Урок литературного чтения по программе О.В. Кубасовой "Любимые страницы". Тема: С.Козлов "В сладком морковном лесу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с литературной сказкой-миниатюрой С. Козлова;
  • активно формировать речевые умения, навыки чтения, рассказывания;
  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Оборудование: предметные картинки, пословицы о дружбе, шифровка, палитра настроений, сказочные герои Еж и Медвежонок, кассета с песней «Улыбка», воздушные шары.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок!

2. Разминка.

Игра «Послушай - опиши» (осознание словесного материала)

Цель: давайте поразмышляем о словах. (Учитель показывает слова, а дети, увидев слово, называют вкус, запах, звуки, которые оно может издавать.)

Видеть: Слышать:
роза
лимон
птица
кот
счастье
слеза

3. Проверка домашнего задания (стр. 36-37) : чтение сказки, ответы на вопросы, проверка творческих работ.

Итог:

  • Кто из персонажей тебе более симпатичней?
  • Как вы считаете, всем есть место на земле под солнцем?

4. Изучение нового материала.

«О чем- то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.»

- Вы уже догадались, что речь на уроке пойдет о сказках. Мы познакомимся с новым жанром, поучимся передавать свое настроение.

- На какие группы делятся сказки по авторской принадлежности?

- Мы будем работать над сказкой С. Козлова, а название ее вы определите сами, разгадав шифровку.

3

19 13 1 5 12 16

14 16 18 12 16 3 15 16 14

13 6 19 21

(Ключ: каждая буква алфавита имеет свою порядковую цифру)

( В сладком морковном лесу)

- Какая по жанру эта сказка?

- Почему?

Итак, мы отправляемся в путешествие в сказочную Литературию вместе с героями сказки. А о ком пойдет речь вы узнаете, если угадаете загадки-обманки.

1)

Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу,
Знаем – нас не проведешь
Этот зверь, конечно, …

2)

Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много,
Этот маленький зверек
Называется …

- Кто догадался, о ком идет речь?

- Ребята, я сейчас прочитаю вам сказку, вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: можно ли назвать Ежа и Медвежонка друзьями?

Чтение сказки учителем.

Работа в паре. (словарь трудных слов – стр. 38)

5. Анализ литературной сказки.

1) Первичное восприятие.

- Понравилась ли вам сказка?

- Какие чувства у вас возникли после чтения?

- Какие звуки можно услышать, читая сказку?

2) Повторное чтение (про себя, вслух, в диалоге).

Цель: читая сказку про себя, попробуйте каждое слово прочитать слитно, а читая, в диалоге - слушая собеседника.

- Какое настроение возникло в вашей душе после прочтения сказки?

- Докажите, что мы прочитали маленькую сказку (один эпизод).

- На что похожа эта сказка по поэтичности, выразительности? (стих-е).

- Какие средства выразительности использовал автор?

- Обратите внимание на авторское расположение текста - сказки (в виде диалога).

- А почему? (общение двух героев)

- Чем является данная сказка? (сказочная миниатюра)

У доски чтение диалога (3-4 пары в масках)

Итог: - У кого получилось чтение? Почему? (оценивание)

3) Характеристика героев.

- В какое время года встретились герои?

- А время суток?

- С каким настроением?

- О чем мечтал Медвежонок?

- Кого вам напомнили Ежик и Медвежонок?

- Они давно знакомы? (из текста)

- Найдите самые важные предложения, в которых автор через речь героев подарил часть своего сердца.

- Чем наделил автор героев?

- Чья мечта сбылась в этой сказке?

- Шепните мне на ушко каждый свою мечту.

4) Вопросы детей.

- Почему, чем ближе час встречи с другом, тем счастливее становишься?

- А нужно ли для встречи с другом готовить свое сердце?

- Какие бывают слезы?

- Можно ли назвать эмоциями слова: переживать, радоваться, грустить?

- Правда ли, что понять можно душой, а сердцем нужно научиться сопереживать?

- А что делает вашу жизнь счастливее? (друзья)

5) Работа в группах.

1. с песенными столбиками о дружбе;

2. пословицы о дружбе;

3. русский фольклор;

Итог:

  • О ком говорят: «У тебя нет сердца»?
  • Что такое "черствость души"?
  • Какое объяснение можно дать выражению из повести-сказки де Сент-Эксзюпери «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Итог:

- Кто является прообразом сказочных персонажей?

- Чем взволновала вас эта сказочная миниатюра?

- Можно ли героев назвать чудаками?

- А можно эту сказку переложить на музыку?

- Какая она будет?

- А много ли красок надо взять, чтобы увидеть все картинки цветными?

Творческая работа (палитра настроений, звучит песня «Улыбка», у детей на столе заготовки главных героев и восковые мелки)

Учитель каждому ребенку дарит частичку своего сердца – воздушный шарик (выставка работ учащихся).