Введение курса "Основы налоговой грамотности"как способ формирования знаний, умений и навыков в области налогового поля (модель курса по выбору)

Разделы: Общепедагогические технологии


Авторы модели не претендуют на совершенную оригинальность и изобретательность. Они лишь делают попытку описать часть своей педагогической жизни. Наше кредо: «Нет задания, которое не может выполнить ученик, надо лишь зародить в нем интерес, направить на развитие, дать пищу для разумных стремлений, научить жить и умело адаптироваться в современном, столь непростом мире». Выполнить заповеди помогает курс по выбору «Основы налоговой грамотности», введенный в 9 классах нашей школы.

Сегодня роль налогов в существовании государства не только не уменьшается, а стремительно возрастает. Россия переживает нелегкие времена, абсолютное большинство населения живет бедно, а многие промышленные предприятия никак не могут найти свое место в условиях рыночной экономики. В этих условиях знания основ налоговой грамотности учащимися действительно приобретают особое значение. Актуальность введения курса по выбору «Основы налоговой грамотности» в общеобразовательной школе достаточно очевидна. Курс поможет школьникам обрести налоговую грамотность, культуру и научит разумно и ответственно относиться в будущем к налогам, ведь они - налоги - есть неизбежная плата за жизнь в цивилизованном обществе.

Модель авторов это лишь частичное видение решения проблемы формирования и расширения знаний учащихся, а также систематизация знаний, умений, навыков в обучении по курсу «Основы налоговой грамотности» и поэтапного формирования своего «Я», т.е. переход от детства к взрослости. Поэтому ученики должны узнать факты из истории возникновения налогов, их постепенного становления, сегодняшнем устройстве налоговой системы России и о разумном поведении в будущем в мире налогообложения.

Курс по выбору «Основы налоговой грамотности» - это область научных знаний и в нашей школе его преподавание ведется на основе связи с другими предметами.

Авторы модели просматривают следующие целевые ориентации:

- развитие личности школьника

- формирование личности адаптивного типа

Задачи:

- формировать налоговую культуру учащихся, законопослушность учащихся как будущих самостоятельных граждан страны

- научить на основе синтеза знаний:

а) предвидеть сложные экономические ситуации

б) умению избегать попадания в них

в) умению оценивать свои возможности

г) умению принимать правильные решения и находить пути их достижения

д) умению сохранять и преумножать свое имущество и состояние

выработать общественное сознание по общему обьему налоговых вопросов на основе закона «5 надо»:

  • хотеть
  • знать
  • уметь
  • действовать
  • удержать

Авторы придерживаются системного подхода к освещению вопросов курса, содействуют воспитанию у учащихся умения адаптироваться в любой жизненной ситуации, создают каждому ученику условия успеха, признают право каждого ученика на исключительность, осуществляют взаимосвязь с другими предметами (математика, история, обществознание, ОБЖ, география, экономика, ИЗО, русский язык, литература, иностранный язык). На уроках иностранного языка учащиеся узнают этимологию налоговых терминов, определяет их «родственников» в русском языке. Эти знания расширяются в курсе русского языка и литературы, когда ученики работают не только над понятийным значением терминов, но и учатся грамотно писать их, объясняют смысл пословиц и поговорок, находят описание исторических налоговых событий в изучаемых художественных произведениях. Свои мысли и чувства ребята «выплескивают» на бумагу на уроках изобразительного искусства, а некоторые темы курса истории позволяют шире рассмотреть события, связанные с историей налоговых бунтов («Бостонское чаепитие», «Соляной бунт»). Содержание курсов географии, экономики, обществознания естественным образом вплетается в содержание изучаемого курса. Интеграция курсов позволяет систематизировать и обобщать знания учащихся в налоговом поле.

Курс рекомендован учащимся 9 классов.

В результате прохождения предусмотренного материала обучающиеся имеют представление о системе налогообложения и его значении в экономической жизни России. Знают всемирную историю налогов и историю российского налогообложения. Умеют предвидеть сложную экономическую ситуацию и выход из нее.

Программа предусматривает проведение традиционных занятий, игровые формы, семинарские занятия, встречи с сотрудниками налоговой инспекции.

При изучении курса предусмотрены индивидуальные задания по подготовке теоретического материала, задания творческого характера.

В нашей школе курс прошел адаптацию в 2003-2004 учебном году. В этом году мы продолжили работу.

Методика преподавания курса «Основы налоговой грамотности» является лишь частичным реконструированием методики обучения в системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся поведению и действию в определенной экономической ситуации, их подготовка к будущей жизни, их воспитание и развитие в ходе обучения.

В период подготовки к урокам мы просматриваем 3 аспекта:

  • для чего учить
  • чему учить
  • как учить?

Это позволяет логически построить занятие и добиться запланированных результатов с учетом индивидуальных способностей учащихся и особенностей обучаемого класса.

При проведении занятий применяются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный

- беседа

- рассказ

- работа с учебниками

Используем приемы:

- тестирование (так, например, ребята смогли уточнить и определить уровень своих знаний, выполнив тест по теме «Государство. Источники доходов государства»);

- формулировка вопросов (ребята любят задавать друг другу вопросы по пройденной теме, т.е. ощущать себя в роли учителя);

- дискуссия (в это время ребята раскрываются больше, доверяют друг другу и учителю);

- проверка тетрадей (у всех учащихся есть рабочая тетрадь, в которой отмечаются основные мысли, темы, делаются пометки, выводы, выполняются схемы);

- опорные схемы (они помогают восстановить логику занятия, отражают суть содержания занятия);

- составление глоссария (глоссарий - это терминологический толковый словарь, он способствует лучшему усвоению темы);

- использование на занятиях элементов игры (игра-путешествие по царству налогов рассчитана на усвоение нового материала и повторение изученного. Занятия, проведенные в форме игры «Поле Чудес» и «Слабое звено», имели большой успех);

Реализация целей и задач педагогической деятельности позволяет добиваться определенных результатов в обучении учащихся, о которых можно судить по их отзывам. Ребята узнают на занятиях много нового и интересного, они любят их, о содержании занятий рассказывают родителям.

Содержание курса.

Программа.

 

Организация содержания образования.

Часы

1.

Краткая всемирная история налогов

1 часа

2.

Из истории российского налогообложения

2 часа

3.

Государство: направления расходования денег

2 часа

4.

Источники доходов

2 часа

5.

Понятия о налогах и их типы

2 часа

6.

Налоги в современной России: виды и законодательная основа

2 часа

7.

Подоходный налог

1 часа

8.

Налоговые декларации

1 часа

9.

Налог на наследство и дарение

1 часа

10.

Акцизы

1 часа

11.

Государственные пошлины

2 часа

  1. Краткая всемирная история налогов. Корни истории налогов, их роль в расцвете и падении Римской империи, основные виды налогов в Римской империи. Налоги в средневековье. Налоги Голландии. Бостонское чаепитие. Налоговая реформа Джорджа.
  2. История российского налогообложения. Роль налогов в возникновении русского государства. Значение переписи населения. Роль правителей России в становлении налогообложения.
  3. Государство: направления расходования денег. Экономические свободы и защита их государством. Государственный бюджет, его основные статьи.
  4. Источники доходов государства. Бюджетное тоджество. Трансферты, секвестр бюджета, эмиссия денег, государственный долг.
  5. Типы налогов. Определение налога, значение налога. Прямой налог. Косвенный налог. Горизонтальная и вертикальная справедливость. Три системы налогообложения.
  6. Налоги в современной России, их виды и законодательная основа. Определение налоговой системы. Приватизация. Предприниматели. Объекты налогообложения. Источники налоговых средств. Порядок исчисления и уплаты налогов. Сбор. Пошлина.
  7. Подоходный налог. История возникновения подоходного налога. Какие доходы подлежат налогообложению. Определение совокупного (подоходного) налога. Отличие льготы и налогового вычета. Порядок определения размера налога.
  8. Налоговые декларации. Определение налоговой декларации (декларация о доходах), ее обязательные реквизиты. Коррупция. Принцип самообложения. Декларация физического и юридического лица.
  9. Налог на наследство и дарение. Определение наследства. Недвижимость. Размеры налога на наследство и дарение. Имущественные права. Долевая собственность. Завещание.
  10. Акцизы. Определение акциза, история его возникновения и его развитие. Специфические особенности. Подакцизные товары. Льготы на акцизы. Определение и контролирование суммы акциза. Акцизная марка.
  11. Государственные пошлины. Определение и размеры государственной пошлины. Льготы по уплате пошлин. Нотариальные действия и их осуществление.