Роль фразеологизмов в русском языке

Разделы: Начальная школа


Цели.

Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.

Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

Оформление доски.

На доске 6 дверей (двери открываются, за каждой дверью номера заданий, которые дети выполняют в течение урока). 2 карточки вывешиваются по ходу урока.

Оборудование урока.

  1. Видеозапись игры “Форт Баярд”.
  2. Карточки (роль и значение фразеологизмов в речи) вывешиваются на доску после каждого выполненного задания (многообразие, яркий образ, особую выразительность, выразить точно мысль, скрытый смысл, переносное значение, украшают речь, фразеологизмы, устойчивый оборот речи).
  3. 6 ключей с буквами с обратной стороны (дружба). Буквы выставляются не по порядку.
  4. Шкатулка с шоколадными медальками (“золото”, полученное в конце урока).
  5. Названия команд “Мудрецы”, “Мыслители”, “Знатоки”.
  6. Сигнальные карточки: зеленый цвет – команда готова отвечать, желтый цвет – есть дополнение к ответу другой команды.
  7. Плакат с физминуткой.
  8. Печатный материал для работы на уроке для каждого учащегося к пяти заданиям.

Класс делится на 3 команды.

ОРГМОМЕНТ

Ребята, вы любите фантазировать? Давайте закроем глаза и перенесемся в удивительное место. Многим оно хорошо знакомо (звучит музыка из "Форта Баярд", открыли глаза, включили видео).

Дети, где же мы оказались? Да, во Франции, в Форте Баярд.

(Слова с экрана: “Я рад приветствовать команды юных участников в Форте Баярд. Сегодня моей помощницей будет Вера Михайловна”).

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Дети, вас пригласили участвовать в игре. Правила знаете? Я вам напомню. За каждой дверью – ключ. Вы должны их заполучить и расшифровать ключевое слово. Идем к первой двери и открываем.

Задание №1.

Подобрать к глаголам трудиться, бежать, бездельничать устойчивые сочетания, подходящие по смыслу.

  1. Не покладая рук
  2. Что есть духу
  3. Сложа руки
  4. Не жалея сил
  5. Во всю прыть
  6. Гонять лодыря
  7. Только пятки сверкали
  8. До седьмого пота
  9. Ловить мух
  10. Засучив рукава
  11. Со всех ног
  12. Во все лопатки
  13. Бить баклуши
  14. Мчаться на всех парусах
  15. В поте лица
  16. Сломя голову
  17. Что есть сил

(Дети готовятся, отвечают по группам, слушают, дополняют).

Посмотрите еще раз на устойчивые сочетания слов. Кто знает, как называют их одним словом? (Фразеологизмы).

Что вы подобрали к глаголам: трудиться, бежать, бездельничать? (Фразеологизмы).

Какую роль играют фразеологизмы в речи? (Вносят многообразие в нашу речь).

Изобразите фразеологизмы мимикой или жестами. Молодцы. Первый ключ вы заработали.

Задание №2

Идем ко второй двери.

Какие фразеологизмы изобразили художники в своих рисунках? Объясните значения.

  • Висеть на телефоне
  • Лезть в бутылку
  • Ушел с головой
  • Сидеть на шее
  • Как селедка в бочке
  • Кот наплакал
  • Стоять на часах

(Дети рассматривают иллюстрации, показывают их и называют фразеологизмы).

В каком значении употребляются фразеологизмы? (В переносном значении, в них скрытый смысл заложен).

Мастера русской речи умело используют в своих произведениях фразеологические обороты. Но художники тоже не остались в стороне, и вы в этом убедились. Молодцы, вот вам ключ.

Задание №3

3-я дверь.

Соединить стрелками фразеологизмы и их значения.

1 команда.

Глаза на мокром месте.
С глазу на глаз.
Глаза разгорелись.
Глаза открылись.
  Сильно что-то захотелось.
Часто плачет.
Узнал истинное положение.
Наедине.

2 команда.

Вкладывать душу.
Не ударить в грязь лицом.
Находить общий язык.
Ломать голову.
  Думать, решать что-нибудь трудное.
Добиваться, достигать полного
взаимопонимания.
Отдавать себя целиком.
Показать себя с лучшей стороны.

3 команда.

Оказать медвежью услугу.
Комар носа не подточит.
Уйти несолоно хлебавши
Душа в душу.
  Не получить того, на что рассчитывал.
Подвести кого-либо.
Жить дружно, в согласии.
Не к чему придраться.

Задание №4

4-я дверь

Дополнить предложение одним из записанных в правом столбике выражений.

1 команда.
Мы долго спорили, доказывали
друг другу, и наконец…

2 команда.
Ручеек высох. Деревья погибли,
и люди…

3 команда .
Мне было очень стыдно за
тебя, я…

  Не знал куда глаза деть.

 

Находить общий язык

 

Бить тревогу

(Дети отвечают).

Как вы выбрали нужный фразеологизм? (По смыслу).

Для чего же нам нужны в речи фразеологизмы? (Точно выразить свою мысль).

Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Физминутка

Изобразите мимикой или жестами фразеологизмы в стихотворении.

И в Форте Баярд
Повторять будем вместе
Самые разные действия:
Засучив рукава,
Прямо на бегу
Можем, глазом не моргнув,
Подковать блоху.
Вешать голову нельзя
Вдоль и поперек,
Душу вложим мы друзья,
В сегодняшний урок.

Молодцы! Садитесь.

Задание №5

5-я дверь.

Составьте фразеологизмы, объясните значение.

Дрожит
Знать
Сидеть
Вариться
Держать
Выводить
Катается
Возносить
Водить
Делать
  до небес
сложа руки
в собственном соку
на чистую воду
как сыр в масле
вокруг пальца
из мухи слона
как осиновый лист
в ежовых рукавицах
как свои пять пальцев

(Дети отвечают).

Дети, а самим можно придумать свои фразеологизмы? (Сложно, трудно, практически нет).

Русский язык богат фразеологическими оборотами. Одни возникли на основе наблюдений, другие связаны с историческими событиями (“Пусто, словно Мамай прошел”), третьи вышли из фольклора (“Царевна Несмеяна”, “страшнее кошки зверя нет”), некоторые из литературных произведений (“Гадкий утенок”).

Если быть очень внимательным, то наверное можно найти в произведениях и использовать в речи. Ключ вы заработали!

Задание №6

6-я дверь.

Давайте устно составим  рассказ о том, как мы работали на уроке, используя фразеологизмы. (Если это задание окажется сложным, учитель предлагает свой вариант:

  • Мы познакомились.
  • Нашли общий язык и активно принялись за работу.
  • Ломали голову над разными заданиями и т. д.).

Молодцы! Вы получили последний ключ!

(На доске 6 ключей, перевернуть их).

Расшифруйте ключевое слово. (Дружба).

Молодцы! Нам помогла дружба справиться с заданиями.

(Включаю видео. Слова с экрана).

Какие сокровища получили вы на уроке? Что для себя нового вы узнали? Чему научились?

Да, дети. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак, необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

Спасибо за работу.

Эти “сокровища” вам передали из Форта Баярд.

Фразеологизмы
(устойчивые обороты речи)

  1. Заварить кашу (организовать что-то).
  2. Водить за нос (обманывать).
  3. Оказать медвежью услугу (подвести кого-то).
  4. Расхлёбывать кашу (разобраться с последствием).
  5. Работать, как бык (тяжело, много работать).
  6. Ворон считать (быть невнимательным).
  7. Вертится, как белка в колесе (выполнять много дел).
  8. Зарубить на носу (запомнить).
  9. Держать язык за зубами (молчать).
  10. Болеть душой (беспокоиться, волноваться, переживать).
  11. Вкладывать душу (отдавать себя целиком).
  12. Вносить вклад (участвовать в чём-либо).
  13. Душа в душу (жить дружно, в полном согласии).
  14. Засучить рукава (трудиться, не жалея сил).
  15. Комар носа не подточит (придраться не к чему).
  16. Ломать голову (думать напряжённо, решать что-либо трудное).
  17. Находить общий язык (добиваться, достигать полного взаимопонимания).
  18. Не ударить в грязь лицом (показать себя с лучшей стороны).
  19. Спустя рукава (бездельничать, выполнить кое-как).

(Подбирается учителем, должно лежать на столе у детей).