Нынешний век называют веком
информации, и современный человек должен хорошо
ориентироваться в информационном потоке.
Информация усваивается и перерабатывается нами
в процессе коммуникации (т.е. в процессе
общения друг с другом, чтения текстов и т.д.),
следовательно, успешность коммуникации все
больше зависит от нашего умения организовать
свое речевое и неречевое поведение адекватно
задачам общения. Данное умение можно назвать
“сформированностью коммуникативной
компетенции учащихся”, если рассмотреть его в
образовательном контексте. И совсем неслучайно
коммуникативные методы обучения иностранным
языкам (ИЯ) получили в последнее время новый
импульс: происходит поворот от усвоения
различных аспектов языка (лексики, грамматики)
к активному использованию ИЯ в жизни.
Иностранный язык становится, с одной стороны,
средством получения профессиональной и иной
информации, с другой стороны, средством
осуществления коммуникации. Однако об
эффективной коммуникации можно говорить, когда
человек правильно воспринял или передал
информацию. В этой связи все чаще от психологов,
философов, педагогов можно слышать, что
коммуникативная компетенция результативна лишь
в том случае, если человек обладает критическим
мышлением. Именно критическое мышление,
благодаря целому ряду своих особенностей,
рассматривается как оптимальная форма
интеллектуальной деятельности людей, живущих в
переполненном информацией мире.
Что же имеется в виду под понятием
“критическое мышление”?
Большинство современных дидактиков,
несмотря на то, что данное понятие на сегодняшний
день не является устоявшимся, приходят к
следующему определению: критическое мышление не
означает негативность суждений или критику, под
этим понятием подразумевается разумное
рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы
выносить основные суждения и решения. Ориентация
на критическое мышление предполагает, что ничего
не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая
на авторитеты, вырабатывает свое мнение в
контексте учебной программы.
Как же обеспечить развитие
критического мышления на уроках иностранного
языка? Ведь овладение ИЯ в силу специфики данного
предмета требует определенного объема “внешне
заданной”, управляемой репродуктивной учебной
деятельности. Однако преподавание ИЯ в силу
своей коммуникативной природы всегда отличалось
от других предметов большим творческим
характером, большей направленностью на создание
учащимися своих собственных речевых продуктов.
Несомненно, это требует креативности,
самостоятельности и критичности мышления.
Как показывает педагогический опыт
автора статьи, личностно-ориентированное
обучение ИЯ приобретает более продуктивный
коммуникативный характер, если базируется на
философских и психологических принципах
технологии развития критического мышления (КМ),
которые:
- способствуют взаимоуважению речевых партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию;
- облегчают понимание различных “взглядов на мир”;
- позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности.
Основные характеристики критического мышления, а также его последствия, проявляющиеся в нравственных установках можно представить схематически:
Критическое мышление
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Критическое мышление- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Исходя из вышеизложенных принципов, автор данного опыта и строит свою модель обучения иностранному языку.
ЦЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В настоящее время приоритетной целью обучения ИЯ в общеобразовательной школе является овладение коммуникативной компетенцией (т.е. практическое овладение иностранным языком). Целью данной модели обучения является развитие критического мышления учащихся в процессе практического овладения иностранным языком.
ЗАДАЧИ ДАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
- Создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
- Организация практики по формированию ориентировочной основы действий (ООД).
- Развитие навыков самостоятельной работы
- Развитие у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений в индивидуальном режиме.
- Развитие творческих способностей учащихся посредством критического мышления.
ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ КМ
Изучение педагогической литературы и имеющегося педагогического опыта по теме – см. Приложение - список использованной литературы.
Построение модели педагогического решения
Цель педагогического действия: обеспечить сознательное выполнение самостоятельной работы учащихся. Построение модели педагогических действий по уровням самостоятельной работы учащихся схематично можно представить следующим образом:
Технология действий:
- Разрабатывается модульная программа, которая начинается с формулировки комплексной дидактической цели (КДЦ). КДЦ распадается на цели дидактическую (цель большого учебного раздела) и цель на перспективу (использование этого учебного содержания в перспективе). Дается название программе (тема урока-модуля).
- Выделяется содержание модулей, то есть КДЦ распадается на интегрирующие дидактические цели.
- Выделяются частные дидактические цели модуля.
- Обозначаются этапы разработки структуры проекта и проведения его.
- Организуются группы для обучения в сотрудничестве (сообща).
Определение критериев успешности.
Цель данной педагогической модели будет достигнута при соблюдении следующих условий:
А.
1. Диагностика учебных возможностей учеников.
2. Диагностика познавательных интересов.
3. Соответствие содержания возможностям и
склонностям учеников.
В.
1. Сформированность у учеников мотивов учения.
2. Наличие необходимого уровня знаний и
специальных умений.
С.
1. Использование учителем целостной системы
средств поддержки мотивации учения.
2. Использование разработанной системы получения
обратной информации о ходе усвоения знаний (рефлексия).
3. Наличие системы оценки и анализа результатов
процесса обучения.
4. Наличие разработанной методики рефлексии.
5. Уровневый подход к содержанию, темпу, оценке
знаний учащихся.
Каков результат?
Для ученика:
1. Ученик овладевает навыками самостоятельной
работы.
2. Осуществляется индивидуализация и
дифференциация по темпу, технологии, содержанию
учебного материала, контролю, самоконтролю.
3. Обеспечивается возможность усвоить стандарт
образования.
4. Самостоятельная деятельность ученика в
условиях выбора способствует максимальному
саморазвитию и адекватной (критической)
оценки своего субъективного опыта.
5. Ученику предоставляется возможность для
самореализации.
Для учителя:
1. Учитель имеет возможность для саморазвития.
2. Меняется подготовка учителя к уроку.
3. Меняется роль учителя в учебном процессе; он –
- мотивирует;
- организует;
- консультирует;
- контролирует.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
- оценка деятельности (Где ошибка?);
- диагноз (В чем причина?);
- самоконтроль (Каковы результаты?);
- критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы );
- прогноз (Постройте прогноз).
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (КМ)
Данную модель обучения можно реализовать через:
1.Обучение в сотрудничестве (сообща).
Рассмотрим некоторые варианты организации
данной модели обучения в сотрудничестве (сообща).
- Обучение в команде. В данном варианте реализации обучения в сотрудничестве уделяется особое внимание “групповым целям” и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими учениками этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый.
- Обучение в “экспертных” группах . Учащиеся организуются в группы по 3-4 человека для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (смысловые или логические блоки). Каждый член группы разрабатывает свою подтему. Затем изучающие один и тот же вопрос ученики из разных групп встречаются и обмениваются информацией как эксперты. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе. Общение ведется на ИЯ.
2. Модульные формы обучения отдельным
аспектам языка.
Модульное обучение – это комбинированная
система, обязательно включающая в себя
подсистему адаптивного программированного
обучения, соединенная с программой
самоуправления. В основе модульного обучения
лежит модуль. Модуль как законченный блок
информации содержит в себе целевую программу
действий и методическое руководство.
3. Метод проектов.
Метод проектов – суть развивающего,
личностно-ориентированного характера данной
модели обучения.
Основные требования к использованию метода
проектов в технологии развития критического
мышления:
- наличие значимой или же противоречивой в исследовательском плане проблемы;
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
- структуризация содержательной части проекта;
- использование исследовательских методов.
В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Данный метод оптимально сочетается с такой формой в технологии развития критического мышления как дискуссия или дебаты. В цикле уроков он реализуется на уроке- исследовании.
Базовая модель построения уроков в технологии развития критического мышления.
Дидактический цикл урока (или блока уроков) состоит в данной технологии из трех взаимосвязанных частей или этапов: вызов – осмысление – рефлексия (размышление). Технология КМ предлагает определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Как видно из приведенной ниже таблицы, для каждого этапа свои методы и приемы. Каждый же прием и стратегия в критическом мышлении имеют своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, сознание вновь приобретенной информации. Представим модель построения уроков в технологии развития критического мышления в виде таблицы:
Тип урока | Работа с информа – ционным текстом |
Работа с художест- венным текстом |
Взаимо- обучение |
Дискуссия | Письмо | Урок- исследование |
Вызов | Мозговой штурм Кластер |
Мозговой штурм |
Верные – неверные утвержде- ния |
“Толстые” вопросы |
Инвентаризация | Парная мозговая атака |
Осмысление | Инсерт ПМИ |
Чтение с остановками |
Зигзаг (мозаика) |
Перекрестная дискуссия |
Составление чернового текста, правка |
Заполнение таблицы ЗХУ |
Рефлексия | Возвращение к кластеру |
Кластер | Сводная таблица |
Эссе | Редактиро- вание |
Дальнейшее целеполагание |
Думается, что данная технология обеспечивает развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому ребенку сформировать в своем сознании систему изучаемого языка.
Продуктивное чтение информационных и художественных текстов способствует развитию информационной культуры школьников, учит их работать с различного рода информацией. Учитель приобретает новую для учебного процесса роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения.