Роль наставника в преподавании истории в школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Система образования – сложный и важный аспект в развитии общества. Многое зависит от того, как мы накапливаем, систематизируем и передаем свои знания поколениям, идущим за нами. Молодые специалисты - большой потенциал профессионализма и энтузиазма в системе образования. Задача наставника - заинтересовать и помочь молодому учителю реализовать себя, развивать его личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать методологическую базу, развивать управленческие умения. Молодой учитель должен быть максимально адаптирован на рабочем месте, он должен ощущать себя профессионалом. Задача наставника - помочь молодому учителю успешно справляться со своими должностными обязанностями, преодолеть недостатки практического опыта. Очень важно быть рядом с молодым учителем в тот момент, когда он еще не умеет удерживать внимание учеников в течение всего урока, когда он не знает, как реагировать в случае неадекватного поведения ученика, как правильно отобрать материал для урока и какие методические приемы использовать, чтобы дети поняли его. Наставник поможет учителю справиться с этими проблемами и сохранить уверенность в себе, а значит и удовлетворенность работой в школе. Потребность наставничества сформировалась как результат развития современного общества, требующего усвоения огромного количества знаний. Эти знания должны быть систематизированы с позиций формирования цивилизационного подхода, что требует от учителя хорошей профессиональной подготовки, умения выстраивать отношения сотрудничества с учащимися. Это приходит с опытом, но время для его накопления должно быть сокращено максимально. Роль наставника заключается в том, чтобы помочь мололдому учителю истории быстрее адаптироваться в условиях современного преподавания истории. Мы учим молодежь основным методическим приемам, но молодежь учит нас, учителей старшего поколения, лучшему пониманию проблем, существующих в современной системе образования. Острой проблемой для нас является то, что снизился интерес к таким учебным дисциплинам, как история, литература; дети мало читают; то, что читают не запоминают, не могут систематизировать полученный материал, установить причинно–следственные связи. В этих условиях учителю необходимо научить ученика читать материал таким образом, чтобы он понимал смысл прочитанного и умел определить значимую информацию для него, для его будущего обучения.

Особое значение в современных условиях приобретает система контроля знаний в форме тестирования и подготовка к ЕГЭ. Прежняя система контроля в виде репродуктирования знаний не имеет будущего. Она требует от ученика фундаментальных знаний, хорошо сформированной устной и письменной речи. Порой эти умения становятся недостижимыми для ученика. Однако он может продемонстрировать свои знания, успешно справляясь с тестовыми заданиями. Но работа с тестами требует изменения методики преподавания истории. Это может быть связано с использованием информационных технологий в учебном процессе.

Молодежь учила нас работать с информационными технологиями. Открытый урок по истории для руководителей школ ЦО был информатизирован Евдокимовым Е.О., что явилось новым фактором учебного процесса; проводились внеклассные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне: “От Кремля до Рейхстага” и т.д. Молодые учителя принимают участие и в работе экспериментальной площадки ЛАТ МИОО “Оценка качества образования”. Они успешно сотрудничают с опытными учителями и формируют свои представления о тех изменениях, которые должны произойти в системе образования в ближайшее время. В первую очередь необходимо сохранить фундаментальность исторического образования. Ведь только история учит гражданственности, патриотизму. Информационные технологии дают возможность сопровождать каждый урок или внеклассное мероприятие большим количеством наглядного материала. Методы их использования могут быть различными Очень активно используется такая форма работы, как подготовка презентации к уроку учителем или учениками. В презентации излагается текстовый материал кратко, в логической последовательности, которая становится для ученика и образцом написания конспекта. Готовя презентацию, ученик очень внимательно изучает весь фактический материал, находит оригинальные формы его изложения, у него появляется желание найти дополнительный материал. Защита презентации на уроке позволяет ученику почувствовать себя успешным, и уже на следующих уроках он старается сохранить достигнутый результат. Сам выбор темы презентации является для учителя важным фактором в определении интересов учащихся. Исходя из него, можно определить профориентационные интересы учащихся, а также очень многие факторы уровня их социализации.

При подготовке к ЕГЭ мы сталкиваемся с очень большим количеством проблем. Они связаны и с необходимостью систематизации работы над составлением тестов. Составлением тестов обычно заняты опытные учителя, имеющие свою систему знаний и свои ценностные ориентации. Тесты получаются интересные, хорошие. Но часто эти тесты оказываются сложными или плохо понятными для учеников. Это заставило искать ответы на многие вопросы, и одним из результатов этих поисков стало составление тестов самими учениками. При составлении тестов учениками значительно повысился их интерес к материалу, над которым работали. Они чувствуют себя учителем, понимают, что вопрос не может быть сформулирован, не имея определенной социальной и логической направленности, они начинают понимать логику изучаемого материала.

Следующим шагом на пути формирования прочных исторических знаний является своевременный и качественный контроль. Для его осуществления можно использовать электронное тестирование. С этой целью используется конструктор тестов. Тесты для тематического или внутришкольного контроля вносятся в конструктор тестов, где у ученика есть возможность после завершения тестирования узнать свои результаты с указанием неправильных ответов на поставленные вопросы. Все результаты тестирования хранятся в базе данных, что позволяет проследить динамику успеваемости каждого ученика. В этой работе активное участие принимают сами ученики, молодые педагоги, специалист по информатизации, который обрабатывает весь методический материал для городской экспериментальной площадки. Оценка качества образования.

Следующим шагом развития наставничества в нашей школе стало “внутреннее” наставничество. Молодые учителя посещают уроки друг друга, делятся своим опытом работы, помогают овладевать новыми формами работы. Так возник творческий союз учителя начальных классов и учителя МХК. Результатом этого союза стала серия уроков в начальной школе с использованием информационных технологий: “Какой бывает транспорт”. Если на урок биологии приходит не только опытный учитель–наставник, но и молодой специалист, который совсем недавно принимал участие в окружном конкурсе “Поколение будущего” и стал его лауреатом, то любые промахи учителя, любые рекомендации наставника не воспринимаются как безысходность. Молодой учитель знает, что его неудачи носят временный характер и не могут изменить траекторию его профессионального роста.

Профессионализм учителя формируется под влиянием многих аспектов: личная подготовка учителя, отношения в коллективе, знание своих прав и обязанностей, знание прав школьника, умение управлять коллективом детей, стимулировать их успехи в учебе, способность к творчеству и умение развивать творческие способности учеников, умение общаться с родителями учеников, умение использовать различные методики оценки уровня развития учеников и т.д. Но сформировать сразу все эти умения невозможно. Роль наставника в решении этих проблем заключается в том, чтобы помочь молодому учителю выделить самые нерешаемые или самые насущные проблемы и совместно их решать. При этом необходимо учесть, что очень часто старые методы работы не могут оказать нужного воздействия на сложившуюся ситуацию, т. к. изменились социальные условия жизни общества, изменился характер отношений между учениками, учениками и их родителями, учениками и учителями. Каждому учителю в этих условиях приходится задействовать весь свой психологический, интеллектуальный потенциал с тем, чтобы добиться желаемого результата в учебной деятельности. Наставник вместе с молодым учителем определяет те формы и методы, которые необходимы сегодня, чтобы успешными были наши дети, а значит и мы все.

Большую помощь в системе наставничества играет школьный Совет молодых специалистов. Решая ряд школьных проблем, работа под руководством Совета молодых специалистов ЦО способствует не только профессиональному становлению молодого учителя, но и помогает ему снять эмоциональное и психологическое напряжение. Такие мероприятия, организованные МЦ ЦО, как туристическая поездка в Миитовку 11 сентября для молодых специалистов – очень хороший путь познакомиться, принять в свою семью вновь прибывшую молодежь.

Становление учителя - это планомерный, длительный процесс. Наставник должен это учитывать, проектируя профессиональное становление учителя. Одна из черт профессионального учителя – умение сотрудничать с детьми, их родителями, коллегами. И в данной ситуации роль наставника заключается в том, что он является примером для молодого учителя. Учитель должен его понять, с ним согласиться, стремиться к высокому мастерству. Но этот процесс очень сложный, он стимулирует к постоянному совершенствованию и самого наставника. Молодежь нас многому учит: преодолению консерватизма, поиску новых путей в достижении поставленных целей, способности понимать проблемы и упорству в их преодолении, способности к постоянному учению.

Все факторы, влияющие на становление, образуют “портфель” молодого учителя. Он был разработан МЦ ЦАО еще три года назад. Его использование в работе наставника дает очень хорошие результаты, т.к. помогает систематизировать всю работу по становлению молодого учителя.

Администрация школы видит свою задачу в процессе становления молодого учителя в том, чтобы обеспечить их быстрое вхождение в коллектив. Это становится возможным, если рядом с опытным наставником есть молодые коллеги, которые легко устанавливают контакт с молодыми учителями. У них одни проблемы, общие интересы, похожие пути решения сложных задач.

Известный китайский мудрец и философ Конфуций дал миру великолепный путь осмысления наших устремлений: не делай другому того, чего не желаешь себе; помоги другому в том, чего хочешь достичь сам. Мы хотим достичь успехов в системе воспитания подрастающего поколения, и это может стать результатом наших совместных усилий. Роль наставника в этом процессе - это роль друга, учителя, координатора учебного процесса.