Раздел программы: Инфляция и безработица.
Тема урока: Рынок труда и безработица.
Подтема: Понятие предпринимательства и Формы предпринимательства.
Тип урока: Классический урок.
Время проведения: первый урок по данной теме.
Оборудование:
Цели:
- приобретение знаний по теме “Предпринимательство и его основные форма. Понятие места предпринимательства в Российском законодательстве”;
- конспектирование основных положений в тетрадь;
- решение задач по рассмотренной теме.
Задачи:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, логического мышления, осознание собственной значимости в образовательном процессе.
- Учебная – осмысление и анализ предложенных ситуаций.
- Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора, систематизация знаний.
План урока
1. Проверка решения задач по предыдущей теме. |
2. Объявление новой темы и акцентирование внимания на целях и задачах, преследуемых при ее изучении. |
3. Объяснение темы с параллельным показом слайдов по данной теме на мультимедиа. |
4. Запись основных моментов в тетрадь в виде план-конспекта. |
5. Решение задач по новой теме. |
6. Домашнее задание. |
Ход урока
1. Проверка решения задач по предыдущей теме (7 мин.).
Выбирается один из учащихся, который зачитывает заданную задачу и озвучивает свой письменный ответ. После того как ответ получен, преподаватель обращается к классу: “Есть ли у кого другая точка зрения по этому вопросу? И если есть, то почему Вы так считаете?”. После того как ответ получен, преподаватель объясняет, какая из предложенных точек зрения верна и разбирает неверный ответ.
2. Объявление новой темы и одновременный показ слайда №1.
3-4. Объяснение темы и параллельное записывание учениками план-конспекта занятия (30 мин.).
Понятие предпринимательства и Формы предпринимательства.
Производство – это соединение трех факторов:
- природные ресурсы;
- капитал;
- труд.
Постепенно в процессе развития производства стал выделяться еще один фактор – предпринимательство. Слайд №2. Это особый вид деятельности, суть которого заключается в соединении трех вышеназванных факторов производства и создания предприятия с целью получения прибыли.
Предприниматели – это люди, наделенные следующими способностями:
- умение оценить, какие товары и услуги нужны людям;
- готовность рискнуть всем, что у них имеется (капитал, знания, репутация);
- умение координировать факторы производства для создания благ.
Слайд №3. Предпринимательская деятельность имеет следующие признаки:
- Предпринимательство – инициативная и самостоятельная деятельность . Предпринимательство сродни творчеству, это большой умственный труд, который начинается с ответа на вопрос “Будут ли мои товары и услуги кому-нибудь нужны”? Самостоятельность предпринимателя проявляется не только в том, что выпускать, но и по какой цене и кому реализовывать свою продукцию. Но эта самостоятельность лишь в определенных рамках, так как в экономике не существует абсолютной свободы производителей.
- Предпринимательство – это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли . Прибыль предприниматель получает, как правило, заслуженно не только потому, что вкладывает свои материальные ресурсы, но и потому, что добавляет к ним свои предпринимательские способности. Получение прибыли должно носить систематический характер. Причем часть полученной прибыли вновь вкладывается в дело с тем, чтобы оно расширялось, улучшилось и приносило еще большую прибыль
- Предприниматель сам, своим имуществом отвечает за результаты своей деятельности . Фортуна – капризная дама и, улыбнувшись один, несколько, много раз, в любой момент может нахмурить брови. Тогда предприниматель может в один момент потерять все заработанное и вложенное в предприятие. Имущественная ответственность — это обязанность предпринимателя претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, связанные с его деятельностью.
- Предпринимательство – это рискованная деятельность. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Предприниматель отвечает за риск не только своим имуществом. В дополнение к этому могут возникнуть снижение его конкурентоспособности, потеря его репутации, низкая психологическая оценка со стороны потребителя.
На основании анализа указанных признаков можно дать следующее определение предпринимательства: слайд №4.
Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность граждан и организаций, направленная на систематическое получение прибыли и основанная на их самостоятельности, ответственности и риске.
Виды предпринимательства (слайд №5).
Предпринимательство охватывает практически все сферы жизни и позволяют удовлетворить разнообразные потребности. В сфере экономики различают два основных вида предпринимательства:
Производственное предпринимательство |
Предпринимательство в сфере услуг |
Действует в промышленности (горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная и др.), строительстве, сельском хозяйстве | Торговое (оптовое, розничное), финансовое (банковская, страховая деятельность и др.), консультационное ( в области юриспруденции, финансов, психологии, социологии) |
Часто оба вида дополняют друг друга и не могут существовать по отдельности. Так, например, фирма “Макдональдс”, развернувшая гигантскую сеть предприятий общепита, сама содержит фермы, фабрики по переработке мяса и изготовлению полуфабрикатов, теплицы по выращиванию необходимых овощей.
Формы предпринимательства (слайд №6).
- Индивидуальное предпринимательство;
- Партнерское предпринимательство;
- Корпоративное предпринимательство.
Индивидуальное предпринимательство может осуществляться в виде создания фирмы, принадлежащей одному лицу. Это обычно домашние, семейные предприятия.
Предприниматель-индивидуал должен быть зарегистрирован в государственном органе и может иметь счет в банке. Он также обязан платить налоги. Их размер приблизительно такой же, как и у граждан, работающих по найму, и зависит от величины получаемого дохода (максимальная налоговая ставка 35%). Отметим плюсы и минусы индивидуальной фирмы. Слайд №7.
+ |
— |
|
|
Партнерское предпринимательство (слайд №8) осуществляется в форме товарищества, т.е предприятия, которое принадлежит нескольким собственникам и управляется на основе взаимного согласия. За рубежом партнерское предпринимательство очень развито и вместе с индивидуальным составляет 80%. Отметим плюсы и минусы индивидуальной фирмы.
+ |
— |
|
|
Корпоративное предпринимательство (cлайд №9). Для его ведения используется такая форма, как хозяйственное общество или корпорация, т.е. объединение значительного количества лиц и капиталов для производства товаров или услуг. Здесь речь идет о среднем или крупном бизнесе. Управление таким предприятием осуществляется специальными людьми – администраторами (менеджерами). Крупное предприятие создается на финансовые средства, которые предоставляют многие люди в надежде получить свою часть прибыли (пропорционально вложенному капиталу), если работа предприятия будет эффективной. Отметим плюсы и минусы индивидуальной фирмы.
+ |
— |
|
|
5. Решение задач по новой теме (7 мин.).
Задача: Участковый врач, отработав много лет, вышла на пенсию. Однако ее бывшие пациенты по-прежнему обращались к ней с просьбами о помощи, и она отказать им не могла. В знак благодарности они приносили ей кое-что из продуктов и другие полезные в хозяйстве предметы. налоговая инспекция потребовала у врача зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и своевременно платить налоги. Законно ли требование налоговой инспекции?
Ответ: Требования налоговой инспекции незаконны. Деятельность врача по оказанию помощи больным не может быть расценена как предпринимательская. Предпринимательской считается такая деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли.
Врач оказывала врачебные услуги своим бывшим пациентам не систематически и не регулярно. Это доказывает что инициаторами взаимоотношений по оказанию врачебных услуг всегда были пациенты, причем пациенты бывшие, т.е. сама врач пациентов не подыскивала и не была инициатором этих встреч и не предпринимала других усилий, чтобы сделать доход постоянным. Да и вознаграждение за оказание услуг оценивалось самими пациентами и, что особенно показательно, в натуральном, а не в денежном выражении.
6. Ответы на вопросы по теме (если они существуют у учащихся) и задание на дом.
- прочитать соответствующий параграф учебника;
- проработать план-конспект занятия;
- решить в тетради письменно 1-2 задачи с аргументацией и ссылками на законодательство.
См. Приложение.