Цели:
- Познакомить с творчеством Л. Пантелеева; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого.
- Работать над развитием речи, мышления; развивать умение читать в лицах; с помощью интонации передавать состояние героев.
- Формировать представление о честности, отзывчивости, смелости; формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.
Оборудование:
1.Карточки со словами
ОБОРДАТ |
ВИЧОТЫЗТЬОВС |
ВЖИЛСЬТО |
НССЕТЬЧТО |
2.Надпись на доске
а) ЧЕСТЬ –
Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).
Почет, уважение (честь по труду).
б) пословицы:
Как аукнется, | а давши – держись. |
Не давши слова – крепись, | хозяин. |
Не по виду суди, | так и откликнется. |
Будь своему слову | а по делам гляди. |
3. Портрет автора.
4. Рабочие тетради по чтению.
5. Выставка произведений Л. Пантелеева.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Проверка домашнего задания (проводится по усмотрению учителя)
IV. Новая тема
1. Введение в тему урока
У. Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.
ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО
(доброта) (отзывчивость) (лживость) (честность)
У. Попробуйте назвать эти понятия одним словом.
Д. Это качества человека.
У. Назовите, пожалуйста, “лишнее” слово.
Д. Лживость.
У. Почему вы так решили?
Дети предлагают варианты ответов.
У. Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?
Ответы детей.
У. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева “Честное слово”. Давайте послушаем сообщение об этом авторе, которое приготовили ребята.
Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль”. Этими качествами книги Пантелеев заслужили свою популярность.
В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл “Рассказы о подвиге”: “Пакет”, рассказывающий о гражданской войне, “Ночка”, “Гвардии рядовой”, посвященный событиям отечественной войны, “Новенькая”, “Платочек”.
Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: “В осажденном городе”, “Январь”, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.
Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика Шкид” и др.).
Умер писатель в 1987 г. в Москве.
У. Прочитайте название произведения еще раз.
Д. “Честное слово”.
У. Подберите родственные слова к первому слову.
Д. Честность, честный, честь.
У. Какой смысл вкладывает автор в это понятие?
Дети предлагают свои варианты ответа.
У. Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова (надпись на доске). Ребята, я предлагаю вам познакомиться с произведением.
2. Работа с текстом
а) Чтение учителем.
У. Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? В каком значении употребил автор слово “честное” в названии произведения?
б) Чтение учащимися.
У. Как вы понимаете значение слов:
СТОРОЖКА – помещение для сторожа;
БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;
ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах;
КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого- чего-либо.
1 часть
До слов “ Вдруг я остановился …”
– От чьего имени идет повествование?
– Где происходили действия?
До слов “Я подошел и спросил…”
– Что узнали о мальчике?
До слов “Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.”
– Почему мальчик плакал?
– В какую ситуацию он попал?
– Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)
– Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Чтение до конца.
– Какая мысль пришла в голову рассказчику?
– Почему только военный мог снять мальчика с караула?
Вопросы после чтения.
– Каким вы представили себе мальчика?
– Какой он? Докажите строчками из текста.
– Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?
– Могли ли вы поступить также?
2 часть
Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем выйти из сада, …”
– Постарайтесь голосом передать настроение и состояние героев?
– Как понимаете выражение: “Кажется еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту”?
– Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
– Как повел себя мальчик при виде военного? Почему?
– Что значит “весело и с облегчением засмеялся”?
Прочитать до конца самостоятельно.
– Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?
Обобщение.
– Что вам понравилось в этом рассказе?
– Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?
– Как мальчик понимал, что такое “честное слово”?
– Как рассказчик отнесся к честному слову мальчика?
– Как майор отнесся к честному слову мальчика? Почему?
– В каких строчках заключается основная мысль произведения?
– Давали ли вы когда-нибудь “честное слово”?
– А как его выполняли?
– Тяжело ли держать “честное слово”?
– Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо. Чтобы вы написали? (Дети пишут в тетрадях.)
Работа с пословицами.
У. Ребята, давайте попробуем восстановить пословицы. (Работа с доской.) Как вы понимаете каждую пословицу? Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева? Какую бы из них вы выбрали для себя?
V. Итог урока
– Какую мысль хотел донести до вас рассказчик?