Учебная программа по краеведению "Родники"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи

Ввести музей в сферу жизненных интересов ребенка, научить пользоваться музеем и как источником для пополнения знаний, и как местом для отдыха и развлечений. Способствовать формированию музейной культуры детей, вводить в их лексикон новые слова и понятия. Развивать интеллект и эстетический вкус детей. Создать условия для проявления активности детей, которые должны получать возможность “работать” с предметом (трогать, исследовать, ставить опыты). Проявлять себя в творчестве (мастерить), участвовать в создании экспозиции.

Создание условий для расширения и обогащения знаний воспитанников о родных местах через походы, экспедиции и экскурсии.

Содержание

Основным видом воспитательно-образовательной работы является групповая, познавательная, игровая, творческая деятельность, которая предусматривает следующие темы:

  1. “Тайны старого горшка”.
  2. Задача темы:

    Познакомить детей со свойствами глины, с гончарным искусством, с понятиями гончар, гончарный круг, кустарь, кустарный промысел, показать разновидность и использование глиняной посуды, познакомить с дымковским, филимоновским игрушечными промыслами.

    Дети путешествуют вслед за глиняным горшком из старинной загадки, проходя все этапы изготовления глиняной посуды.

  3. “В такой одежде ходили прежде”.

Задача темы:

Ребята через предварительное прочтение рассказа К.Д. Ушинского “Как рубашка в поле выросла” знакомятся с этапами и техниками изготовления льняного холста, узнают элементы традиционного крестьянского костюма и вышивку старожилов Тальменского района.

Работа проходит в залах музея (экскурсии – путешествия, выставки детских работ и т.д.) так и на территории ДООЛ (выполнение творческих заданий), предусматривает различные формы организации и проведения.

Ожидаемые результаты

  1. Предполагается, что разовьется устойчивый и углубленный интерес к общению с произведениями изобразительного искусства, архитектуры, получению краеведческой и туристической информации.
  2. Начнет формироваться зрительская музейная культура.
  3. Выработается способность к изложению самостоятельных суждений.
  4. Произойдет реализация индивидуальности воспитанника, формирование творческого отношения к действительности.
  5. Откроются возможности выражать агрессивные чувства через рисование, живопись, лепку, которые послужили безопасными способами снятия внутреннего напряжения, часто возникающих у воспитанников детских домов.
  6. Разовьется визуальное мышление, произойдет оценка зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока информации.

Методы определения результативности.

  1. Наблюдение за поведением ребенка, его деятельностью является одним из ведущих методов как планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни.
  2. Беседа, интервью – непосредственное общение с воспитанником, через которое по заранее продуманной программе можно получить информацию (мнение, суждение) непосредственно из уст ребенка.
  3. Опрос с диагностической целью может быть как индивидуальным так, и фронтальным, успеху способствует атмосфера доверия.

Учебно – тематический план.

Тема Л/Ч П/Ч Всего Место

провед.

Ожидаемые результаты
1. “Знакомьтесь, музей” 1 1 2 музей
  1. Сложится “образ музея” как “храма искусств”, в котором хранятся коллекции культурно-исторического значения.
  2. Получат представление о коллекции на примере коллекций одежды, посуды.
  3. Дети расширят лексикон слов

    и понятий - музей, храм,

    памятник, экспонат,

    экспозиционный зал,

    экспозиция, экскурсанты,

    экскурсовод, коллекция,

    макет, подлинник, муляж.

  4. Научатся излагать самостоятельные суждения о музее в форме мини-сочинения.
2. “Тайны старого

горшка”

  • Глиняных дел мастера.
  • Тайны старого горшка.
  • Лепка и декорирование чашки.
  • Игрушка-игрушечка

(история глиняной игрушки).

  • Лепка матрешки

и декорирование матрешки.

 

1

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

7  

Лагерь

Музейный

Зал

Лагерь

 

Музейный

Зал

 

 

лагерь

 

1. Освоят техники изготовления

глиняной игрушки

различными способами.

2. .Разовьют умения

пользоваться глиной как

материалом для создания

предмета искусства.

3. Разовьются наблюдательность,

способность к творчеству,

осмыслению художественных

достижений общества.

Дети узнают свойства глины.

  1. Лексикон детей пополнится понятиями: гончар, гончарный круг, кустарь, кустарный промысел.
3. “В такой одежде ходили прежде”.
  • Вчера и сегодня костюма.
  • В такой одежде ходили прежде.
  • Во всех ты душечка нарядах хороша.
  • Бабушкин рушник.
  • Расписные рушники.

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

2

6  

Лагерь

Музей

Лагерь

 

Музей

Лагерь

 

 

1.Научатся отличать традиционный костюм крестьян-старожилов Алтайского края от современного костюма.

2.Произойдет приобщение через музейную коллекцию к наследию бытовой культуры и семейных традиций.

3. Разовьются художественно-творческие начала посредством освоения видов вышивки (простой крест, тамбурный шов, гладь).

4. Реализуется индивидуальность воспитанника.

Литература.

  1. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Ленинград, Искусство, 1975. 142 с.
  2. Великовская Г.В. Мы моделируем музей.- Культурно-образовательная деятельность музеев. М., Брандес, 1997, С 89-95.
  3. Медведева Е.Б. Юхневич М. Ю. Музейная педагогика, как новая научная дисциплина.- Культурно-образовательная деятельность музеев. М., Брандес 1997, С 17-25.
  4. Новожилова В.А., Тренина С.Д., Холодякова И.Е. Музейно-экскурсионная программа “Мир вокруг нас” для школ Ярославля.- Культурно-образовательная деятельность музеев., М., Брандес, 1997, С 72-82.
  5. Осадчий А.Н. Обрабатывающие промыслы Нижнего Причумышья в XIX века. – Нижнее Причумышье. Очетки истории и культуры. Тальменка 1997, С 112-114.
  6. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., Издательский дом “Карапуз”, 2000, 256с.
  7. Праскурина Н.С. Традиционная вышивка в коллекции Тальменского краеведческого музея. – Нижнее Причумышье. Очерки истории и культуры. Тальменка 1997, С 193-209.