Преподавание информатики в начальной школе с применением программно-методического комплекса "Роботландия"

Разделы: Информатика


Преподавание информатики в начальной школе с применением программно-методического комплекса “Роботландия”
Дерябина И.Г.

    Средняя общеобразовательная школа №19 – одна из старейших школ г. Коврова Владимирской области. С 1995 года она является городской экспериментальной площадкой по освоению авторской технологии академика РАО Монахова В.М. (технологии дифференцированного воспитания и образования) и технологии составного (блочного) урока заслуженного учителя РФ Латышева Ю.И., освоение которых позволило сделать школу конкурентноспособной. В течении 7 лет я преподавала информатику в этой школе. И мне хочется поделиться накопленным опытом работы в начальных классах. Руководство школы во главе с ее директором заслуженным учителем РФ Чунаевой Н.Н. прекрасно понимает, что современные ученики – это поколение людей, живущих в условиях информационного общества, и к ним информатизация предъявляет новые требования. По инициативе директора за счет школьного компонента учащиеся получают информатическое образование со 2 по 11 класс. Заботясь об обновлении содержания образования, администрация школы в 1997 году на собранные родителями деньги приобрела программно-методический комплекс “Роботландия”, включающий в себя 10 пособий для учащихся, 10 пособий для учителя, компьютерное программное обеспечение. Этот курс оптимально подходит для реализации целей обучения информатики в начальной школе, соответствует обязательному минимуму содержания образования основной школы, дает возможность создать базу для изучения информатики на более высоком уровне, способствует выполнению миссии школы №19: обеспечение личностного развития при сохранении физического здоровья, формирования базовой культуры в соответствии с личностным потенциалом учащихся [ 4] . Методические пособия для учителя этого комплекса – это бесценный помощник преподавателя в организации учебного процесса. Даже неопытный учитель сумеет достичь положительных результатов своей деятельности, руководствуясь рекомендациями пособий академика РАО Первина Юрия Абрамовича[ 1] . С помощью такой доступной, удобной в использовании и высококачественной методической литературы можно решать проблему кадров, ведь учителей информатики катастрофически не хватает. Например, в нелегкие перестроечные времена мне пришлось поменять профессию: имея 10-летний стаж преподавания физики, перейти на преподавание информатики.
    Микрорайон, в котором расположена школа, противоречив и многослоен как с точки зрения социально-культурного потенциала его жителей, так и уровня развития, потребностей получения образования. В настоящее время многие родители стараются приобрести своим детям компьютеры. Вот результаты проведенного опроса учеников вторых классов, в 2003/2004 учебном году начавших изучать информатику:

Класс

Количество учащихся в классе

Количество учащихся, имеющих дома компьютер

Количество учащихся, которым родители собираются купить компьютер

29

9

10

24

7

3

28

6

8

24

1

3

    Как это ни грустно, но 60 % второклассников, в силу материального неблагополучия их семей, не имеют и не будут иметь в перспективе общения с ЭВМ дома. Если не дать этим детям возможность осваивать технику в школе, можно ли считать, что полноценное образование в нашей стране доступно для всех?
    Введение в учебном заведении раннего изучения информатики с компьютерной поддержкой создает равные условия при получении образования независимо от места проживания и уровня доходов их родителей. Таким образом, реализуется одно из важнейших направлений модернизации российского образования: обеспечение доступности образования. Особенно это важно для девочек. Практика показывает, что к ним уверенное общение с техникой приходит постепенно, когда они начинают изучать все с азов и чем раньше, тем лучше. На компьютерных курсах, где учились люди разных возрастов и разных профессий, нетрудно было заметить, что успехи в учебе были напрямую связаны с возрастом обучаемых. Чем старше человек, тем труднее преодолевается синдром неуверенного общения с техникой. К счастью, сейчас у многих молодых людей этого нет, и поэтому нужно, чтобы все без исключения дети умели использовать информационные и коммуникативные технологии в учебном процессе и в быту. Хотелось бы пригласить тех, кто не согласен с использованием компьютеров в учебном процессе в начальной школе и тех, кто предлагает использовать один компьютер в качестве демонстрационного на целый класс, на любимый урок всех малышей “Волк, коза и капуста”. После бурного обсуждения алгоритма перевозки этой веселой команды, после категоричных утверждений, что перевозка невозможна, каким счастьем светятся глаза детей, когда  все перевезены и компьютер поздравляет с победой. “Нажимать на кнопочки” любит любой ребенок, и совместить эту любовь с обучением дает возможность “Роботландия”.
    Современная школа, как никогда должна стать адаптивной школой, потому что равенства в обществе нет и не может быть, его нет и на генетическом уровне, поэтому детям надо уже в школьные годы дать возможность начинать обучение по своим возможностям и способностям. В работе учителя информатики необходимо учитывать наличие в нагрузке классов с повышенным уровнем учебной мотивации и классов компенсирующего обучения. На основе материалов учебно-методического комплекса “Роботландия” возможно использование разноуровневых заданий для учащихся, и особенно много их для детей с высокими учебными возможностями. Это позволяет выявить таланты, которые затем делают успехи в изучении информатики в старших классах. Для ослабленных детей отбираются темы, не вызывающие затруднения, чтобы непосильные задания не приводили к стрессовым ситуациям. Особую трудность вызывают у них упражнения, в которых надо удерживать в памяти объемный план действий, поэтому для учащихся с невысоким уровнем учебным возможностей подготавливается подробная инструкция.
    Одним из компонентов технологии дифференцированного образования и воспитания Монахова В.М.[ 2] ., которую я применяла в своей работе, является дидактический модуль. Дидактический модуль – это система уроков по отдельной теме или разделу, в границах которой учитель строит стратегию обучения в соответствии с возможностями и особенностями обучаемых, со своей стратегией понимания курса в целом. Программа курса структурирована блоками, включающими определенные темы. Для всех блоков составлены технологические карты дидактического модуля (ТКДМ). По сравнению с традиционной формой тематического планирования помимо содержания обучения здесь широко представлен методический инструментарий учителя. В проект дидактического модуля вводится целеполагание, содержание темы, мотивационный компонент, развивающий компонент, диагностика, оргформы, внеаудиторская самостоятельная деятельность учащихся, мониторинг и механизм достижения базисного уровня используемых программ, методический инструментарий учителя, направленный на систематическое целенаправленное развитие учащихся на основе программ развития психологических новообразований.
    Для грамотной организации учебного процесса помимо ответов на вопросы чему учить и как учить, учителю необходимо знать ответ на вопрос кого учить. Для получения информации об особенностях контингента учащихся школьный психолог диагностирует общий уровень интеллекта, на уроках информатики проводится диагностика по предмету: формирование ЗУН в процессе обучения информатике, диагностируется память, внимание, мышление учащихся [ 5] , уровень сформированности мотивации учебной деятельности по информатике (анкета по Третьякову П.И.). Модульная технология требует от учителя организации деятельностного обучения ученика. Использование программно-методического комплекса “Роботландия” позволяет повысить активность школьников за счет применения игрового принципа при построении уроков, за счет включения таких методов обучения, как методика проектов, познавательных и ролевых игр, инсценирования алгоритмических задач и др. Соблюдается принцип субъект-субъектных отношений в ходе учебного процесса: включаются в урок групповые формы, организуется работа консультантов, дежурной группы.
    Предлагая проектировать учебный процесс дидактическими модулями, Монахов В.М. выдвигает новую идею: центр тяжести в обучении переносится с методики передачи определенного объема знаний на целенаправленное развитие учащихся, т.е. учитель должен планировать психологическую деятельность по развитию школьников. Монахов В.М. предлагает это делать на программном уровне, т.е. путем введения в учебный процесс программ развития психологических новообразований: внимания, памяти, мышления, мотивации и др. В учебных пособиях и в компьютерных программах комплекса “Роботландия” [ 1] содержится благодатный материал для практического воплощения этой идеи. В технологической карте дидактического модуля в разделе “Инструментарий развития” запланирована система упражнений из составленной мною программы развития внимания, памяти и мышления учащихся на уроках информатики.
    Неотъемлемой частью модульной технологии является грамотная работа по развитию общеучебных умений и навыков учащихся. В соответствии с общешкольной программой в ТКДМ предусмотрены упражнения по формированию ОУУН, а также специальных умений и навыков, что позволит ученикам использовать персональные ЭВМ на компьютеризованных уроках по другим школьным предметам.
    Таким образом, составление ТКДМ по технологии Монахова В.М. повысило технологическую культуру проектирования учебно-воспитательного процесса. В качестве примера привожу технологическую карту дидактического модуля одной из тем “Роботландии” (см. Приложение1). Упражнения, запланированные в графе “Инструментария развития” перечислены в составленной мною программе развития внимания, памяти, мышления учащихся на уроках информатики (см. Приложение2).
    Новое средство проектирования учебного процесса потребовало и новой формы его организации. Такой формой стал составной (блочный урок), технологию которого разработал заслуженный учитель РФ Латышев Ю.И.[ 3] . Модульный урок – это 3 модуля по 25 минут. В школе I ступени информатика в расписании на числительной неделе 1 модуль (25 минут), на знаменательной 2 модуля. Урок никогда не начинается с контроля, контролю предшествует коррекция, увеличивается комбинаторика урока, минимизируются домашние задания. Практика показала эффективность использования следующего алгоритма: коррекция, контроль, новый материал. Это алгоритм комбинированного урока. Любят учащиеся (особенно весной) сезонный урок, алгоритм которого: изучение нового, коррекция, контроль, т.е. тема усваивается на уроке. При разработке новых алгоритмов учитель проявляет творчество, заботясь о том, чтобы урок был технологичен (работал на результат и помогал осуществлять рефлексию учителя и ученика), комфортен для учащихся и эффективен. На уроках информатики часто используется зрительная и моторная наглядность, которая стимулирует разные анализаторы и мобилизует разные виды памяти, включая двигательную (работа с моделями), это позволяет сделать занятия увлекательными. Через сочетание различных организационных форм работы (индивидуальных, парных, групповых) развиваются индивидуальные способности детей. Создается на уроке атмосфера взаимодействия, взаимной поддержки, как между учащимися, так и между учителем и учениками. Особое внимание обращается на применение здоровьесберегающих технологий, выполняются санитарные нормы организации труда детей за компьютерами (Сан Пин 2.2.2.542-96): младшеклассники занимаются на компьютере не более 15 минут, проводится гимнастика для снятия зрительного утомления и профилактические упражнения для осанки.
    В моей практике используются различные алгоритмы урока. Алгоритм интегрированного урока “информатика и русский язык” для 5 класса был разработан вместе с учителем высшей категории Климовичем О.И. Здесь используется такая схема: коррекция по информатике, коррекция по русскому языку, контроль. Другими словами, каждый модуль - новый вид деятельности, что и предусматривает технология Латышева Ю.И. Такой алгоритм нравится учащимся, он может применяться на других интегрированных уроках, так как обеспечивает реализацию запланированных целей и задач.
    За семь лет работы с применением программно-методического комплекса “Роботландия” накопился опыт, который продемонстрирован при проведении открытого урока на тему “Визитная карточка” для городского методического объединения учителей. Мне хотелось показать формы и методы работы с третьеклассниками: организацию учебной деятельности, программу развития в действии, работу в группах, игровой принцип, использование современных технических средств обучения и др. Практика показывает, что дети любят открытые уроки, ведь им хочется показать чему они научились. В подготовительный период они становятся активнее, между группами идет негласное соревнование за право принять участие в этом мероприятии.
    В школе №19 часто проходят нестандартные учебные занятия: уроки-путешествия, конкурсы эрудитов, уроки-суды... Единственный класс-хор с удовольствием провел урок –компьютерный концерт.
    Мониторинг качества образования показывает, что учащиеся начальной школы успешно реализуют поставленные перед ними цели, прогнозируемые результаты соответствуют действительности. Наблюдения говорят о том, что учащиеся 5 класса, изучавшие информатику с первого класса, увереннее чувствуют себя при общении с компьютером, чем учащиеся 5 классов, где она не преподавалась. У шестиклассников, не изучавших информатику, были трудности при работе с программой “Фраза” на интегрированном уроке по русскому языку, в отличие от их сверстников, прошедших курс “Роботландия”. Анкетирование по Третьякову доказало высокий уровень мотивации у школьников. Причем наблюдения показали, что повышается мотивация не только к изучению информатики, но и к остальным учебным предметам (ученики с большим удовольствием идут в школу в тот день, когда у них в расписании – информатика.). Поэтому при подведении итогов и анализа успеваемости уровень обученности всегда соответствует уровню учебных возможностей младшеклассников.
    Качество обучения в классах с ранним изучением информатики стабильно выше общешкольного среднего показателя и составляет 80-100%. Это можно наглядно увидеть на диаграмме результатов одного из классов, изучающим информатику с 1 класса.

    Диагностика внимания, памяти и мышления дает положительную динамику. Сравните 2 таблицы результатов тестирования методом “Корректурная проба” группы учащихся 6Б, изучающих информатику с 1 класса.

Таблица1. Диагностика внимания группы учащихся 2 б класса

 

2000/2001 уч.г.

Ф.И. Число исключенных букв, n Число ошибок, n1 Показатель точности, А Число просмотренных знаков, N Показатель темпа работы, Т Коэффициент продуктивности, К
1 К. Яна 38 9 0,76 300,00 60,00 45,79
2 Л. Денис 23 3 0,87 380,00 76,00 66,09
3 Л. Евгений 32 7 0,78 290,00 58,00 45,31
4 М. Володя 107 14 0,87 470,00 94,00 81,70
5 П. Максим 70 26 0,63 490,00 98,00 61,60
6 П. Володя 90 5 0,94 700,00 140,00 132,22
7 С. Саша 68 7 0,90 400,00 80,00 71,76
8 С. Саша 89 20 0,78 680,00 136,00 105,44
10 Ш. Наташа 101 9 0,91 670,00 134,00 122,06
11 Ш. Ира 134 23 0,83 740,00 148,00 122,60

 

Таблица 2. Диагностика внимания группы учащихся 5 б класса

 

2002/2003 уч.г.

Ф.И. Число исключенных букв, n Число ошибок, n1 Показатель точности, А Число просмотренных знаков, N Показатель темпа работы, Т Коэффициент продуктивности, К
1 К. Яна 59 9 0,85 420,00 84,00 71,19
3 Л. Денис 57 2 0,96 461,00 92,20 88,96
4 Л. Евгений 46 7 0,85 310,00 62,00 52,57
5 М. Володя 112 12 0,89 488,00 97,60 87,14
6 П. Володя 112 5 0,96 740,00 148,00 141,39
7 П. Максим 81 33 0,59 639,00 127,80 75,73
8 С. Саша 97 24 0,75 718,00 143,60 108,07
9 С-в. Саша 73 6 0,92 449,00 89,80 82,42
10 Ш. Наташа 112 10 0,91 669,00 133,80 121,85
11 Ш. Ира 125 32 0,74 850,00 170,00 126,48

    Многие факторы влияют на развитие детей, но и целенаправленная работа учителя на уроках информатики способствует повышению показателя темпа работы и коэффициента продуктивности, характеризующих внимание учащихся.
    Мои ученики радуют своей уверенностью в общении с компьютером, пониманием важности изучаемого предмета, высоким уровнем специальных умений и навыков. Раннее изучение информатики в школе помогает выявлению одаренных детей. В каждом учебном году учащиеся успешно выступают в городских мероприятиях: олимпиадах по программированию и информационным технологиям, в конкурсе “Юный программист”. Практика показала, что применение программно-методического комплекса “Роботландия” в преподавании информатики в начальной школе полностью себя оправдало.
    В настоящее время я работаю в замечательной московской школе №1748. Программно-методический комплекс Ю.А. Первина используется в работе кружка “Роботландия”. Все вышеизложенные идеи я применяю в организации кружковых занятий. Дети 1-4 классов с удовольствием их посещают. Воспитатель группы продленного дня поделилась своими наблюдениями: дети быстрее и качественнее выполняют домашние задания, чтобы не опоздать на занятие кружка. То есть опять на практике повышается мотивация учащихся с разными способностями к учебному процессу.

Использованная литература

  1. Первин Ю.А., Программно-методический комплекс, предприятие “Роботландия”, Переславль-Залесский, 1996
  2. Монахов В.М., От традиционной методики к новой технологии обучения, ТОО “Будрус”, М. Тула,1993
  3. Латышев Ю.И. “Размышления об уроке”, Ульяновск, 1997
  4. Средняя общеобразовательная школа №19 с разноуровневым и профильным обучением, Владимирская область, г. Ковров, 1999
  5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В., Диагностика познавательной сферы ребенка, М., Роспедагентство, 1984