Цели:
- обобщить и углубить знания о творчестве К.И.Чуковского;
- познакомится с историей создания некоторых произведений;
- формировать у детей навыки выразительного чтения;
- совершенствовать различные виды речевой деятельности;
- учить задавать вопросы, выделяя главное, существенное;
- воспитывать чувство любви, добра и радости от общения друг с другом на основе произведений автора.
Оборудование: учебник «Родная речь», книги К.И.Чуковского, вещи для « Стола находок», г/з: «Федорино горе» (читает автор), портрет писателя, выставка рисунков и поделок по произведениям Чуковского, карточки с отрывками произведений, кроссворд по загадкам, «волшебный цветок» для подведения итога.
ХОД РАБОТЫ.
I. Организационный момент
II. Целевая установка. Тема урока.
- Сегодня на уроке мы вспомним произведение К.И.Чуковского, которые вы уже хорошо знаете и любите.
III. Сообщение учителя
- В 2002 году К.И. Чуковскому исполнилось бы 120 лет. Родился он в Петербурге, а детство прошло в городе Одесса. Мать Чуковского была простой прачкой, но старалась дать образование своим детям. И это ей удалось.
К.И. Чуковский написал много сказок, стихов, загадок, переводил с английского языка песенки и сказки.
Но детским писателем он стал случайно. А вышло это так. Заболел, его маленький сынишка К.И. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:
«Жил да был крокодил.
Он по улицам ходил».
Мальчик затих и стал слушать. А утром попросил еще рассказать эту сказку.
«Удивляй!» - А вы хотели бы, чтобы Корней Иванович и вам рассказал сказку, услышать его голос?
IV. Прослушивание г/з «Федорино горе». Чтение сказки. (Читает К.И Чуковский)
1. Знакомство с историей создания сказки.
- Однажды К. И. Чуковский три часа лепил с детьми разные фигурки из глины. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением смотрели на него. Но К. И. был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. И вот, что у него получилось.
2. Прослушивание начала сказки.
- Узнали сказку? Кто является действующим лицом в сказке?
- А почему посуда ушла от Федоры?
3. Чтение 6 и 7 части сказки в учебнике.
- А почему посуда вернулась?
- Найдите строчки, подтверждающие ваши ответы.
V. Домашнее задание.
- Научится читать по ролям 6 и 7 части.
VI. Конкурс «Знатоки творчества К.И. Чуковского»
Рисунок 1
1. «Стол находок»
Угадать, кому принадлежат эти вещи:
- телефон;
- галоши;
- пшено;
- шарики воздушные;
- шапка медицинская, шприц;
- самовар;
- чайник;
- одеяло, подушка;
- банка с пряниками (закрытая);
2. Инсценирование отрывка из сказки «Телефон» 1 и 2 части
3. «Стол находок» (продолжение)
4. Конкурс «Ты - мне, я – тебе»
Дети читают, выученные заранее отрывки из произведений К.И. Чуковского.
5. Инсценирование английской песенки «Мауси и Катауси»
6. Конкурс «Лови ошибку!»
7. «Стол находок»
Игра «Да - нетка», сюрпризный момент,
-Угадать, что лежит в банке.
Для этого задавать такие вопросы, чтобы нужно было дать ответы «да», «нет».
8. Кроссворд «Загадки».
VII. Итог урока. (жюри в это время подводит итоги).
1. – На доске «волшебный цветок». Для того, чтобы он засверкал всеми красками, вспомните, какое чувство вы испытывали, когда читали произведения К.И. Чуковского.
(Радость, желание помочь, доброта, улыбка, веселье, храбрость.)
2. Дети сами оценивают свою работу и показывают оценки учителю. Если учитель согласен, то подтверждает кивком головы или улыбкой. Если нет, просит ученика прокомментировать.
3. А теперь мы говорим спасибо этим книжкам, которые доставили нам много радостных моментов. В нашей библиотечке поселятся книги с другими, более сложными, но не менее увлекательными произведениями К.И. (Показ книг «Рикки-Тикки-Тави» - Киплинга, «Приключения Тома Сойера» и др.)
Жюри называет победителей.