Педсовет по своей структуре представлял три взаимосвязанных звена.
1 звено - обзорный материал по теоретическим работам современных педагогов и психологов.
Материал:
Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.
С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Задание предлагается учителем или программированным пособием. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка. Следовательно, внешняя форма самостоятельной работы - это задание, а её внутреннее содержание - познавательное или интеллектуальное задание, любая задача должна иметь в себе конфликтную ситуацию, противоречие между данным и искомым, осознание, что и является источником мысли.
Задача в любом из видов самостоятельных работ заключает в себе либо необходимость в нахождении и применении новых знаний уже известными способами, либо выявление, определение, изыскание новых путей, способов добывания знаний.
Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:
- В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче.
- Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.
- Вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач.
- Является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины учащихся в овладении методами познавательной деятельности.
- Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Таким образом, самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельности учащихся, которая должна включать и предмет и метод научного познания. Предметом познавательной деятельности в любом виде учебного труда является не источник знания и не дидактическое или методическое назначение самостоятельной работы, а задача, включенная в тот или иной конкретный вид самостоятельной работы. Ситуация задачи и определяет характер, своеобразие мышления. Поэтому сущность самостоятельных работ как специфических педагогических конструкций определяется особенностями познавательных задач, воплощенных в конкретное содержание типов и видов самостоятельной работы.
Самостоятельные работы условно можно разделить на две группы:
- Воспроизводящие - это уровень преобразующего и “рассуждающего” воспроизведения (отрицательная черта - пресыщение работой, скука, вызываемая единообразием и монотонностью деятельностью),
- Творческие - кумуляция знаний, выражающаяся в способности школьника творить новые идеи или способы деятельности (отрицательная черта - ущерб и вред накоплению необходимого круга знаний, навыков и умений - главному условию успешного самостоятельного продвижения школьника в познавательном процессе.)
Слагаемыми самостоятельности являются:
- Общеучебные умения - правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполнение действий.
- Общелогические умения - выделять главное, проверять, сравнивать, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы.
- Предметные - специальные умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинение, решать задачи).
- Коммуникативные умения - вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы.
У учащихся можно выделить следующие уровни развития самостоятельности - высокий, средний, низкий.
Выделяются следующие виды:
- Работа с книгой.
- Упражнения.
- Работа с картой.
- Заполнение таблиц.
- Решение задач.
- Сочинения.
- Доклады.
- Лабораторные работы.
- Реферирование.
- Составление аннотаций.
- Составление конспектов.
- Составление литературных обзоров.
- Составление планов.
Формы самостоятельной работы:
- Декадники.
- Конференции.
- Кружок.
- Лекции.
- “Мозговой штурм”.
- Научно-исследовательская работа школьников.
- Предметные вечера.
- КВН.
- Олимпиада.
- Семинар (межпредметный, предметный, обзорный).
- Экскурсии.
- Факультетные занятия.
Руководство самостоятельной работой учащихся осуществляется последующим этапам:
- Подготовка учащихся - повторение, сообщение нового материала, проведение наблюдений.
- Четкие указания об объеме и содержании самостоятельной работы, целях, техники выполнения
- Выполнение самостоятельной работы.
- Подведение итогов самостоятельной работы.
II звено - проведение учителями предметниками со своими коллегами самостоятельной работы (2-3 вида) - из гуманитарного и естестественно-научного циклов.
III звено - подведение итогов педсовета, обобщающее слово.