Цели.
Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.
Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.
Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.
Оформление доски.
На доске 6 дверей (двери открываются, за каждой дверью номера заданий, которые дети выполняют в течение урока). 2 карточки вывешиваются по ходу урока.
Оборудование урока.
- Видеозапись игры “Форт Баярд”.
- Карточки (роль и значение фразеологизмов в речи) вывешиваются на доску после каждого выполненного задания (многообразие, яркий образ, особую выразительность, выразить точно мысль, скрытый смысл, переносное значение, украшают речь, фразеологизмы, устойчивый оборот речи).
- 6 ключей с буквами с обратной стороны (дружба). Буквы выставляются не по порядку.
- Шкатулка с шоколадными медальками (“золото”, полученное в конце урока).
- Названия команд “Мудрецы”, “Мыслители”, “Знатоки”.
- Сигнальные карточки: зеленый цвет – команда готова отвечать, желтый цвет – есть дополнение к ответу другой команды.
- Плакат с физминуткой.
- Печатный материал для работы на уроке для каждого учащегося к пяти заданиям.
Класс делится на 3 команды.
ОРГМОМЕНТ
Ребята, вы любите фантазировать? Давайте закроем глаза и перенесемся в удивительное место. Многим оно хорошо знакомо (звучит музыка из "Форта Баярд", открыли глаза, включили видео).
Дети, где же мы оказались? Да, во Франции, в Форте Баярд.
(Слова с экрана: “Я рад приветствовать команды юных участников в Форте Баярд. Сегодня моей помощницей будет Вера Михайловна”).
АКТУАЛИЗАЦИЯ
Дети, вас пригласили участвовать в игре. Правила знаете? Я вам напомню. За каждой дверью – ключ. Вы должны их заполучить и расшифровать ключевое слово. Идем к первой двери и открываем.
Задание №1.
Подобрать к глаголам трудиться, бежать, бездельничать устойчивые сочетания, подходящие по смыслу.
- Не покладая рук
- Что есть духу
- Сложа руки
- Не жалея сил
- Во всю прыть
- Гонять лодыря
- Только пятки сверкали
- До седьмого пота
- Ловить мух
- Засучив рукава
- Со всех ног
- Во все лопатки
- Бить баклуши
- Мчаться на всех парусах
- В поте лица
- Сломя голову
- Что есть сил
(Дети готовятся, отвечают по группам, слушают, дополняют).
Посмотрите еще раз на устойчивые сочетания слов. Кто знает, как называют их одним словом? (Фразеологизмы).
Что вы подобрали к глаголам: трудиться, бежать, бездельничать? (Фразеологизмы).
Какую роль играют фразеологизмы в речи? (Вносят многообразие в нашу речь).
Изобразите фразеологизмы мимикой или жестами. Молодцы. Первый ключ вы заработали.
Задание №2
Идем ко второй двери.
Какие фразеологизмы изобразили художники в своих рисунках? Объясните значения.
- Висеть на телефоне
- Лезть в бутылку
- Ушел с головой
- Сидеть на шее
- Как селедка в бочке
- Кот наплакал
- Стоять на часах
(Дети рассматривают иллюстрации, показывают их и называют фразеологизмы).
В каком значении употребляются фразеологизмы? (В переносном значении, в них скрытый смысл заложен).
Мастера русской речи умело используют в своих произведениях фразеологические обороты. Но художники тоже не остались в стороне, и вы в этом убедились. Молодцы, вот вам ключ.
Задание №3
3-я дверь.
Соединить стрелками фразеологизмы и их значения.
1 команда.
Глаза на мокром месте. С глазу на глаз. Глаза разгорелись. Глаза открылись. |
Сильно что-то захотелось. Часто плачет. Узнал истинное положение. Наедине. |
2 команда.
Вкладывать душу. Не ударить в грязь лицом. Находить общий язык. Ломать голову. |
Думать, решать что-нибудь трудное. Добиваться, достигать полного взаимопонимания. Отдавать себя целиком. Показать себя с лучшей стороны. |
3 команда.
Оказать медвежью услугу. Комар носа не подточит. Уйти несолоно хлебавши Душа в душу. |
Не получить того, на что рассчитывал. Подвести кого-либо. Жить дружно, в согласии. Не к чему придраться. |
Задание №4
4-я дверь
Дополнить предложение одним из записанных в правом столбике выражений.
1 команда. Мы долго спорили, доказывали друг другу, и наконец… 2 команда. 3 команда . |
Не знал куда глаза деть.
Находить общий язык
Бить тревогу |
(Дети отвечают).
Как вы выбрали нужный фразеологизм? (По смыслу).
Для чего же нам нужны в речи фразеологизмы? (Точно выразить свою мысль).
Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Физминутка
Изобразите мимикой или жестами фразеологизмы в стихотворении.
И в Форте Баярд
Повторять будем вместе
Самые разные действия:
Засучив рукава,
Прямо на бегу
Можем, глазом не моргнув,
Подковать блоху.
Вешать голову нельзя
Вдоль и поперек,
Душу вложим мы друзья,
В сегодняшний урок.
Молодцы! Садитесь.
Задание №5
5-я дверь.
Составьте фразеологизмы, объясните значение.
Дрожит Знать Сидеть Вариться Держать Выводить Катается Возносить Водить Делать |
до небес сложа руки в собственном соку на чистую воду как сыр в масле вокруг пальца из мухи слона как осиновый лист в ежовых рукавицах как свои пять пальцев |
(Дети отвечают).
Дети, а самим можно придумать свои фразеологизмы? (Сложно, трудно, практически нет).
Русский язык богат фразеологическими оборотами. Одни возникли на основе наблюдений, другие связаны с историческими событиями (“Пусто, словно Мамай прошел”), третьи вышли из фольклора (“Царевна Несмеяна”, “страшнее кошки зверя нет”), некоторые из литературных произведений (“Гадкий утенок”).
Если быть очень внимательным, то наверное можно найти в произведениях и использовать в речи. Ключ вы заработали!
Задание №6
6-я дверь.
Давайте устно составим рассказ о том, как мы работали на уроке, используя фразеологизмы. (Если это задание окажется сложным, учитель предлагает свой вариант:
- Мы познакомились.
- Нашли общий язык и активно принялись за работу.
- Ломали голову над разными заданиями и т. д.).
Молодцы! Вы получили последний ключ!
(На доске 6 ключей, перевернуть их).
Расшифруйте ключевое слово. (Дружба).
Молодцы! Нам помогла дружба справиться с заданиями.
(Включаю видео. Слова с экрана).
Какие сокровища получили вы на уроке? Что для себя нового вы узнали? Чему научились?
Да, дети. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.
Спасибо за работу.
Эти “сокровища” вам передали из Форта Баярд.
Фразеологизмы
(устойчивые обороты речи)
- Заварить кашу (организовать что-то).
- Водить за нос (обманывать).
- Оказать медвежью услугу (подвести кого-то).
- Расхлёбывать кашу (разобраться с последствием).
- Работать, как бык (тяжело, много работать).
- Ворон считать (быть невнимательным).
- Вертится, как белка в колесе (выполнять много дел).
- Зарубить на носу (запомнить).
- Держать язык за зубами (молчать).
- Болеть душой (беспокоиться, волноваться, переживать).
- Вкладывать душу (отдавать себя целиком).
- Вносить вклад (участвовать в чём-либо).
- Душа в душу (жить дружно, в полном согласии).
- Засучить рукава (трудиться, не жалея сил).
- Комар носа не подточит (придраться не к чему).
- Ломать голову (думать напряжённо, решать что-либо трудное).
- Находить общий язык (добиваться, достигать полного взаимопонимания).
- Не ударить в грязь лицом (показать себя с лучшей стороны).
- Спустя рукава (бездельничать, выполнить кое-как).
(Подбирается учителем, должно лежать на столе у детей).