В течение ряда лет в школе последовательно решалось несколько исследовательских задач.
Первоначально исследовали “кого” мы учим :
1999/2001 уч. года
- перерыв в обучении учащихся;
- динамика изменения численности учащихся в течение года;
- причины выбытия и не посещаемости учащихся;
- мотивация учащихся.
2001/2002 уч. года
- аттестационные характеристики выпускников в динамике двух лет (выбор экзамена, результаты экзамена, качество аттестатов).
2002/2003 уч. года
- фактические знаньевые компетенции учащихся (входной контроль);
- реальные учебные возможности учащихся - интеллектуальные компетенции (диагностирующий анализ выпускников).
Параллельно с исследованием вопроса “кого” мы учим, проводилась работа по отработке вопросов “как учить” (технологические приемы) и “чему учить” (содержание обучения).
Исходя из “особенностей” обучающихся в школе (большой перерыв в обучении у 50 % учащихся, отсутствие системности и систематичности знаний, отсутствие общеучебных и организационных умений), определили технологические приемы в обучении:
- разработка справочных таблиц; дидактических материалов с образцами решения заданий; уровневых тренажных карточек; лекций-конспектов (типа “обучающая” карточка);
- проведение тренажных работ по темам курса;
- использование при обучении справочных таблиц; дидактических материалов с образцами решения заданий; лекций-конспектов (типа “обучающая” карточка);
- систематическое проведение тестовых заданий на формирование интеллектуальных умений;
- проведение школьных олимпиад, выполнение творческих работ по темам курса;
- целенаправленная коррекция мотивов обучения, через практическую направленность обучения, рефлексию поведения и обучение учащихся компетенции в общении; и т.д.
В результате работы над содержанием обучения было преложено развитие следующих компетенций учащихся:
- знаньевые компетенции;
- общеучебные – планирование; умение работать со справочной литературой; работа по формуле; работа над понятием “величина”; вычислительные навыки; чтение задач, представленных в форме таблицы;
- оценочные (самоконтроль);
- организационные (самоорганизация);
- рефлексивные (поведения и самодиагностика обученности);
- коммуникативные (умение слушать и слышать, корректность и доброжелательность в общении, умение помогать другому);
- интеллектуальные ( развитие теоретического анализа и гибкости мышления);
- компетенция самореализации (возможность многовариантности выбора способа решения задач);
- компетенция самовыбора (самостоятельный выбор уровня обучения – дифференцированность заданий);
Развитие компетенций учащихся.
Знаньевые компетенции учащихся определяются требованием программы по предмету. Исходя из специфики контингента учащихся, нами было предложено проводить уровневую дифференциацию обучения учащихся на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов):
- принцип открытости обязательных требований;
- признание права ученика на выбор уровня обучения;
- “возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного”.
Оценивание знаньевых компетенций учащихся проводят путем проведения уровневых контрольных работ. Развитие общеучебных и специальных компетенций учащихся.
Наши технологические приемы обучения направлены на развитие следующих компетенций учащихся:
- общеучебных – планирование; умение работать со справочной литературой; работа по формуле; работа над понятием “величина”;
- оценочных (самоконтроль);
- организационных (самоорганизация);
- рефлексивных (поведения и самодиагностика обученности);
- коммуникативных (умение слушать и слышать, корректность и доброжелательность в общении, умение помогать другому);
- интеллектуальных (работа с тестами по развитию теоретического анализа и гибкости мышления);
Одним из способов развития компетенций учащихся является выделенный нами, специально, в курсе "Геометрия", раздел "Вычислительная геометрия" (см. Приложение. Дидактические материалы, разработанные учителем).
Вычислительная геометрия.
Кроме знаньевых компетенций вычислительная геометрия направлена на формирование общеучебных умений и специальных компетенций, а именно:
общеучебные умения:
- чтение задач, представленных в форме таблицы;
- самоорганизация работы ученика;
- умения работать со справочными материалами;
- работа по формуле;
- вычислительные навыки;
- работа над понятием “величины”;
специальные компетенции:
- компетенция самореализации (возможность много вариантности выбора способа решения задач);
- компетенция само выбора (самостоятельный выбор уровня обучения – дифференцированность заданий).
Технологическим приемом обучения является проведение тренажных работ по теме (каждый ученик выполняет свою карточку; проверка результатов выполнения карточки проводится в зависимости от уровня обученности учащегося по теме). Кроме знаньевых умений, этот вид заданий позволяет формировать оценочные компетенции (самоконтроля учащихся). С учетом выбранного уровня обучения (“обязательный”, “4 и 5”), возможно три уровня контроля. Первоначально используют уровень контроля I (“обязательный” уровень обучения); при работе с учащимися, работающими на “4”, “5”, используют уровни контроля II и III, хотя учащиеся, работающие на “обязательном” уровне, как правило, владеют уровнем контроля II.
Уровень контроля |
Документ контроля |
Кто осуществляет |
I |
табло ответов |
учитель |
II |
табло ответов |
ученик |
III |
тетрадь (учителя) с решениями |
ученик |
Динамика обученности учащихся компетенции самоконтроля.
Класс |
Начало года |
Конец года |
||||
Уровень контроля |
Уровень контроля |
|||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
|
9 А |
3 |
4 |
– |
3 |
12 |
2 |
10 Б |
13 |
2 |
– |
4 |
6 |
3 |
11 А |
3 |
11 |
1 |
– |
12 |
3 |
12 |
2 |
9 |
2 |
– |
10 |
3 |
В связи со спецификой контингента учащихся, одним из технологических приемов обучения является целенаправленная коррекция мотивов обучения через практическую направленность обучения, рефлексию поведения и обучение учащихся компетенции в общении.
Формирование новых компетенций учащихся возможно не только на уроке. Так, в феврале 2001 г. был проведен школьный проблемный семинар “Школа в зоне, какой ей быть?”. Во время семинара происходило развитие следующих компетенций учащихся: умение рефлексировать, прогнозировать, овладение новыми коммуникативными умениями – освоение способов, средств и техники понимания в коммуникации; освоение особых форм и способов организации коммуникации. Компетенции самоуважения и самодостаточности формировались при разработке материалов рабочих групп по темам: “Чему учить?”, “Как бы я хотел учиться?”, “Что (кто) влияет на позицию ученика, его деятельность в школе?”.
Одним из технологических приемов обучения является систематическое проведение тестовых заданий на формирование интеллектуальных умений. Развитию креативных способностей учащихся способствует также участие в школьных олимпиадах, выполнение творческих работ по темам курса.
Результативность развития интеллектуальных компетенций у учащихся 12 класса (70 % учащихся учатся три года) и 9 А, 9 Г классов (30 % учащихся учатся второй год) показана ниже в таблице.
Сравнение познавательных способностей учащихся 12 класса и 9А, 9Г классов
Параметры |
Учащиеся, в % |
|
12 класс |
9 А, 9 Г |
|
Скорость протекания
мышления |
90 |
63 |
Способность к
классификации |
90 |
30 |
Результативность работы учителя.
- Результаты письменного экзамена (алгебра).
- Результаты устного экзамена (алгебра).
Учебный год |
Класс |
Количество человек |
“5” |
“4” |
“3” |
Успеваемость % |
Качество % |
Средний |
1999 / 2000 |
9 |
47 |
1 |
11 |
35 |
100 |
26 |
3,3 |
2001 / 2002 |
12 |
8 |
1 |
3 |
4 |
100 |
50 |
3,6 |
Учебный год |
Класс |
Чел. |
“5” |
“4” |
“3” |
Подтвер. |
Улучшили |
Средний |
Примечание |
||
чел |
% |
чел |
% |
||||||||
1999 / 2000 |
9 |
4 |
– |
2 |
2 |
2 |
50 |
2 |
50 |
3,5 |
разработаны билеты, утвержд. в КК ИПК РО |
2001 / 2002 |
12 |
7 |
1 |
4 |
2 |
4 |
57 |
3 |
47 |
3,9 |
разработаны билеты, утвержд. в КК ИПК РО |
Комментарии: за результативность экзамена были выбраны параметры (ср. балл, % учащихся подтвердивших, улучшивших оценки); эти параметры позволяют сравнивать достижения учащегося самого с собой.
Участие учащихся в заочной школьной олимпиаде.Учебный год |
Классы |
Количество |
Призовые |
Общий балл |
% от всех |
% от общего |
1999 / 2000 |
9 |
13 |
II, III, IV |
1187 |
48 |
58 |
2000 / 2001 |
6, 7, 10 |
6 |
I, III, IV |
262 |
46 |
61 |
2001 / 2002 |
10, 11, 12 |
19 |
I, II, III, IV |
2532 |
79 |
75 |
Комментарии: участие в олимпиадах – это один из способов развития креативных способностей учащихся.
Результативность процесса обучения.В связи со спецификой школы в качестве критерия результативности учителя был взят процесс обучения. За показатель знаньевой компетенции учащихся (предложен Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко) была взята характеристика качества знаний (D действенность знаний)..
D (действенность знаний) – “характеризует умение учащихся применять знания, решать задачи”.
D. = |
Mсум. число операц. выпол.
всеми уч-ся |
pчисло запл. опер.* nчисло чел. |
[Эксперимент в школе: организация и управление. / Под ред. М.М. Поташника. – М. – 1991. – С. 167-168.]
Для реального учета обученности учащихся был применен интервал действенности знаний(Dпл.; Dфакт.), где Dпл. – параметр, предложенный вышеуказанными авторами, Dфакт (предложенный нами) – учитывает “выполняемые” операции (равен числу выполненных операций плюс число ошибок) и рассчитывается по формуле:
Dпл. = |
Mсум. число операц. выпол.
всеми уч-ся |
Dфакт. = |
Mсум. число операц. выпол.
всеми уч-ся |
|
pчисло запл. опер.* nчисло чел. | число “выполняемых” операций |
Считаем, что применение интервала действенности знаний, позволило более достоверно и наглядно показать качество знаний учащихся по теме.
Применены следующие нормы:
- хорошие знания – 0,88–0,96;
- удовлетворительные знания – 0,81–0,87;
- неудовлетворительные знания меньше 0,79.
(Пример анализа контрольной работы по алгебре в 9А, 9Г классах, с применением интервала действенности знаний показан в Приложении).
В дальнейшем, для характеристики качества знаний учащихся по теме был использован параметр действенность знаний с учетом свободного выбора уровня обучения.
Предмет: геометрия.
Класс |
Тема 1 |
Тема 2 |
Тема 3 |
||||||
Уровень |
(Dпл.; Dфакт) |
Уровень |
(Dпл.; Dфакт) |
Уровень |
(Dпл.;Dфакт) |
||||
Обязат. |
Повыш. |
Обязат. |
Повыш. |
Обязат. |
Повыш. |
||||
9 А |
10 |
0,83/0,85 |
7 |
0,88 |
5 |
0,90 |
|||
5 |
0,89 |
8 |
0,91/0,93 |
10 |
0,92/0,94 |
||||
10 Б |
5 |
0,81/0,83 |
1 |
0,89 |
3 |
0,88 |
|||
8 |
0,90 |
12 |
0,91/0,92 |
10 |
0,95 |
||||
11 А |
7 |
0,82 |
6 |
0,85/0,87 |
5 |
0,88 |
|||
7 |
0,88 |
8 |
0,90 |
9 |
0,93 |
||||
12 |
3 |
0,88 |
2 |
0,89 |
1 |
0,89 |
|||
10 |
0,91/0,93 |
11 |
0,95 |
12 |
0,92/0,95 |