Урок "Дом — буква"

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Преподавателем специальных дисциплин (рисунок, живопись, композиция) я работаю 20 лет, а вот с маленькими детьми (5-6 лет) занимаюсь основами дизайна четыре года. Занятия проходят два раза в неделю. Продолжительность урока – 30 минут. Тактильный подготовительный курс для детей этого возраста закладывает основы дизайнерского мышления. Является азбукой творчества.

Блок визуального мышления состоит из коротких заданий, которые я обычно даю на вступительных экзаменах на художественное отделение. По этим заданиям можно определить, насколько развито образно-логическое мышление ученика и одновременно его способности к рисунку, т.е. то, что будет необходимо для дальнейшей учебы в школе. Так, домысливаются и дорисовываются до знакомых образов заданные линии, пятна, отпечатки ладошек. Одновременно дети открывают новый материал и способы работы с ним.

С одной стороны, 30 минут для урока – это недостаточно, но именно на это время и рассчитаны задания. Перенесение признаков одного предмета на другой, соединение, казалось бы, несовместимого рождает новое представление, новый образ, более яркий и выразительный. В работах детей отпечатки листьев деревьев превращаются в рыбок, слонов, бабочек, а вместо каменного города вырастает фруктовый. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем интереснее ассоциации – в стрекозе он видит летательный аппарат, а буква “А” превращается в жирафа и т.д.

Урок: “Дом-буква”.

Цель урока:

  • Дальнейшее развитие творческих способностей в композиции средствами архитектуры и дизайна.
  • Развитие проектного мышления. Показать возможность композиционного решения поверхности листа бумаги с помощью ограниченного числа средств художественного выражения.

Задачи урока:

  • Скомпоновать элементы в картинной плоскости ограниченного пространства и добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов.
  • Добиться качественного графического исполнения работы с использованием разнообразных художественных приемов и средств художественного выражения (фломастеры, цветные карандаши, мелки). Создание своей творческой работы.
  • Воспитывать чувство прекрасного через репродукции картин художников.

Оборудование:

для преподавателя:

  • алфавит,
  • репродукции картин художников,
  • работы учащихся художественного отделения,
  • пленэрные зарисовки зданий,
  • фрагменты архитектурных строений (окна, двери, крыши, ограждения и другие детали дома),
  • фотографии улиц нашего города, современных зданий, в том числе учреждений (поликлиника, театр, кинотеатр, аптека, музей и пр. ),
  • напольный конструктор “Город”,
  • классная доска, мел.

для учащихся: 

  • лист 20 x 20,
  • простой карандаш,
  • ластик,
  • фломастеры,
  • цветные карандаши,
  • мелки.

Оформление классной доски:

  • репродукции картин художников,
  • алфавит,
  • работы учащихся художественного отделения на заданную тему,
  • учебные пленэрные зарисовки архитектуры.

Часть классной доски остается свободной, чтобы иметь возможность по ходу изложения материала сделать графические пояснения.

На столе преподавателя – конструктор “Город”, с помощью которого можно вместе с детьми построить дом.

Ход урока

Прошла организационная часть, объявлена тема урока. Детям задаются вопросы:

“Ребята, а вы знаете буквы?” (дети торопятся сообщить свои знания). Идет работа с   алфавитом. В ходе беседы определяем, что есть большие/заглавные/ и маленькие буквы, печатные и прописные. На примере буквы “Д” начинаем фантазировать и представлять уже не заданную букву, а целое архитектурное строение.

Из конструктора “Город” строим дом. “Из каких частей состоит дом?”

Стены
Крыша
Карниз
Окна
Двери
Лестница
Балкон

Дальше в ходе беседы все вместе перечисляем материал, из которого сделана та или иная часть здания. Например:

Крыша – черепица, шифер, жесть.
Стены – кирпич, камень, панели, бревна.

Дети делают самостоятельный вывод, чем они будут заниматься на уроке. Задача занятия определена.

Учащиеся задумались. “Какая буква интереснее?”. “Из какой буквы построить необыкновенный, но очень нужный и удобный домик?”.

Преподаватель подсказывает: “Можете нарисовать первую букву своего имени или фамилии. А может быть, мамина буква самая красивая?”. Подумайте, кто будет жить в вашем домике?

Посмотрите, какие необыкновенные здания есть в нашем городе, как они величественны, нарядны, как великолепно украшены (дети рассматривают фотографии, открытки нашего города, преподаватель рассказывает об изображенных на них зданиях, сравнивает их с современными). Давайте попробуем сравнить старинные и современные здания, все ли элементы присутствуют и у тех, и у других? (Учащиеся перечисляют архитектурные части зданий.)

Ребята, на многих старинных зданиях есть ещё какие-то элементы. Кто заметил то, о чем мы ещё не сказали? Да, это колонны. Вот какие они бывают разные (преподаватель на доске рисует схемы колонн).

А сейчас нарисуйте своё здание-букву. Возле зданий из букв можно разместить сквер или посадить деревья, цветы, а когда всё будет готово, мы “построим” целую улицу города-алфавита.

Учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы. Преподаватель ведет индивидуальную работу.

Преподаватель обсуждает с детьми замысел рисунков, элементы зданий и их расположение на выбранной букве.

После выполнения задания учащиеся свои работы выставляют на просмотр. На просмотре дети сами выбирают лучшие рисунки, обсуждают, что не получилось.

Преподаватель комментирует работы учащихся, поощряя активное использование знакомых приёмов рисования.

Лучшие работы “архитекторов” собираются для оформления их на выставку.

Ниже представлены детские работы.

  Рисунок 1

Рисунок 2