План-конспект логопедического занятия в первом классе по теме: "Автоматизация звука [Р]"

Разделы: Начальная школа


Цели: 1) Закреплять знания детей о правильном укладе органов артикуляции при произнесении звука Р. 2) Развивать фонематический слух: выделять звук Р из ряда слогов, слов; 3) Учить детей соотносить звук с буквой Р, развивать стойкость соотнесения фонемы с графемой; 4) Обогащать словарный запас на материале лексической темы; 5) Развивать и уточнять пространственно-временные отношения для профилактики дисграфии.

Оборудование: артикуляционный профиль (графическое изображение), индивидуальные зеркала, речевой материал для развития фонематического слуха, корректурные пробы, цветные шнурки; панно “Огород”, панно “Сад”.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

Логопед: – Поднимите свою “главную” руку, назовите её (правая).

– Поднимите другую руку, назовите её (левая).

– (Соотнесите с левой рукой части тела, назовите их (левая нога, левое колено ...)

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке вы будете закреплять правильное произношение звука Р в слогах и словах; будете учиться умению слышать и выделять звук Р из ряда слогов и слов; научитесь соотносить звук Р с буквой Р; вспомните и узнаете много новых слов.

3. Повторение темы “Органы речи”.

Вопросы. Какие органы создают речь? Назовите. (Ответы учеников: язык, твёрдое и мягкое нёбо, губы, челюсть, зубы, полость носа). Что руководит органами речи? (Ответы учеников: мозг). Что ещё необходимо для нормального развития речи? (Ответы учеников: слух).

– Давайте рассмотрим артикуляционный профиль (графическое изображение) для звука Р. В каком положении должны находиться речевые органы при произнесении звука Р? (Ответы учеников).

– Посмотрите каждый в своё зеркало и произнесите звук Р. Теперь отложите зеркала и произнесите звук Р без них.

4. Развитие фонематического слуха.

а) Логопед: – Сейчас я буду называть слоги, а вы должны будете хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком Р: МА, НЫ, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ЛО, РО, ЗЭ, ТЫ, РЫ, БА , КУ, РЭ.

– Теперь я произнесу слова, а вы поднимите руку, когда услышите слово со звуком Р: рыба, губы, игра, зубы, букет, забор, голос, ветер, лапа, рысь, голубь, норы, укол, дыра.

б) На доске записаны слоги:

но - пе - ша - впо -
го - ско - го - кенгу -
ды - вед - но - поут -
жа - озе- кома - го -

Задание: закончить слова каждой колонки одним из слогов РА, РО, РУ или РУ. Назвать, какое слово получилось.

в) Задание: заменить первый звук в слове на звук Р.

Хобот (робот) нога (рога)
Танец (ранец) фант (рант)
Забота (работа) лама (рама)
Мычать (рычать) Тома (Рома)
Пугать (ругать) коза (роза)
Дубить (рубить) высь (рысь)
Макеты (ракеты) поза (роза)
Жакетка (ракетка) мука (рука)
Губка (рубка) мак (рак)
Пыжик (рыжик) газ (раз)
Дом (ром) кот (рот)

5. Физкультминутка.

– Дети, встаньте, пожалуйста, а) Выполняйте вслед за мной следующие движения: взять себя правой (левой) рукой за мочку левого (правого) уха; топнуть правой (левой) ногой и (одновременно) поднять левую (правую) руку.

б) Теперь выполняйте упражнения по моей словесной инструкции. (Те же упражнения).

6. Работа по соотнесению звука Р с буквой Р.

а) Логопед: – Ребята, найдите и покажите букву, которая обозначает звук Р.

“Нарисуйте” её пальчиком в воздухе. А теперь изобразите букву Р на своих партах, используя цветной шнурок. С какой стороны вы изобразили палочку этой буквы? А с какой стороны “грудь”? (Ответы учеников: палочка слева, а “грудь” – справа.)

б) – Ребята, чтобы вы всегда узнавали букву, которая обозначает звук Р, давайте потренируемся: поищем эту букву среди других букв.

Детям раздаются корректурные пробы:

КЕНРИМПРГОРШЛОРНВУЫРТЬБРЛДЩРХЭЖЗРЮБЬТОРМПАВРЙЦУКРЯЧСМТБР

Задание: зачеркнуть букву Р.

7. Физкультминутка.

Определить направления в пространстве:

– построиться в колонну, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;

– построиться в шеренгу, назвать стоящего слева, стоящего справа.

8. Работа по лексической теме “Осень, овощи, фрукты”.

Словарь: помидоры, огурцы, картофель, редис, горох, капуста, свёкла, груши, яблоки, сливы, черешня, петрушка, смородина, рябина, крыжовник.

На доску вывешивается два панно: “Сад”, “Огород”, где в ячейках прикреплены нарисованные фрукты и овощи. Дети делятся на две команды. Первая команда “собирает” урожай только тех фруктов, в названии которых есть звук Р. Вторая команда “собирает” только те овощи, в названии которых есть звук Р. Собрав урожай, дети каждой команды по очереди называют, что они собрали, чётко проговаривая звук Р.

9. Итог урока.

Логопед вместе с учащимися оценивает качество работы на уроке: как работали и чему научились.

Для детей 6–7 лет типичными являются нарушения сонорных звуков Р, РЬ. Цели представленного занятия направлены на автоматизацию звука Р, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса учащихся.