Цели:
- познакомить с литературной сказкой-миниатюрой С. Козлова;
- активно формировать речевые умения, навыки чтения, рассказывания;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Оборудование: предметные картинки, пословицы о дружбе, шифровка, палитра настроений, сказочные герои Еж и Медвежонок, кассета с песней «Улыбка», воздушные шары.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок!
2. Разминка.
Игра «Послушай - опиши» (осознание словесного материала)
Цель: давайте поразмышляем о словах. (Учитель показывает слова, а дети, увидев слово, называют вкус, запах, звуки, которые оно может издавать.)
Видеть: | Слышать: |
роза лимон птица |
кот счастье слеза |
3. Проверка домашнего задания (стр. 36-37) : чтение сказки, ответы на вопросы, проверка творческих работ.
Итог:
- Кто из персонажей тебе более симпатичней?
- Как вы считаете, всем есть место на земле под солнцем?
4. Изучение нового материала.
«О чем- то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.»
- Вы уже догадались, что речь на уроке пойдет о сказках. Мы познакомимся с новым жанром, поучимся передавать свое настроение.
- На какие группы делятся сказки по авторской принадлежности?
- Мы будем работать над сказкой С. Козлова, а название ее вы определите сами, разгадав шифровку.
3
19 13 1 5 12 16
14 16 18 12 16 3 15 16 14
13 6 19 21
(Ключ: каждая буква алфавита имеет свою порядковую цифру)
( В сладком морковном лесу)
- Какая по жанру эта сказка?
- Почему?
Итак, мы отправляемся в путешествие в сказочную Литературию вместе с героями сказки. А о ком пойдет речь вы узнаете, если угадаете загадки-обманки.
1)
Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу,
Знаем – нас не проведешь
Этот зверь, конечно, …
2)
Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много,
Этот маленький зверек
Называется …
- Кто догадался, о ком идет речь?
- Ребята, я сейчас прочитаю вам сказку, вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: можно ли назвать Ежа и Медвежонка друзьями?
Чтение сказки учителем.
Работа в паре. (словарь трудных слов – стр. 38)
5. Анализ литературной сказки.
1) Первичное восприятие.
- Понравилась ли вам сказка?
- Какие чувства у вас возникли после чтения?
- Какие звуки можно услышать, читая сказку?
2) Повторное чтение (про себя, вслух, в диалоге).
Цель: читая сказку про себя, попробуйте каждое слово прочитать слитно, а читая, в диалоге - слушая собеседника.
- Какое настроение возникло в вашей душе после прочтения сказки?
- Докажите, что мы прочитали маленькую сказку (один эпизод).
- На что похожа эта сказка по поэтичности, выразительности? (стих-е).
- Какие средства выразительности использовал автор?
- Обратите внимание на авторское расположение текста - сказки (в виде диалога).
- А почему? (общение двух героев)
- Чем является данная сказка? (сказочная миниатюра)
У доски чтение диалога (3-4 пары в масках)
Итог: - У кого получилось чтение? Почему? (оценивание)
3) Характеристика героев.
- В какое время года встретились герои?
- А время суток?
- С каким настроением?
- О чем мечтал Медвежонок?
- Кого вам напомнили Ежик и Медвежонок?
- Они давно знакомы? (из текста)
- Найдите самые важные предложения, в которых автор через речь героев подарил часть своего сердца.
- Чем наделил автор героев?
- Чья мечта сбылась в этой сказке?
- Шепните мне на ушко каждый свою мечту.
4) Вопросы детей.
- Почему, чем ближе час встречи с другом, тем счастливее становишься?
- А нужно ли для встречи с другом готовить свое сердце?
- Какие бывают слезы?
- Можно ли назвать эмоциями слова: переживать, радоваться, грустить?
- Правда ли, что понять можно душой, а сердцем нужно научиться сопереживать?
- А что делает вашу жизнь счастливее? (друзья)
5) Работа в группах.
1. с песенными столбиками о дружбе;
2. пословицы о дружбе;
3. русский фольклор;
Итог:
- О ком говорят: «У тебя нет сердца»?
- Что такое "черствость души"?
- Какое объяснение можно дать выражению из повести-сказки де Сент-Эксзюпери «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Итог:
- Кто является прообразом сказочных персонажей?
- Чем взволновала вас эта сказочная миниатюра?
- Можно ли героев назвать чудаками?
- А можно эту сказку переложить на музыку?
- Какая она будет?
- А много ли красок надо взять, чтобы увидеть все картинки цветными?
Творческая работа (палитра настроений, звучит песня «Улыбка», у детей на столе заготовки главных героев и восковые мелки)
Учитель каждому ребенку дарит частичку своего сердца – воздушный шарик (выставка работ учащихся).