При изучении базового курса информатики в разделе “Технологии хранения, поиска и сортировки данных”, осваивая определенную СУБД (у нас программа Microsoft Access), ученики должны научиться:
- открывать и просматривать готовую однотабличную базу данных;
- производить сортировку данных в таблице;
- реализовывать несложные запросы к БД на поиск данных;
- создавать с помощью конструктора небольшую однотабличную БД;
- заносить и редактировать данные в таблице.
В профильном курсе изучение данной темы должно развивать знания и навыки учащихся, полученные из базового курса:
- проектирование и создание многотабличных баз данных;
- формирование запросов к многотабличным базам данных;
- использование форм и отчетов;
- разработка пользовательского интерфейса.
В нашей школе обучение информатике начинается с 10 класса на профильном уровне, а так как в профильные классы приходят учащиеся с разным уровнем подготовки по информационным технологиям, то наиболее сложной оказывается шестая задача. Учащийся еще не умеет создавать и редактировать простую однотабличную БД (а чаще всего вообще не знаком с интерфейсом СУБД), а от него уже требуется проектирование многотабличной БД. Как в такой ситуации помочь учащимся, не изучавшим ранее базовый курс, отработать навыки создания и редактирования БД, а учащимся с высоким уровнем подготовки не дать “заскучать” на уроке? Для повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся, следует выбирать такие проблемы, которые были бы внутренне близки школьникам и вызывали у них интеллектуальный наибольший интерес и эмоциональный отклик.
За 4 года роботы с СУБД Microsoft Access в нашей школе уже отработана система заданий, которая за довольно ограниченное количество часов позволяет достичь не просто механического “усвоения суммы знаний”, но и обеспечить успешность каждого учащегося.
На первом этапе изучения данной темы, после объяснения теоретического материала учащимся предлагается создать следующую однотабличную БД:
Затем учащимся предлагается заполнить базу данными. Эта работа всегда приводит учащихся в радостное состояние. (Еще бы! Узнавать отчество и год рождения у своих соклассников оказывается очень познавательно!) На данном этапе сразу видно, кто знаком с редактированием БД, а кто нет. Ничего страшного! За отведенное время (обычно это 5-7 минут) каждому удается заполнить минимум 3-5 записей. Учащийся с уже имеющимися навыками работы в БД Access может заполнить 10-15 записей.
На последующих занятиях рассматриваются и готовые БД и создаются БД с заданными параметрами, но почти на каждом занятии учащийся имеет возможность работать и с “личной” БД: добавляются новые поля и записи, проводится сортировка, разрабатывается интерфейс и т.д. Такая организация деятельности учащихся на уроке позволяет отработать и закрепить навыки ввода и редактирования данных, показать многообразие возможностей СУБД Access, а главное позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. В процессе защиты учащийся должен будет представить созданную им “личную” БД.
Примерный учебный план
№ урока | Тема урока | Содержание учебной информации | Умения и навыки | Текущий контроль | Работа с “личной” БД |
1 | Создание структуры базы данных | - структура БД; - свойства полей |
- открывать и просматривать готовую однотабличную базу данных | Создание БД с помощью конструктора (поля: номер, фамилия, имя, отчество, год рождения) | |
2 | Ввод и редактирование данных | - первичный ключ БД | - создавать БД с заданными параметрами | Практическая работа “Создание БД “Автомобилисты” | Добавление записей в БД, создание новых полей по выбору учащихся: дата, месяц рождения, домашний адрес и др. |
3 | Ввод и редактирование данных | - форма; - тип данных “поле объекта OLE” |
- использовать форму для просмотра и редактирования записей | Использование формы для просмотра и редактирования записей. Создание нового поля “Портрет” | |
4 | Виды и способы организации запросов | - Сортировка и поиск записей | - проводить сортировку записей; - организовывать запросы к БД |
Проведение сортировки в БД по различным параметрам | |
5 | Виды и способы организации запросов | - Сортировка и поиск записей | - проводить сортировку записей; - организовывать запросы к БД |
Практическая работа “Поиск информации в БД “Спортсмены” | Добавление записей в БД, создание новых полей (по выбору учащегося), оформление БД |
6 | Создание многотабличной структуры БД | - многотабличная структура; - связи между таблицами |
- проектировать многотабличную структуру БД | Создание таблицы “Выбор экзаменов” | |
7 | Создание отчетов | - отчет | - распечатывать таблицы | Печать отчетов по выбору учащегося | |
8 | Защита проектов | Защита проектов |
Литература
- Еженедельная газета “1 сентября. Информатика”, № 42, 2004 г.
- Журнал “Информатика и образование” № 9, 2002 г.