Специфика обучения математике в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительном учреждении в условиях уровневой дифференциации

Разделы: Математика


В течение ряда лет в школе последовательно решалось несколько исследовательских задач.

Первоначально исследовали “кого” мы учим :

1999/2001 уч. года

  • перерыв в обучении учащихся;
  • динамика изменения численности учащихся в течение года;
  • причины выбытия и не посещаемости учащихся;
  • мотивация учащихся.

2001/2002 уч. года

  • аттестационные характеристики выпускников в динамике двух лет (выбор экзамена, результаты экзамена, качество аттестатов).

2002/2003 уч. года

  • фактические знаньевые компетенции учащихся (входной контроль);
  • реальные учебные возможности учащихся - интеллектуальные компетенции (диагностирующий анализ выпускников).

Параллельно с исследованием вопроса “кого” мы учим, проводилась работа по отработке вопросов “как учить” (технологические приемы) и “чему учить” (содержание обучения).

Исходя из “особенностей” обучающихся в школе (большой перерыв в обучении у 50 % учащихся, отсутствие системности и систематичности знаний, отсутствие общеучебных и организационных умений), определили технологические приемы в обучении:

  • разработка справочных таблиц; дидактических материалов с образцами решения заданий; уровневых тренажных карточек; лекций-конспектов (типа “обучающая” карточка);
  • проведение тренажных работ по темам курса;
  • использование при обучении справочных таблиц; дидактических материалов с образцами решения заданий; лекций-конспектов (типа “обучающая” карточка);
  • систематическое проведение тестовых заданий на формирование интеллектуальных умений;
  • проведение школьных олимпиад, выполнение творческих работ по темам курса;
  • целенаправленная коррекция мотивов обучения, через практическую направленность обучения, рефлексию поведения и обучение учащихся компетенции в общении; и т.д.

В результате работы над содержанием обучения было преложено развитие следующих компетенций учащихся:

  • знаньевые компетенции;
  • общеучебные – планирование; умение работать со справочной литературой; работа по формуле; работа над понятием “величина”; вычислительные навыки; чтение задач, представленных в форме таблицы;
  • оценочные (самоконтроль);
  • организационные (самоорганизация);
  • рефлексивные (поведения и самодиагностика обученности);
  • коммуникативные (умение слушать и слышать, корректность и доброжелательность в общении, умение помогать другому);
  • интеллектуальные ( развитие теоретического анализа и гибкости мышления);
  • компетенция самореализации (возможность многовариантности выбора способа решения задач);
  • компетенция самовыбора (самостоятельный выбор уровня обучения – дифференцированность заданий);

Развитие компетенций учащихся.

Знаньевые компетенции учащихся определяются требованием программы по предмету. Исходя из специфики контингента учащихся, нами было предложено проводить уровневую дифференциацию обучения учащихся на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов):

  • принцип открытости обязательных требований;
  • признание права ученика на выбор уровня обучения;
  • “возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного”.

Оценивание знаньевых компетенций учащихся проводят путем проведения уровневых контрольных работ. Развитие общеучебных и специальных компетенций учащихся.

Наши технологические приемы обучения направлены на развитие следующих компетенций учащихся:

  • общеучебных – планирование; умение работать со справочной литературой; работа по формуле; работа над понятием “величина”;
  • оценочных (самоконтроль);
  • организационных (самоорганизация);
  • рефлексивных (поведения и самодиагностика обученности);
  • коммуникативных (умение слушать и слышать, корректность и доброжелательность в общении, умение помогать другому);
  • интеллектуальных (работа с тестами по развитию теоретического анализа и гибкости мышления);

Одним из способов развития компетенций учащихся является выделенный нами, специально, в курсе "Геометрия", раздел "Вычислительная геометрия" (см. Приложение. Дидактические материалы, разработанные учителем).

Вычислительная геометрия.

Кроме знаньевых компетенций вычислительная геометрия направлена на формирование общеучебных умений и специальных компетенций, а именно:

общеучебные умения:

  • чтение задач, представленных в форме таблицы;
  • самоорганизация работы ученика;
  • умения работать со справочными материалами;
  • работа по формуле;
  • вычислительные навыки;
  • работа над понятием “величины”;

специальные компетенции:

  • компетенция самореализации (возможность много вариантности выбора способа решения задач);
  • компетенция само выбора (самостоятельный выбор уровня обучения – дифференцированность заданий).

Технологическим приемом обучения является проведение тренажных работ по теме (каждый ученик выполняет свою карточку; проверка результатов выполнения карточки проводится в зависимости от уровня обученности учащегося по теме). Кроме знаньевых умений, этот вид заданий позволяет формировать оценочные компетенции (самоконтроля учащихся). С учетом выбранного уровня обучения (“обязательный”, “4 и 5”), возможно три уровня контроля. Первоначально используют уровень контроля I (“обязательный” уровень обучения); при работе с учащимися, работающими на “4”, “5”, используют уровни контроля II и III, хотя учащиеся, работающие на “обязательном” уровне, как правило, владеют уровнем контроля II.

Уровень контроля

Документ контроля

Кто осуществляет
контроль

I

табло ответов

учитель

II

табло ответов

ученик

III

тетрадь (учителя)

с решениями

ученик

Динамика обученности учащихся компетенции самоконтроля.

Класс

Начало года

Конец года

Уровень контроля

Уровень контроля

I

II

III

I

II

III

9 А

3

4

3

12

2

10 Б

13

2

4

6

3

11 А

3

11

1

12

3

12

2

9

2

10

3

В связи со спецификой контингента учащихся, одним из технологических приемов обучения является целенаправленная коррекция мотивов обучения через практическую направленность обучения, рефлексию поведения и обучение учащихся компетенции в общении.

Формирование новых компетенций учащихся возможно не только на уроке. Так, в феврале 2001 г. был проведен школьный проблемный семинар “Школа в зоне, какой ей быть?”. Во время семинара происходило развитие следующих компетенций учащихся: умение рефлексировать, прогнозировать, овладение новыми коммуникативными умениями – освоение способов, средств и техники понимания в коммуникации; освоение особых форм и способов организации коммуникации. Компетенции самоуважения и самодостаточности формировались при разработке материалов рабочих групп по темам: “Чему учить?”, “Как бы я хотел учиться?”, “Что (кто) влияет на позицию ученика, его деятельность в школе?”.

Одним из технологических приемов обучения является систематическое проведение тестовых заданий на формирование интеллектуальных умений. Развитию креативных способностей учащихся способствует также участие в школьных олимпиадах, выполнение творческих работ по темам курса.

Результативность развития интеллектуальных компетенций у учащихся 12 класса (70 % учащихся учатся три года) и 9 А, 9 Г классов (30 % учащихся учатся второй год) показана ниже в таблице.

Сравнение познавательных способностей учащихся 12 класса и 9А, 9Г классов

Параметры

Учащиеся, в %

12 класс

9 А, 9 Г

Скорость протекания мышления
(высокая и средняя)

90

63

Способность к классификации
(высокая и средняя)

90

30

Результативность работы учителя.

  1. Результаты письменного экзамена (алгебра).
  2. Учебный год

    Класс

    Количество человек

    “5”

    “4”

    “3”

    Успеваемость %

    Качество %

    Средний
    балл

    1999 / 2000

    9

    47

    1

    11

    35

    100

    26

    3,3

    2001 / 2002

    12

    8

    1

    3

    4

    100

    50

    3,6

  3. Результаты устного экзамена (алгебра).
  4. Учебный

    год

    Класс

    Чел.

    “5”

    “4”

    “3”

    Подтвер.
    оценки

    Улучшили

    Средний
    балл

    Примечание

    чел

    %

    чел

    %

    1999 / 2000

    9

    4

    2

    2

    2

    50

    2

    50

    3,5

    разработаны билеты, утвержд. в КК ИПК РО

    2001 / 2002

    12

    7

    1

    4

    2

    4

    57

    3

    47

    3,9

    разработаны билеты, утвержд. в КК ИПК РО

    Комментарии: за результативность экзамена были выбраны параметры (ср. балл, % учащихся подтвердивших, улучшивших оценки); эти параметры позволяют сравнивать достижения учащегося самого с собой.

  5. Участие учащихся в заочной школьной олимпиаде.
  6. Учебный

    год

    Классы

    Количество
    участников

    Призовые
    места

    Общий

    балл

    % от всех
    участников

    % от общего
    балла

    1999 / 2000

    9

    13

    II, III, IV

    1187

    48

    58

    2000 / 2001

    6, 7, 10

    6

    I, III, IV

    262

    46

    61

    2001 / 2002

    10, 11, 12

    19

    I, II, III, IV

    2532

    79

    75

    Комментарии: участие в олимпиадах – это один из способов развития креативных способностей учащихся.

  7. Результативность процесса обучения.

В связи со спецификой школы в качестве критерия результативности учителя был взят процесс обучения. За показатель знаньевой компетенции учащихся (предложен Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко) была взята характеристика качества знаний (D действенность знаний)..

D (действенность знаний) – “характеризует умение учащихся применять знания, решать задачи”.

D. =

Mсум. число операц. выпол. всеми уч-ся
pчисло запл. опер.* nчисло чел.

[Эксперимент в школе: организация и управление. / Под ред. М.М. Поташника. – М. – 1991. – С. 167-168.]

Для реального учета обученности учащихся был применен интервал действенности знаний(Dпл.; Dфакт.), где Dпл. – параметр, предложенный вышеуказанными авторами, Dфакт (предложенный нами) – учитывает “выполняемые” операции (равен числу выполненных операций плюс число ошибок) и рассчитывается по формуле:

 

Dпл. =

Mсум. число операц. выпол. всеми уч-ся
  

Dфакт. =

Mсум. число операц. выпол. всеми уч-ся
pчисло запл. опер.* nчисло чел. число “выполняемых” операций

Считаем, что применение интервала действенности знаний, позволило более достоверно и наглядно показать качество знаний учащихся по теме.

Применены следующие нормы:

  • хорошие знания – 0,88–0,96;
  • удовлетворительные знания – 0,81–0,87;
  • неудовлетворительные знания меньше 0,79.

(Пример анализа контрольной работы по алгебре в 9А, 9Г классах, с применением интервала действенности знаний показан в Приложении).

В дальнейшем, для характеристики качества знаний учащихся по теме был использован параметр действенность знаний с учетом свободного выбора уровня обучения.

Предмет: геометрия.

Класс

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Уровень
обучения

(Dпл.; Dфакт)

Уровень
обучения

(Dпл.; Dфакт)

Уровень
обучения

(Dпл.;Dфакт)

Обязат.

Повыш.

 

Обязат.

Повыш.

 

Обязат.

Повыш.

 

9 А

10

 

0,83/0,85

7

 

0,88

5

 

0,90

 

5

0,89

 

8

0,91/0,93

 

10

0,92/0,94

10 Б

5

 

0,81/0,83

1

 

0,89

3

 

0,88

 

8

0,90

 

12

0,91/0,92

 

10

0,95

11 А

7

 

0,82

6

 

0,85/0,87

5

 

0,88

 

7

0,88

 

8

0,90

 

9

0,93

12

3

 

0,88

2

 

0,89

1

 

0,89

 

10

0,91/0,93

 

11

0,95

 

12

0,92/0,95