величины с увеличением мерки, с уменьшением мерки?
Послушайте историю одного капитана. Капитан и его сын вмести гуляли по пристани от корабля. Капитан насчитал 15 шагов, а его сын 25 шагов. Кто из них прошел большее расстояние?
Вывод: сравнивать нельзя, мерки разные.
I I I Постановка учебной задачи. Мотивация.
Сегодня вы продолжите знакомство с величинами. Мы обратим свое внимание на длину. Познакомимся с новой более крупной единицей измерения длины. Ваша задача – запомнить как она называется, уметь ею пользоваться. Установить связь между прежней и новой единицей длины, чтобы научиться складывать, вычитать, сравнивать разные единицы измерения.
IV Постановка проблемы. Открытие нового знания.
1. Введение новой единицы измерения.
У вас на столе две полоски разной длины: короткая и длинная.
Сейчас вы будите работать в парах. Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем.
Измерьте длину своей парты.
Кто из вас выбрал маленькую мерку?
Какой меркой здесь удобнее пользоваться? (Большего размера) Почему?
Сколько таких меток содержит длина стола?
Как вы мерили?
Кто измерял правильно, у того должно получиться – 12 раз.
Возьмите линейку, измерьте длину маленькой мерки. (1 см)
Теперь возьмите мерки в 1 см и выложите на длинную полоску, плотно прикладывая одну к другой.
Сколько мерок в 1 см поместилось на этой полоске? (10)
Следовательно, какова длина полоски? (10 см)
Уберите маленькие мерки, проверьте, измерив линейкой.
Мы получили новую, более крупную единицу измерения длины.
Кто назвать, как величают такую единицу измерения?
Мы получили 1 дм. Дециметр По латыни [decem] – десять, 1/10 часть от исходных единиц.
Сколько см содержит одна новая мерка?
Какую видите связь? Что общего? (Десяток – более крупная единица счета, а дм – более крупная единица длины)
Мы справились с вами с очень сложной работой. Боцманы, поднять паруса!
Каждая каюткомпания имеет свой кораблик. По мере выполнения задания учащиеся прикрепляют паруса.
Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.
- Почему же наш большой
Крутит, вертит головой?
Он на судне капитан –
Изучает океан. - Палец указательный
Умный и внимательный
Занят делом постоянно,
Он помощник капитана.
- Средний пальчик - наш матрос,
Флаг он нам на борт принес,
Чтоб он весел был в пути,
Ты дружочку помоги. - Безымянный палец – кок,
Он испек большой пирог,
Поперчил и посолил,
И вокруг его ходил. - Наш мизинец – это юнга,
Он сейчас прямой, как струнка.
Юнга трудится весь день –
Нам крутить его не лень.
2. Перевод одних единиц измерения длины в другие.
(Работа с учебником – тетрадью. Автор – Петерсон Л. Г., часть 3, стр. 52)
- Соответствует ли наше открытие тому, что записано в учебнике?
№ 1 – с комментированием. (Если в 1 дм – 10 см, то в 2 дм – 20 см и т. д.)
№ 2 - с комментированием. (Если каждые 10 см – это 1 дм, тогда 50 см – содержат 5 дм и т. д.)
№ 3 – решение задачи.
- На какой вопрос нужно ответить?
- Что нужно найти?
- Попробуйте записать выражения на листах бумаги. Это паруса, которые мы поместим на большой корабль. (Дети работают по группам, ответственные – капитаны команд)
- Сколько получилось разных способов решения? (Коллективно разбираются все возможные варианты решений, листы вывешиваются на доску)
Что вы делали, чтобы правильно решить задачу? Обоснуйте свое решение.
Сколько вариантов получилось?
Какое решение на ваш взгляд правильное.
У вас возникла проблема: как правильно записать выражение, ведь единицы даны в разных измерениях? (Правильные варианты прикрепляются на корабль, как паруса)
Вывод: данные единицы нужно выразить в одном измерении.
Мы справились с задачей! Боцманы поднять паруса!
3. Действия с именованными числами.
№ 4 Сравнение именованных чисел.
- I столбик с объяснением и помощью учителя, II и III – самостоятельно
- Можно ли сравнивать сразу? Почему? (Сравнивать величины, выраженные разными единицами измерения, нельзя)
- Что нужно для этого сделать? (Привести к одной единицы измерения)
- Капитаны, проверьте правильность выполнения задания в вашей кают – компании. Доложите обстановку. (Фронтальная проверка у доски)
№ 5 - сложение и вычитание.
Задание выносится на доску:
6 дм + 3 дм =
60 см – 1 дм =
9 дм – 2 дм =
4 дм + 30 см =
Ответы расположены на картинках, задействовано все пространство класса.
Выберите нужный ответ на карточках, вставьте на место пропуска.
Решение каких выражений вызвало затруднение? Почему?
Вывод: складывать и вычитать можно только величины, выраженные в одних единицах измерения.
И с этим заданием вы справились. Поднять паруса!
Физкультминутка.
(Дети совершают под музыку плавные покачивающиеся движения)
Пройтись взглядом по каждой волне 8 раз.
Тренажер
Рыбки плавают, ныряют
В свежей чистенькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
V Закрепление. Решение задач на повторение.
№ 6 – самостоятельная работа в рабочих тетрадях.
Игра – соревнование.
Паруса на лодках мы натянули.
- Теперь мы узнаем, лодка какой команды придет к финишу первой. Нужно 3 человека от каюты.
- Итак, команды к заплыву готовы?
(Появляется чайка, прикрепленная к указке. Дети следят глазами за движущимся объектом.)
Смотрите, какая красивая чайка показалась на горизонте. Каждый моряк знает, что если увидели чаек, значит скоро берег. Повторите движение чайки руками.
IV Итог. Рефлексия.
С какой единицей измерения мы сегодня работали?
Что нужно сделать при сложении, вычитании и сравнении величин, если они выражены в разных единицах измерения?
На море существует своя единица измерения длины – миля. 1 миля » 2000 метров.
Оценивание – кораблики, выполненные в технике оригинала.
Подарки – картинки утят в морской форме.
Рефлексия.
Мы подплываем к берегу. Вдалеке показались маяки. У каждого свой огонек. Если вы всё на уроке поняли, и если вам урок понравился, приклеиваете значки к маяку с красным огоньком.
Если все понравилось, но не все понятно – к маяку с желтым огоньком.
Если ничего не поняли – к маяку с зеленым огоньком.