Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
- Научить обобщать знания, осмысливать материал, делать выводы по материалу обязательного уровня. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
- Содействовать рациональной организации труда; развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес к предмету, сформировать положительный мотив учения.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой «Олимпийские игры».
Организационные формы общения. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.
- Актуализация опорных знаний.
- Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.
- Подведение итогов игры и урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока.
Мотивационная беседа.
Учитель. Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную спортивную информацию и одновременно поможет вспомнить все, что вы знаете о действиях над натуральными числами. И, конечно же, покажете, как вы умеете эти действия выполнять. А урок будет посвящен Олимпийским играм, которые прошли летом этого года.
Кто же может рассказать, что такое Олимпийские игры?
Беседа с учащимися об Олимпийских играх.
Учитель. 13 августа 2004 года были открыты летние Олимпийские игры. Произошло это событие там, где родился и жил великий математик Пифагор, а также знаменитый своими трудами по геометрии, живший в III веке до н. э. Евклид; там, где проходили самые первые Олимпийские игры.
Актуализация опорных знаний.
Учитель. Чтобы ответить на вопрос, как же называется эта страна, каждый должен вспомнить, какие числа называются натуральными.
Учащиеся дают определение натуральным числам, натуральному ряду и рассказывают свойства натурального ряда.
(У каждого на парте находится таблица – подсказка)
Учитель. У вас у каждого на парте находится таблица с изображением алфавита. Каждая буква алфавита, исключая букву ё, пронумерована натуральными числами от 1 до 32. Это своеобразный шифр.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
А теперь с помощью таблицы-подсказки узнайте, в какой стране прошли Олимпийские игры 2004 года.
294 – 290 + 13 – 11 + 17 – 14 + 23.
Выполнив эти действия по порядку, вы получите шесть результатов и по таблице сможете прочитать название страны, в которой проходили первые и последние, на этот момент, Олимпийские игры.
Таким образом выясняется название страны – Греция.
2004 год - это год, который является очень важным для Афин. Так как Олимпийские игры возвратились домой, в страну, где возникли и проводились Олимпиады античности, и в город, в котором в 1896 году состоялись первые Олимпийские игры современной эпохи.
Считается, что «первым годом первой Олимпиады» является год, который вы должны получить, выполнив следующие арифметические действия над числами.
(16 . 11) + (4 . 25) + (50 . 4) + (12 . (30 : 12) . 10) = … до н. э.
С 776 года до н. э. началось летоисчисление античного мира, и этот год навсегда стал годом имени первого олимпионика – победителя, опередившего всех на 192–метровой дистанции – дорожке, засыпанной четверть метровым слоем песка.
Однако сами греки считали ту Олимпиаду вовсе не первой, а «возрожденной», причем в третий раз. Первые игры связывают с различными мифами, Гераклом, Золотым руном. Второе возрождение, в конце IX века до н. э., было замечательно тем, что на время проведения соревнований все греческие государства согласились откладывать конфликты и войны, пока на стадионе Олимпии состязались бегуны. Поначалу это был единственный вид спорта.
В 394 году до н. э. бывший генерал Феодосий I повелел запретить Олимпийские игры как языческое мероприятие. И только в 1894 году был издан указ о возобновлении Олимпийских игр. В 1896 году было решено устроить I или, если угодно, 294-е Олимпийские игры на их родине в Греции. Олимпия для них не годилась. Развалины стадиона нуждались в серьезнейшей реставрации. Поэтому выбор пал на столицу Эллады – Афины. Местный мраморный стадион, прекрасно сохранившийся с античной поры, вполне подходил для новой Олимпиады.
Игровые действия
Вернемся все-таки к летним Олимпийским играм. Поможет нам в этом тот же шифр, который составили древние греки. Они прислали зашифрованную телеграмму, попробуйте расшифровать ее. И тогда вы узнаете, кто являлся талисманом России, и о некоторых достопримечательностях Афин, которые известны во всем мире.
24, 6, 2, 20, 17, 1, 25 , 11, 1 | - Чебурашка |
18, 15, 3, 1 | - Сова |
1, 11, 17, 15, 16, 15, 12, 29 | - Акрополь |
1, 17, 19, 6 , 13, 9, 18, 9, 15, 1 | - Артемисион. |
Учитель показывает картинки и рассказывает о священной птице богини Афины, о храме, который был посвящен богине Артемиде.
Учитель. Чтобы узнать, какими по счету стали эти летние Олимпийские игры, вы должны выполнить следующие действия.
Каждому ряду учащихся предлагаются различные задания на применение правила о порядке действий при вычислениях.
1-й ряд – (225 : 25 + 31) : 2 + 8
2-й ряд - (125 : 5 + 15) : 2 + 8
3-й ряд – (325 : 25 + 27) : 2 + 8
- Каков порядок действий?
- Какие виды спорта входят в перечень летних игр?
Беседа с привлечением учащихся о различных видах спорта, входящих в перечень летних Олимпийских игр.
В играх 2004 года приняли участие 10 тысяч спортсменов из 202 стран. Из следующего выражения вы узнаете, сколько видов спорта было в этих играх.
О . Г : Б + АИЗ : К – Г . Д
Учитель. В первый день Олимпиады начались соревнования сразу по нескольким видам спорта. У нас же соревнования будут необыкновенными, хотя мы и назовем их так же, как и на Олимпиаде – синхронное плавание.
У доски сразу 4 человека выполняют индивидуальные задания. На открытых досках два разных задания, а на закрытых досках точно такие же задания. Проверяется синхронность решения одинаковых заданий двумя учащимися.
Остальные ребята выполняют задания на заранее приготовленных листочках.
Учитель. Пока ребята выполняют задание на доске, вы должны подписать листочки, которые лежат у вас на парте, и обвести кружочком номер примера, в котором допущена ошибка. Эту работу вы должны выполнить за 6 минут.
1. 3+12=15 | 11. 18-4=12 |
2. 13+3=10 | 12. 16+8=23 |
3. 16-9=7 | 13. 16+9=2 |
4. 2-6=6 | 14. 14-9=5 |
5. 15+5=10 | 15. 7+18=25 |
6. 2*32=64 | 16. 3*8=26 |
7. 14*5=60 | 17. 6*9=54 |
8. 93:3=31 | 18. 100:25=5 |
9. 36*(4:36)=4 | 19. 2*(99-88)=20 |
10. 248*(50-49)=248 20. 35*0=35
Пока ребята выполняют работу на карточках, учитель следит за выполнением заданий у доски. Ребята, работающие в парах, напротив своей работы ставят номер очередности выполнения. Если они выполняют одновременно, то ставят 1. Далее все ребята проверяют правильность решения задания каждым учащимся и самостоятельно оценивают их. Если необходимо, задают вопросы по теме.
Подведение итогов игры и урока.
Закрытие Олимпийских игр. Финальный тур – самостоятельная работа по вариантам.
Вариант 1.
Верно ли утверждение, что среди этих записей нет натурального ряда чисел:
0, 1, 2, 3, 4, 5, …
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Верно ли утверждение:
а) Натуральный ряд чисел конечен.
б) 0 не является натуральным числом.
в) За числом 1005 следует число 1006.
Используя цифры 3, 4, 9, 7 назвать наибольшее и наименьшее четырехзначное число, где каждая из цифр встречается только один раз.
Догадайся, чему равен х
а) 100 + х = 100 | в) х : х = 1 |
б) 100 * х = 0 | г) 269 – х = 269 |
5. Проверь, верно ли равенство:
(1+11+12+21+31+41) + (9+19+29+39+49) = 250
Дополнительное задание:
Вычислить ((16531*341+763*1099):718-65)*104
Вариант 2.
Верно ли утверждение, что среди этих записей нет натурального ряда чисел:
0, 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, …
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, …
Верно ли утверждение:
а) За числом 30 следует число 31.
б) За числом 1 следует 2.
в) Для любого натурального числа можно указать следующее и предыдущее.
Используя цифры 6, 8, 2, 5, назвать наибольшее и наименьшее четырехзначное число, где каждая из цифр встречается только один раз.
Догадайся, чему равен х
а) 150 * х = 150 в) х - х = 0
б) 250 : х = 250 г) х = х
5. Проверь, верно ли равенство:
(12+22+32+42) + (13+33+43+53) = 250
Дополнительное задание:
Вычислить (400+400:2):2+(120+700+183:3)
Перед тем, как выполнить самостоятельную работу, подводится итог урока: что нового с точки зрения болельщиков, спортсменов, просто учеников узнали и вспомнили ребята.
Можно задать такие вопросы:
Какой год считается «первым годом первой Олимпиады»?
В каком году была запрещена Олимпиада?
Когда она возродилась?
Какой вид спорта поначалу был единственным?
Почему для Греции игры 2004 года были особенными? (100 лет)
В какой стране, в каком городе и в каком году будут проходить следующие Олимпийские игры? (Китай, Пекин, 2008 г)
О каких достопримечательностях Афин вы сегодня узнали?
Назовите священную птицу богини Афины.
Домашнее задание.
Придумать сказку о том, как натуральные числа решили принять участие в Олимпийских играх. Оформить ее красочно на альбомном листе.
Беседа с учащимися о прошедшем уроке.