Цели и задачи
Ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений. Способствовать формированию музейной культуры детей, вводить в их лексикон новые слова и понятия. Развивать интеллект и эстетический вкус детей. Создать условия для проявления активности детей, которые должны получать возможность “работать” с предметом (трогать, исследовать, ставить опыты). Проявлять себя в творчестве (мастерить), участвовать в создании экспозиции.
Создание условий для расширения и обогащения знаний воспитанников о родных местах через походы, экспедиции и экскурсии.
Содержание
Основным видом воспитательно-образовательной работы является групповая, познавательная, игровая, творческая деятельность, которая предусматривает следующие темы:
- “Тайны старого горшка”.
- “В такой одежде ходили прежде”.
Задача темы:
Познакомить детей со свойствами глины, с гончарным искусством, с понятиями гончар, гончарный круг, кустарь, кустарный промысел, показать разновидность и использование глиняной посуды, познакомить с дымковским, филимоновским игрушечными промыслами.
Дети путешествуют вслед за глиняным горшком из старинной загадки, проходя все этапы изготовления глиняной посуды.
Задача темы:
Ребята через предварительное прочтение рассказа К.Д. Ушинского “Как рубашка в поле выросла” знакомятся с этапами и техниками изготовления льняного холста, узнают элементы традиционного крестьянского костюма и вышивку старожилов Тальменского района.
Работа проходит в залах музея (экскурсии – путешествия, выставки детских работ и т.д.) так и на территории ДООЛ (выполнение творческих заданий), предусматривает различные формы организации и проведения.
Ожидаемые результаты
- Предполагается, что разовьется устойчивый и углубленный интерес к общению с произведениями изобразительного искусства, архитектуры, получению краеведческой и туристической информации.
- Начнет формироваться зрительская музейная культура.
- Выработается способность к изложению самостоятельных суждений.
- Произойдет реализация индивидуальности воспитанника, формирование творческого отношения к действительности.
- Откроются возможности выражать агрессивные чувства через рисование, живопись, лепку, которые послужили безопасными способами снятия внутреннего напряжения, часто возникающих у воспитанников детских домов.
- Разовьется визуальное мышление, произойдет оценка зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока информации.
Методы определения результативности.
- Наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью является одним из ведущих методов как планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни.
- Беседа, интервью – непосредственное общение с воспитанником, через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.
- Опрос с диагностической целью может быть как индивидуальным так, и фронтальным, успеху способствует атмосфера доверия.
Учебно – тематический план.
№ | Тема | Л/Ч | П/Ч | Всего | Место провед. |
Ожидаемые результаты |
1. | “Знакомьтесь, музей” | 1 | 1 | 2 | музей |
Дети расширят лексикон слов и понятий - музей, храм, памятник, экспонат, экспозиционный зал, экспозиция, экскурсанты, экскурсовод, коллекция, макет, подлинник, муляж. |
2. | “Тайны старого горшка”
(история глиняной игрушки).
и декорирование матрешки. |
1 1
1
|
2
2 |
7 | Лагерь Музейный Зал Лагерь
Музейный Зал
лагерь
|
1. Освоят техники изготовления глиняной игрушки различными способами. 2. .Разовьют умения пользоваться глиной как материалом для создания предмета искусства. 3. Разовьются наблюдательность, способность к творчеству, осмыслению художественных достижений общества. Дети узнают свойства глины.
|
3. | “В такой одежде ходили прежде”.
|
1 1
1 |
1
2 |
6 | Лагерь Музей Лагерь
Музей Лагерь
|
1.Научатся отличать традиционный костюм
крестьян-старожилов Алтайского края от
современного костюма. 2.Произойдет приобщение через музейную коллекцию к наследию бытовой культуры и семейных традиций. 3. Разовьются художественно-творческие начала посредством освоения видов вышивки (простой крест, тамбурный шов, гладь). 4. Реализуется индивидуальность воспитанника. |
Литература.
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Ленинград, Искусство, 1975. 142 с.
- Великовская Г.В. Мы моделируем музей.- Культурно-образовательная деятельность музеев. М., Брандес, 1997, С 89-95.
- Медведева Е.Б. Юхневич М. Ю. Музейная педагогика, как новая научная дисциплина.- Культурно-образовательная деятельность музеев. М., Брандес 1997, С 17-25.
- Новожилова В.А., Тренина С.Д., Холодякова И.Е. Музейно-экскурсионная программа “Мир вокруг нас” для школ Ярославля.- Культурно-образовательная деятельность музеев., М., Брандес, 1997, С 72-82.
- Осадчий А.Н. Обрабатывающие промыслы Нижнего Причумышья в XIX века. – Нижнее Причумышье. Очетки истории и культуры. Тальменка 1997, С 112-114.
- Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., Издательский дом “Карапуз”, 2000, 256с.
- Праскурина Н.С. Традиционная вышивка в коллекции Тальменского краеведческого музея. – Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры. Тальменка 1997, С 193-209.