Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения создают условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у многих исчезла боязнь ошибочных шагов, снизилась тревожность и необоснованные беспокойства. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Класс: 2.
Тема: Сложение и вычитание в пределах 100. (Закрепление)
Цель:
- закреплять и совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100, умение решать задачи;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать аккуратность, точность.
Оборудование: рисунки обитателей островов (Остров попугаев, Остров обезьян, Остров слонов, необитаемый остров), макет корабля, плакат с изображением моря.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в морское путешествие в гости к литературному герою, который прожил несколько лет на необитаемом острове, к Робинзону Крузо.
Путешествовать мы будем на воображаемом корабле. Путешествие далёкое, интересное, но опасное, а для того, чтобы путешествие было удачным, следует соблюдать следующие правила:
- быть очень внимательным, находчивым и сообразительным;
- правильно выполнять задания;
- не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
- регулярно выполнять физминутки.
А есть ли среди вас такие?
Это сейчас и покажете.
Психологическая установка под музыку (шум моря).
- Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь, повторяйте вполголоса.
Я на корабле.
Сейчас я начну своё путешествие.
Я радуюсь этому. (Пауза)
Внимание моё растет.
Я, как капитан, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно. (Пауза)Я хочу путешествовать.
Я готов к работе.
Я работаю.
- Итак, вы готовы работать.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Разминка.
- Камни в море какие? (мокрые)
- Большое морское животное с фонтаном. (кит)
- На верёвке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили верёвку? (4)
- Как называют человека, который готовит пищу на корабле? (кок)
- Отдельное помещение на судне, для членов экипажа. (каюта)
- Журнал, ведущийся во время плавания на корабле. (бортжурнал)
2. Минутка чистописания.
- Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами начинаем вести записи. Вспомните правила посадки при письме. Запишите в свои бортжурналы, т.е. тетради, число, месяц и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.
- Молодцы!
- Ребята, кто из вас знает, сколько лет Робинзон Крузо провёл на необитаемом острове? Не знаете?
- Если вы правильно выполните следующие операции, то получите ответ на мой вопрос.
Самое наибольшее двузначное число уменьшить на одну единицу, уменьшить на восемь десятков и увеличить на самое наименьшее двузначное число.
(99 – 1 – 80 + 10 = 28)
- Да, 28 лет Робинзон Крузо прожил на необитаемом острове.
Пропишите это число столько раз, сколько концов у двух палок.
3. Устный счет.
1) Я продиктую вам несколько чисел. Запомните их. В уме сложите числа попарно: первое – со вторым, второе - с третьим, третье – с четвертым, а четвертое – с пятым. Назовите полученные суммы. Запишем их на доске.
Числа для диктовки: 8, 9,7, 10, 11. (ответ: 17, 16, 17, 21)
2) Диктую следующие несколько чисел. Запомните их. В уме найдите разность чисел попарно. Назовите полученные разности. Запишем их на доске.
Числа для диктовки: 15, 9, 5, 4, 1. (ответ: 6, 4, 1, 3)
Наш корабль направляется к острову. Название острова вы узнаете, если правильно соотнесете число с буквой, которой соответствует порядковый номер в алфавите, и составите слово.
17, 16, 17, 21, 4, 1, 6, 3. (попугаев)
- Правильно, Остров попугаев. Подойти к острову мы сможем, выполнив следующее задание:
4. Операции с математическими действиями.
- Наш корабль подошел к Острову попугаев. А попугай Кеша оставил вам задание. Он интересуется, сможете ли вы расставить нужные знаки.
38 * 10 * 7 = 21 (38 – 10 – 7 = 21)
78 * 6 * 66 = 18 (78 + 6 – 66 = 18)
16 * 16 * 26 = 58 (16 + 16 + 26 = 58)
63 * 7 * 19 = 89 (63 + 7 + 19 = 89)
70 * 50 * 5 = 25 (70 – 50 + 5 = 25)
- Кеша хвалит вас за успехи и прощается с нами. А мы снова отправляемся в путь. Перед нами остров 16, 2, 6, 9, 30, 33, 15. (задание см. в устном счете) (Остров обезьян)
Физминутка.
5. Решение задач.
- Хозяйка острова приготовила для нас интересные задачи.
1) 90 дней в Арктике длится зима. Из них – 57 дней мели метели, 14 дней шёл снег. Сколько дней не было осадков?
2) На берегу отдыхало 58 тюленей. Приближение белого медведя заметило 17 тюленей. Они и еще 15 тюленей спрыгнули в воду. Сколько тюленей осталось на берегу?
3) 25 спортсменов катались на досках по волнам у берега, а 15 спортсменов на досках под парусом и 18 на водных лыжах мчались в открытое море. На сколько больше спортсменов использовали доски, чем водные лыжи?
(Каждый ученик выбирает себе задачу. Задачи разноуровневые)
- Наш корабль отправляется к острову 19, 13, 16, 15, 16, 3. (Остров слонов.)
6. Задания с именованными числами.
- Маленький слоненок давно ждет гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием. Вот его задание:
2см 7мм = ***мм
3дм 5см = ***см
53см = ***дм ***см
3дм 5см * 5дм 3см
63дм * 6дм 6см
7м 8дм = ***дм
- Ну что, поможем слоненку? (Да)
- Вы правильно поступили, что не отказали слоненку в помощи. Слоненок доволен.
7. Решение примеров.
- Ребята, впереди необитаемый остров. Но, чтобы причалить, вы должны решить следующие примеры. (Работа по карточкам.)
73+18 79+19 47+44 |
31+29 62+27 55+26 |
96-44 58-51 84-19 |
77-28 62-52 43-37 |
- Молодцы! Ответы найдены. Нас приветствует Робинзон Крузо. Он заметил, что вы были внимательны, правильно выполняли задания. Он тоже приготовил для вас задание (задания на смекалку).
1) Лестница на мой корабль состоит из 13 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине? (7).
2) Сумма трёх чисел равна 11. Сумма первого и второго - 6, а сумма второго и третьего - 9.
Найдите эти числа. (2, 4, 5)
3) Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки. (Которые стоят).
- Молодцы! Вы справились со всеми трудностями на пути и показали Робинзону Крузо какие вы внимательные, находчивые, сообразительные и можете правильно выполнять задания.
III. Итог урока.
- А теперь пришло время вернуться в класс. Закройте глаза, вспомните весь путь, который мы с вами прошли, повторяйте вполголоса:
Я в школе на уроке.
Скоро закончится урок.
Я хорошо поработал.
Я вспомнил задания.
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание вызвало затруднения?
- Сколько лет Робинзон Крузо пожил на необитаемом острове?
IV. Домашнее задание.
Придумать своё путешествие.