Цели: 1) Закреплять знания детей о правильном укладе органов артикуляции при произнесении звука Р. 2) Развивать фонематический слух: выделять звук Р из ряда слогов, слов; 3) Учить детей соотносить звук с буквой Р, развивать стойкость соотнесения фонемы с графемой; 4) Обогащать словарный запас на материале лексической темы; 5) Развивать и уточнять пространственно-временные отношения для профилактики дисграфии.
Оборудование: артикуляционный профиль (графическое изображение), индивидуальные зеркала, речевой материал для развития фонематического слуха, корректурные пробы, цветные шнурки; панно “Огород”, панно “Сад”.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.
Логопед: – Поднимите свою “главную” руку, назовите её (правая).
– Поднимите другую руку, назовите её (левая).
– (Соотнесите с левой рукой части тела, назовите их (левая нога, левое колено ...)
2. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке вы будете закреплять правильное произношение звука Р в слогах и словах; будете учиться умению слышать и выделять звук Р из ряда слогов и слов; научитесь соотносить звук Р с буквой Р; вспомните и узнаете много новых слов.
3. Повторение темы “Органы речи”.
Вопросы. Какие органы создают речь? Назовите. (Ответы учеников: язык, твёрдое и мягкое нёбо, губы, челюсть, зубы, полость носа). Что руководит органами речи? (Ответы учеников: мозг). Что ещё необходимо для нормального развития речи? (Ответы учеников: слух).
– Давайте рассмотрим артикуляционный профиль (графическое изображение) для звука Р. В каком положении должны находиться речевые органы при произнесении звука Р? (Ответы учеников).
– Посмотрите каждый в своё зеркало и произнесите звук Р. Теперь отложите зеркала и произнесите звук Р без них.
4. Развитие фонематического слуха.
а) Логопед: – Сейчас я буду называть слоги, а вы должны будете хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком Р: МА, НЫ, ПУ, РА, ВЫ, РУ, ЛО, РО, ЗЭ, ТЫ, РЫ, БА , КУ, РЭ.
– Теперь я произнесу слова, а вы поднимите руку, когда услышите слово со звуком Р: рыба, губы, игра, зубы, букет, забор, голос, ветер, лапа, рысь, голубь, норы, укол, дыра.
б) На доске записаны слоги:
но - | пе - | ша - | впо - |
го - | ско - | го - | кенгу - |
ды - | вед - | но - | поут - |
жа - | озе- | кома - | го - |
Задание: закончить слова каждой колонки одним из слогов РА, РО, РУ или РУ. Назвать, какое слово получилось.
в) Задание: заменить первый звук в слове на звук Р.
Хобот (робот) | нога (рога) |
Танец (ранец) | фант (рант) |
Забота (работа) | лама (рама) |
Мычать (рычать) | Тома (Рома) |
Пугать (ругать) | коза (роза) |
Дубить (рубить) | высь (рысь) |
Макеты (ракеты) | поза (роза) |
Жакетка (ракетка) | мука (рука) |
Губка (рубка) | мак (рак) |
Пыжик (рыжик) | газ (раз) |
Дом (ром) | кот (рот) |
5. Физкультминутка.
– Дети, встаньте, пожалуйста, а) Выполняйте вслед за мной следующие движения: взять себя правой (левой) рукой за мочку левого (правого) уха; топнуть правой (левой) ногой и (одновременно) поднять левую (правую) руку.
б) Теперь выполняйте упражнения по моей словесной инструкции. (Те же упражнения).
6. Работа по соотнесению звука Р с буквой Р.
а) Логопед: – Ребята, найдите и покажите букву, которая обозначает звук Р.
“Нарисуйте” её пальчиком в воздухе. А теперь изобразите букву Р на своих партах, используя цветной шнурок. С какой стороны вы изобразили палочку этой буквы? А с какой стороны “грудь”? (Ответы учеников: палочка слева, а “грудь” – справа.)
б) – Ребята, чтобы вы всегда узнавали букву, которая обозначает звук Р, давайте потренируемся: поищем эту букву среди других букв.
Детям раздаются корректурные пробы:
КЕНРИМПРГОРШЛОРНВУЫРТЬБРЛДЩРХЭЖЗРЮБЬТОРМПАВРЙЦУКРЯЧСМТБР
Задание: зачеркнуть букву Р.
7. Физкультминутка.
Определить направления в пространстве:
– построиться в колонну, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
– построиться в шеренгу, назвать стоящего слева, стоящего справа.
8. Работа по лексической теме “Осень, овощи, фрукты”.
Словарь: помидоры, огурцы, картофель, редис, горох, капуста, свёкла, груши, яблоки, сливы, черешня, петрушка, смородина, рябина, крыжовник.
На доску вывешивается два панно: “Сад”, “Огород”, где в ячейках прикреплены нарисованные фрукты и овощи. Дети делятся на две команды. Первая команда “собирает” урожай только тех фруктов, в названии которых есть звук Р. Вторая команда “собирает” только те овощи, в названии которых есть звук Р. Собрав урожай, дети каждой команды по очереди называют, что они собрали, чётко проговаривая звук Р.
9. Итог урока.
Логопед вместе с учащимися оценивает качество работы на уроке: как работали и чему научились.
Для детей 6–7 лет типичными являются нарушения сонорных звуков Р, РЬ. Цели представленного занятия направлены на автоматизацию звука Р, развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса учащихся.