Программное содержание.
Задачи:
- расширять музыкальные впечатления детей;
- способствовать овладению детьми необходимым запасом слов для характеристики музыкальных произведений в процессе слушания;
- развивать умения двигаться в соответствии с характером музыки;
- расширять восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении;
- прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение , слушать друг друга, пение в коллективе;
- формировать познавательные интересы детей в процессе музыкальной деятельности;
- воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения;
- формировать красивую осанку.
Методические приемы:
Использование художественного слова, вопросов, загадок, беседы.
Материалы и оборудование:
Карточки, фланелеграф, иллюстрации.
Предварительная работа:
Слушание произведения «Подснежник» на прошлом занятии.
Песня «Кукушка» - разучивание на предыдущих занятиях.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал. (Здороваются по-музыкальному).
М.Р.: Сегодня, ребята, когда я шла к вам на занятие, мне повстречалась добрая волшебница, и она рассказала мне вот что. В ее сказочном лесу злой волшебник перепутал времена года. И она просила ей помочь, а еще она дала мне вот этот конверт, который нужно открыть в конце занятия. Значит, нам с вами нужно отправляться в сказочный лес, а чтобы туда попасть, нужно отгадать загадки:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой - улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Весной!
М.Р.: Молодцы! Правильно отгадали. А вот вторая загадка:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Дети: Осень!
М.Р.: Правильно. Итак, отправляемся в сказочный лес, в котором Весна и Осень перепутались друг с другом. Надо их распутать, порядок навести. (Дети идут под музыку друг за другом по воображаемой тропинке: бодрым шагом, бегом, поскоками).
Пока дети идут, выполняя движения, воспитатель выносит два фланелеграфа.
М.Р.: Вот мы и пришли с вами в сказочный лес. Посмотрите-ка какие две красивые полянки в этом лесу. (Обращает внимание детей на фланелеграфы). Ой, но что же это такое? Весной с деревьев опадают листья, а осенью распускаются подснежники? Может такое быть?
Дети: Нет!
М.Р.: Правильно, не может. (Вызывает ребенка, который меняет местами листочки и подснежники. Они крепятся на липучку)
Да, ведь весной распускаются первые цветы - подснежники. Давайте и мы с вами покажем, как они вырастают из-под земли.
Дети под музыку выполняют упражнение «Вырастание подснежника» (Дети свободно расположены по залу, сидят на корточках, голова опущена. Под музыку они медленно поднимают голову, потом медленно встают, потом поднимают одну руку, как бы выпуская лист, потом другую)
Упражнение: «Ветерок» (Легкое покачивание рук).
М.Р.: Очень хорошо. А сейчас давайте превратимся в ручеек и легко на носочках побежим на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
М.Р.: Ребята, давайте с вами вспомним, какое музыкальное произведение мы слушали на прошлом занятии? Как оно называлось?
Дети: Подснежник.
М.Р.: Правильно. А посмотрите-ка, на нашей весенней полянке появился еще один подснежник. А кто помнит, кто написал это музыкальное произведение?
Дети: П.И.Чайковский, русский композитор.
Ставятся иллюстрации весны и портрет композитора.
М.Р.: Давайте-ка мы его вспомним и послушаем еще раз.
Слушание произведения.
Беседа:
- Какая была музыка?
- О чем она нам рассказала?
Дети: Музыка по настроению разная:
- спокойная и взволнованная;
- трепетная и беспокойная;
- ласковая, светлая.
М.Р.: А на каком инструменте исполняется это произведение?
Дети: На фортепиано.
М.Р.: Скажите, а звучит соло или оркестр?
Дети: Соло.
М.Р.: Ребята, а услышали ли вы в этом произведении повторы? Повторялась ли какая-либо мелодия в этом произведении?
Дети: Да!
М.Р.: Правильно, первая часть у нас была певучая, спокойная; вторая – порывистая, стремительная; а потом была третья часть, такая же, как и первая. Скажите, какое по форме было музыкальное произведение, если в нем всего три части?
Дети: 3-х частное.
М.Р.: Правильно. Сейчас мы с вами еще раз послушаем это произведение, но при слушании я буду показывать вам начало каждой музыкальной части вот на этой доске. При этом у меня есть 2 одинаковые по цвету полоски, которые будут обозначать одинаковые музыкальные части в произведении, и 1 полоска другого цвета, которая будет обозначать другую, отличную от этих частей музыкальную часть.
Слушаем произведение, при слушании М.Р. выполняет задание перед детьми, после выполнения все убирает с доски.
М.Р.: Сейчас я раздам вам вот такие карточки, и вот такие полоски 2 цветов. Вы должны будете во время слушания произведения самостоятельно услышать все части произведения и выложить полоски у себя на карточках.
Звучит музыка, дети выполняют задание.
М.Р.: Обсуждаем выполнение задания.
Молодцы, а теперь все карточки положите под свой стульчик.
Посмотрите-ка, ребята, на наших сказочных полянках осенью бегут ручьи, а весной много дождливых луж?
Дети: Нет, так не бывает.
М.Р.: Правильно. (Зовет ребенка, он меняет местами лужи и ручейки)
А давайте-ка изобразим, как капает осенью дождик:
Распевание: кап, кап, кап. (по трезвучию)
- ля, ля, ля, ля, ля – «ручеек»
- вдох, выдох – «нюхаем цветочек»
Смотрите-ка ребята, на наших полянках на деревьях появились две птицы, да это же кукушка и жаворонок, но почему жаворонок прилетел осенью? Это правильно?
Дети : Нет.
Меняем птиц местами.
М.Р.: А мы, ребята, с вами знаем эстонскую народную песню «Кукушка». Давайте ее споем.
Исполнение песни.
М.Р.: А вот с песней про жаворонка мы с вами сейчас познакомимся.
М.Р. исполняет песню и беседует с детьми о ней.
М.Р.: Молодцы, ребята! Настало время открыть конверт волшебницы.
М.Р. читает письмо, в котором волшебница благодарит ребят за помощь, и дарит им в группу две иллюстрации весны и осени.
Подводиться итог занятия, дети идут в группу.