Материал к педсовету на тему "Самостоятельная работа учащихся"

Разделы: Администрирование школы


Педсовет по своей структуре представлял три взаимосвязанных звена.

1 звено - обзорный материал по теоретическим работам современных педагогов и психологов.

Материал:

Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. Задание предлагается учителем или программированным пособием. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию умственных сил ребенка. Следовательно, внешняя форма самостоятельной работы - это задание, а её внутреннее содержание - познавательное или интеллектуальное задание, любая задача должна иметь в себе конфликтную ситуацию, противоречие между данным и искомым, осознание, что и является источником мысли.

Задача в любом из видов самостоятельных работ заключает в себе либо необходимость в нахождении и применении новых знаний уже известными способами, либо выявление, определение, изыскание новых путей, способов добывания знаний.

Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

  • В каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче.
  • Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности.
  • Вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач.
  • Является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины учащихся в овладении методами познавательной деятельности.
  • Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Таким образом, самостоятельная работа выступает в процессе обучения в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельности учащихся, которая должна включать и предмет и метод научного познания. Предметом познавательной деятельности в любом виде учебного труда является не источник знания и не дидактическое или методическое назначение самостоятельной работы, а задача, включенная в тот или иной конкретный вид самостоятельной работы. Ситуация задачи и определяет характер, своеобразие мышления. Поэтому сущность самостоятельных работ как специфических педагогических конструкций определяется особенностями познавательных задач, воплощенных в конкретное содержание типов и видов самостоятельной работы.

Самостоятельные работы условно можно разделить на две группы:

  • Воспроизводящие - это уровень преобразующего и “рассуждающего” воспроизведения (отрицательная черта - пресыщение работой, скука, вызываемая единообразием и монотонностью деятельностью),
  • Творческие - кумуляция знаний, выражающаяся в способности школьника творить новые идеи или способы деятельности (отрицательная черта - ущерб и вред накоплению необходимого круга знаний, навыков и умений - главному условию успешного самостоятельного продвижения школьника в познавательном процессе.)

Слагаемыми самостоятельности являются:

  • Общеучебные умения - правильно читать текст, находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, тезисы, конспект, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполнение действий.
  • Общелогические умения - выделять главное, проверять, сравнивать, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы.
  • Предметные - специальные умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (читать карту, выполнять упражнения, писать сочинение, решать задачи).
  • Коммуникативные умения - вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, устанавливать контакты с целью выполнения задания за пределами школы.

У учащихся можно выделить следующие уровни развития самостоятельности - высокий, средний, низкий.

Выделяются следующие виды:

  1. Работа с книгой.
  2. Упражнения.
  3. Работа с картой.
  4. Заполнение таблиц.
  5. Решение задач.
  6. Сочинения.
  7. Доклады.
  8. Лабораторные работы.
  9. Реферирование.
  10. Составление аннотаций.
  11. Составление конспектов.
  12. Составление литературных обзоров.
  13. Составление планов.

Формы самостоятельной работы:

  1. Декадники.
  2. Конференции.
  3. Кружок.
  4. Лекции.
  5. “Мозговой штурм”.
  6. Научно-исследовательская работа школьников.
  7. Предметные вечера.
  8. КВН.
  9. Олимпиада.
  10. Семинар (межпредметный, предметный, обзорный).
  11. Экскурсии.
  12. Факультетные занятия.

Руководство самостоятельной работой учащихся осуществляется последующим этапам:

  1. Подготовка учащихся - повторение, сообщение нового материала, проведение наблюдений.
  2. Четкие указания об объеме и содержании самостоятельной работы, целях, техники выполнения
  3. Выполнение самостоятельной работы.
  4. Подведение итогов самостоятельной работы.

II звено - проведение учителями предметниками со своими коллегами самостоятельной работы (2-3 вида) - из гуманитарного и естестественно-научного циклов.

III звено - подведение итогов педсовета, обобщающее слово.