Для чего необходимы уроки рисования и как их проводить целесообразно?

Разделы: МХК и ИЗО


С каждой избою и тучею
С громом готовым упасть,
Я чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Николай Рубцов

Вопросов о том, для чего в программе обучения в школе необходимы уроки рисования, и как их проводить наиболее целесообразно, немало было и еще более возникает сейчас, в эпоху всеобщей компьютеризации нашей жизни. Ребенок с малых лет все чаще сталкивается с компьютером в школе и дома. Компьютер начинает заменять ему и увлекательную книгу, и общение с природой, с другими людьми и, как сейчас принято говорить, с окружающей средой, а по сути, с естественной окружающей нас реальной жизнью. Компьютер настойчиво-агрессивно предлагает дружить, общаться не с реальными животными – собакой, кошкой, а с некими созданиями, измышленными не совсем здоровой фантазией создателей компьютерных игр. Это делается настолько настойчиво, что ребенок, каждодневно погруженный в вымышленную компьютерную жизнь, по дороге в школу, на прогулках жизнь настоящую воспринимает не более реально, чем синтетическую компьютерную, при этом очень часто очень ущербно, искаженно воспринимая окружающее, не видя красоты, тончайшей поэзии от простого предмета до состояния природы. Понимаем ли мы сами, во всяком случае, часто ли задумываемся, что каждый человек, от крохотного ребенка до взрослого, является нераздельным единым с миром природы. На этом строится его физическое и духовное совершенство. И только на пути изучения совершенствования этой нераздельной связи можно и нужно воспитывать человеческое, нравственное. Не сгуби дерево, не сгуби цветок, пойми их красоту и совершенство. Нет неживого, бездушного, мертвого, любое движение души нашей уходит и возвращается к нам. Ребенок, играя в компьютерные войны, свободно и спокойно убивает компьютерных человечков, радуясь удачному попаданию, он убивает в сознании реального человека. И уже спокойно ломает деревце, кидает камнем в кошку, а на обычный кувшин смотрит как на вещь утилитарную, созданную для использования под что-то, и не пытается оценить его как произведение искусства, в которое вложена частичка души художника и несущее эстетическую красоту людям.

Мне приходилось общаться с такими “компьютеризированными” детьми, совершенно не воспринимающими адекватно предметы реального мира, не видящими не только эстетическую красоту предмета, но и даже его форму. Заварной чайник они рисовали квадратным, носик чайника – гвоздиком со шляпкой, такие дети на натюрморте не могут определить, какой предмет ближе, а какой дальше. А часто ли мы с вами сами останавливаемся и смотрим заворожено на удивительную вязь зимней ветки плакучей березы на фоне вечернего неба, слышим ли как подмерзший осенний лист падает на тронутую серебром траву? Часто ли кто слышит непередаваемую, божественную песнь весенних сосулек? Прислушайтесь вместе с ребенком к их неземной музыке!

Речь не о том, чтобы отказаться от достижений науки, от услуг компьютеров, а о том, что стремясь к индустриальному и отрываясь от природы, от каждодневной радости восприятия ее божественной красоты и гармонии, мы уходим все дальше и дальше от изначального предназначения человека ценить красоту, создавать духовное, божественное, без чего физическое здоровье в человеке невозможно. Мы удаляемся от такого миропонимания, где духовное, нравственное по божественному замыслу является определяющим.

Четырехлетняя девочка Саша смотрит в пасмурное в тучах небо и восклицает: “Какое красивое облако!” В ребенке изначально заложено чувство прекрасного. Ребенок любит рисовать то, что поражает его воображение. Маленький человечек с рождения живет духовным, в нем остро и тонко заложено чувство гармонии, созидания.

А что значит любить рисовать? Увидеть, открыть красоту и поделиться открытием с другими. А этот путь невозможен без изучения, без открытий красоты через реальный мир природы. Поэтому, как бы мы не строили уроки рисования в школе, нельзя их строить только по принципу внешней занимательности. Любое обучение должно стать воспитанием чувства прекрасного, тяготения к нему. Но прекрасное в предмете, явлении строится на его зрительном узнавании. Поэтому на уроках рисования необходима работа с натурой. В натюрмортах, на природе. По памяти. От зрительного узнавания к эстетическому совершенству – вот цель обучения. Многие взрослые знают небо только голубое или серое, максимум еще закатное. Снег – только белый, не видя при этом десятков поразительных по красоте полутонов, лишая себя радости открытия. Понаблюдаем, как раскрашен обыкновенный воробей, синичка. Это чудо гармонии! Человек, “заболевший” красотой, настроен на созидание, на гармоническое развитие, на радостное восприятие жизни.

Даю детям (в изостудии) задание нарисовать что-нибудь из увиденного по дороге в студию. Растерянность. Двое мальчиков приносят зарисовку битвы компьютерных уродцев. Девочка 12-ти лет приносит рисунок бегущего индейца с копьем. Спрашиваю, где видела? В телевизоре… Остальные не принесли ничего. “Неужели ничего не увидели интересного: скамейку в парке, старый дом, девочку с собакой?” Пожимают плечами. Не обратили внимания, не смогли увидеть и оценить, что это может быть очень красиво.

А ведь заметьте, маленькие дети всегда тянуться к “дяде художнику” на этюдах, восторженно воспринимая каждое движение кистью, каждую линию: “Как красиво!” Дети как маленькие посланники огромного таинственного ослепительного света красоты – божьего мира, поддерживают художника в его поисках совершенного. Так куда же и почему все потом исчезает? И вот уже взрослый и образованный человек спрашивает: “А зачем художники рисуют?”. Ну, действительно, зачем, если ему за этот, вот хотя бы конкретно за этот рисунок, не платят денег?! И что красивого в поле под серым осенним небом, какая музыка в осеннем ветре? Исчезает чувство красоты, уходит из жизни ее божественный замысел. Человек перестает видеть (или обращать внимание) на рябь, отражение на воде, на удивительные по красоте тени веток на снегу. Что же происходит с таким человеком и почему? Этот вопрос слишком сложен и неоднозначен. Мы лишь пытаемся решить его в рамках нашей темы. Считается, что, в общем, труд, изготовление орудий этого труда создал современного человека. Едва ли это так. Орудия труда создают и животные (например, всем известные обезьяны), но вот дальше в развитии они не идут. Да, конечно, ухищренность в изготовлении орудий труда дало огромный шаг в становлении и развитии человека. Но давайте посмотрим несколько иначе. С эстетической точки зрения. Представьте на мгновение нашего предка, задержавшим взгляд на небе. И что произошло с ним. Его отягощенное выживанием сознание еще не тронула мысль, что облако красиво, но что-то произошло в его сознании, ему на миг стало хорошо и умиротворенно, и это запечатлелось в его генах. Так рождался Человек. Проходят тысячелетия и гениальные первобытные художники создают на скалах, на стенах пещер изумительные по красоте рисунки. Насколько же они совершеннее, нравственнее уродцев современных героев зарубежных мультфильмов! Разрушается узнаваемая видимая красота, уничтожается заложенная Богом жажда человеческого совершенства духовного и физического.

Обычный горшок, созданный художником – живой. Имеет свою душу, характер. Рисуя его – полюби его, как творенье, получившее с любовью частицу души своего творца. Полюби его как частицу Божьего мира. Все живет, все печалится, все радуется. По Ивану Шмелеву в России и звезды поют. А у Николая Рубцова есть такие строки:

В этой деревне огни не погашены,
Ты мне тоску не пророчь,
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая звездная ночь.

Пронзительное “нежно украшена” ранит душу, наполняет ее тихим нежным светом.

И все это, вся эта поэзия и красота окружающего мира сейчас многими из нас просто называется “окружающей средой”, “средой обитания”, “средой выживания”, “средой”, где можно “оттянуться”, оставив после себя бытовую грязь, не понимая, что этим самым переступаем черту от созидания к разрушению.

Только человек, пребывающий в мире с собой и в гармонии с Божьим Миром, может быть физически и духовно здоров, по настоящему свободен - когда корыстолюбие, сребролюбие, зависть, т.е. материальные устремления не являются целью жизни. И этому нам дают уроки божьи посланники – дети, наша задача не разрушить это святое, бережно поддерживать, научить их жить в гармонии, черпать из этого силу и мудрость.

А для этого нужно уметь наблюдать и видеть красоту. Лучшим методом для развития этих навыков является рисование предметов с натуры в студии и на пленэре. И очень важно, чтобы педагогу самому очень нравился объект изображения. Тогда возможно передача творческого импульса от учителя к ученику. Также важно, чтобы и родители ребенка вместе с ним рассматривали деревья, разные листья, цвет неба, неповторимость цветка, т.к. именно родители – первый пример и главный авторитет для ребенка.

Конечно, по каждому из поставленных вопросов необходимы конкретные разработки, но главное понять основное в воспитании. И учитывая все чисто практические неорганизованности в материальном плане по проведению уроков рисования в школах и студиях, идти к пониманию и совершенствованию нашего понимания мира, смысла и цели нашего пребывания на земле.