Метод проектов как одна из форм организации итогового контроля

Разделы: Администрирование школы


В последние годы в педагогике много говорится о необходимости усиления деятельностной компоненты в образовании, и одновременно мы наблюдаем всплеск интереса к известному с 20-х годов ХХ столетия методу проектов. Все мы понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является метод проектов.

Метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: синтез, анализ, прогнозирование, сравнение и др. В связи с этим данный метод можно успешно применять не только в социальной сфере, но и в учебной деятельности. Сложилось так, что в нашем учебном заведении первыми начали традиционно применять проектную методику учителя иностранного языка. Они выполняли на своих занятиях мини-проекты, индивидуальные, парные или групповые, в результате чего рождались очень интересные продукты.

Одновременно администрация школы по линии внутришкольного контроля и развития учителя поставила перед педагогическим коллективом задачу изучения метода проектов и внедрения его на урочных занятиях. Мы проводили педагогические чтения, изучали психологическую и научную литературу по данному вопросу, изучали имеющийся опыт и накапливали опыт собственный.

В результате родилась идея формирования и совершенствования исследовательской и аналитической культуры школьников, а также их интеллектуального и духовного развития путем выполнения ими серии учебных проектов. Эта идея реализована сегодня в школе и продолжает развиваться через организацию итогового контроля в среднем звене школы (5 – 8 класс).

Здесь уместно немного рассказать о том, каким образом осуществлялась организация итогового контроля в нашем учебном заведении ранее, с какими проблемами мы встречались и почему в настоящий момент остановились на защите проектных работ учащихся как одной из наиболее перспективных форм переводных испытаний в среднем звене.

В течение ряда лет в нашей школе итоговый контроль проводился по разным предметам и в разных, достаточно традиционных, формах. В качестве форм итогового контроля мы использовали контрольные работы, защиту рефератов, зачеты, собеседование, итоговые опросы и т.д., причем форму контроля выбирал учитель-предметник, а предметы для контроля определял педагогический совет. При этом каждый раз при организации переводных испытаний возникали одни и те же трудности, а при их организации – типичные недостатки. Традиционно в последние годы в каждой параллели 5-8 классов мы предлагали учащимся на итоговый контроль один предмет обязательный, один – по выбору. Перечень предметов определялся педагогическим советом школы, форма проведения – учителем-предметником. Получаем противоречие: с одной стороны, современная концепция образования говорит, что мы должны создать ученику условия для творческой самореализации его личности и раскрытия его личностных интересов, а с другой – жесткое решение педагогического совета школы лишает многих учеников возможности продемонстрировать самые высокие свои достижения, если выбор пал не на “их” предмет.

Кроме того, традиционные формы проведения итогового контроля сугубо индивидуальны, что также противоречит одному из современных принципов образования - методу коллективного решения проблем, умению рационально выполнить разделение труда и развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Следующее противоречие описанной системы проведения итогового контроля состоит в том, что не учитывается главный вид деятельности подростка – общение и социальные пробы; привычные нам формы проведения итогового контроля большей частью не несут в себе практической и/или социальной значимости.

И последнее (но не по значимости!) противоречие заключается в том, что понятийная и нормативная база итогового контроля в школе при всей важности его проведения очень скудна. Она ограничивается одним пунктом ст. 15 Закона Российской Федерации “Об образовании” (косвенно) и локальными нормативными актами, принимаемыми школьными педагогическими советами.

Как преодолеть эти противоречия?

Результаты итогового контроля в 2000/2001 учебном году - 77% качества при 97% успеваемости и среднем балле 4,2. Казалось бы, вполне достойно, но перед администрацией по-прежнему стояли следующие вопросы:

  • Насколько выбранные формы итогового контроля и организации его проведения соответствуют психофизиологическим особенностям подросткового возраста?
  • Как добиться, чтобы во время итогового контроля не происходило подмены итогового контроля тематическим?
  • Как обеспечить учащимся ситуацию максимально возможного успеха в условиях итогового контроля?
  • Как организовать итоговый контроль, чтобы у подростков была возможность выбора формы и предметности итогового контроля?
  • Как посредством итогового контроля развивать коммуникативные и социальные компетенции учащихся?
  • Как использовать ситуацию итогового контроля для развития исследовательской культуры учащихся и их умения оформлять письменно ход и результаты исследования?
  • Каким образом организовать итоговый контроль так, чтобы подростки разного возраста видели перспективы своего дальнейшего развития?

Творческая группа учителей выдвинула гипотезу о том, что все эти вопросы могут быть полностью или частично решены за счет введения в итоговый контроль проектов как одной из его форм. В результате появилась комплексно-целевая программа “Формы организации и проведения итогового контроля в подростковой школе (5-8 класс)”.

Началом реализации данной КЦП стал 2001/2002 учебный год. В этом году имел место пропедевтический, или подготовительный этап, в ходе которого творческая группа учителей и администрации школы провела различные микроисследования, ознакомилась с нормативными документами и педагогической литературой по данной теме, подготовила педагогический совет “Наиболее эффективные формы и методы работы с детьми подросткового возраста” и родительские собрания “Выявление проблем итогового контроля учащихся”. В библиотечном фонде школы были собраны пособия по различным формам организации контроля учащихся и организованы педагогические чтения по данной тематике. В результате проведенной исследовательской, методической и организационной работы появился дидактический материал в помощь учителю.

Во время проведения итогового контроля в 2001/2002 учебном году учителя более творчески, чем обычно, подошли к выбору форм итогового контроля, что сказалось и на его результативности - 81% качества знаний при 99% успеваемости и средний балл 4,3 .

Тем не менее, во время проведения итогового контроля были выявлены и некоторые недостатки.

  • В первую очередь это – фиксированный набор предметов для проведения итогового контроля в каждой параллели и каждом классе, утвержденный педагогическим советом школы. Налицо лишение подростка права выбора не только формы, но и предметности контроля.
  • Кроме того, в большинстве случаев учащимся не было предложено оформить отчет о работе, в результате они не получили практики письменного оформления документации.
  • Лишь некоторые учителя предложили ученикам в ситуации итогового контроля выбрать индивидуальную работу или деятельность в группе, большинство же педагогов предпочло индивидуальный контроль, что препятствует развитию коммуникативных компетенций учащихся.

В результате проведенного анализа, были найдены следующие управленческие решения, направленные на решение вышеуказанных проблем.

  • Предоставить учащимся выбор как формы итогового контроля, так и его предметности, а также права работать индивидуально или в группе.
  • Ввести письменный отчет учащихся о результатах выполненной в процессе подготовки к итоговому контролю учебной деятельности.
  • Создать методические пособия для учителей по организации работы над учебными проектами, способами их реализации и критериям оценивания.

В результате работы администрации школы и творческой группы был разработан и утвержден локальный нормативный акт “Положение об итоговом и промежуточном контроле, итоговой и промежуточной аттестации учащихся школы №24 г.Брянска”, которое регламентирует содержание и порядок аттестации учащихся школы, их перевод в следующий класс по итогам года и другие важные моменты промежуточного и итогового контроля знаний. В этом документе закреплена обязательная работа над учебным проектом или исследованием (предметным, межпредметным или социальным, групповым или индивидуальным) и его защита для каждого ученика 5-8 класса.:

“III. Аттестация учащихся II ступени.

………….

3.6. В 5-8 классах обязательным элементом обучения является создание учебного проекта или исследования (индивидуального, группового) по учебному предмету, социального по выбору учащегося и учителя. В течение сентября проводятся обзорные уроки, освещающие ключевые моменты курса, возможные темы проектов отражаются в тематическом планировании. К 1 октября в журнале заполняется “проектная страница”, на которой фиксируется выбранный предмет, предполагаемая тема проектов и исследований. Защита проектов проводится внутри класса, лучшие проекты и исследования выставляются на защиту в параллели. Победители защиты проектов и исследований освобождаются от творческой составляющей итогового контроля.”

Указанный локальный акт предусматривает и способы поощрения учащихся, показавших во время защиты проектов и рефератов наиболее интересные, творческие и грамотные работы.

В 2002/2003 году школа работала над выполнением ознакомительного этапа КЦП, целью которого являлось знакомство и разъяснение идеологии проведения итогового контроля и политики школы в этом направлении, учитывая опыт предыдущего учебного года.

При обсуждении форм и способов организации итогового контроля педагогический совет решил ввести для каждой параллели один обязательный предмет и один предмет по выбору.

Впервые за историю нашей школы выбор второго предмета для итогового контроля полностью осуществлялся учеником. Всем подросткам был предложен следующие варианты: учебный проект (предметный, социальный или творческий; групповой или индивидуальный) и его презентация или тестирование по математике или русскому языку. Очень интересной оказалась заявленная тематика проектов, которая иллюстрирует вполне традиционный взгляд на контроль не только учителей, но и учащихся – к итоговому контролю не было заявлено ни одного социального или творческого проекта, все выбранные учащимися темы оказались сугубо предметными.

В процессе подготовки учащихся к презентации проектов был организован педагогический и административный мониторинг их деятельности, по результатам которого учащиеся получали или не получали допуск к защите проектов.

Учащиеся, по тем или иным причинам не завершившие работу над проектом или изначально не выбравшие данную форму итогового контроля, автоматически проходили тестирование по русскому языку или математике.

В соответствии с новой формой итогового контроля новой оказалась и организация его проведения. Один из дней, 27 мая, был полностью отпущен под организацию итогового контроля в 5-8 классах. В результате у нас появилась возможность создать разновозрастные группы для защиты проектов, кроме того, в каждой группе находились и представители разных классов одной параллели. Это оказалось очень удачным решением, так как подростки смогли оценить уровень предложенных продуктов проектной деятельности и исследований учащихся других классов и другого возраста и проанализировать свою работу в сравнении с другими. Обязательным элементом защиты проекта было представление письменного отчета учащихся, для составления которого подросткам были предложены конкретные вопросы по этапам их деятельности.

В итоге защиты проектов школа получила великое множество достаточно качественных пособий, компьютерных презентаций, приборов и др., которые могут быть использованы в педагогической деятельности

Качество успеваемости, показанное на итоговом контроле в 2002/2003 учебном году, - 79% при 98% успеваемости. Наивысшие результаты дала защита проектов – 96,8% качества при 100% успеваемости! Среднестатистический результат дал обязательный предмет – 96,3% успеваемости и 72% качества. Самый низкий итог мы получили от тестирования – 41,2% качества при 93,2 % успеваемости . Возможно, это частично объясняется сложностью предложенных для тестирования предметов и слабостью контингента тестируемых. (См.Приложение 1).

К достоинствам проектирования можно отнести то, что эта форма работы дает ученикам возможность выбрать для предъявления на итоговом контроле наиболее интересную для них предметность. Работая над отчетом по проекту, многие учащиеся среднего звена выполнили письменный анализ своей работы, систематизацию накопленного в процессе работы материала и сделали выводы, а также наметили возможные перспективы дальнейшего развития своего проекта. Это дает ученикам начальную базу выполнения научно-исследовательской работы, которая будет для них хорошим подспорьем, если в 9 классе они выберут реферат как форму итоговой аттестации. Кроме того, в процессе работы над отчетом учащиеся приобретают навык грамотного и качественного оформления текстового документа.

Еще одно неоспоримое достоинство проектирования заключается в том, что учителя получают возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, осознать его успешность вне узких рамок своего предмета, увидеть индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика. К сожалению, организация презентации проектов в 2002/2003 учебном году не давала большой возможности учителям посетить защиту проектов по различным предметам, так как многие проекты защищались параллельно. Все же большую пользу принесло участие разных учителей одного и того же предмета и знакомство их с “чужими” учениками и уровнем их работ.

Конечно, подготовка ученика к защите проекта очень трудоемка для учителя и требует использования большого количества внеурочного времени. Это является одной из проблем проектирования, многое учителя отказываются от него по этой причине, а также из-за того, что не хотят брать на себя ответственность за учащихся во время презентации проекта.

Работа над учебными проектами и организация итогового контроля в 2003/2004 учебном году была построена с учетом опыта предыдущего года.

Самой интересной частью итогового контроля стала защита проектов. Ученикам, согласно школьному локальному акту об итоговом и промежуточном контроле, было предложено выполнить учебный проект по любому из предметов, изучаемых в школе, межпредметный проект, социальный или творческий проект и провести его презентацию. Проект мог быть как индивидуальным, так и групповым. По сравнению с предыдущим учебным годом можно отметить следующие качественные изменения:

  • появились межпредметные проекты (русский язык – английский язык, биология – география, технология – география и др.)
  • некоторые учащиеся добровольно выбрали и защитили несколько проектов
  • на защиту были представлены проекты с очень интересными темами (“Продолжение комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”, “Зарождение терроризма в России”, “Определение токсичности некоторых хвойных и лиственных пород”, “Изготовление фартуков для школьной столовой”, “Варварская мода Бургундии” и др.)

В чем мы видим перспективу работы над учебными проектами? Это прямой выход на углубление исследовательской деятельности учащихся. Некоторые работы учеников 8 класса в прошедшем учебном году были так глубоки, что их можно было рекомендовать при некоторой доработке к защите реферата в конце 9 класса на итоговой государственной аттестации. В процессе работы над проектами ребята получают навыки исследовательской работы, устной и письменной речи, развивают коммуникационные навыки, учатся трудиться в группе, руководить и быть подчиненным, распределять роли, нести ответственность и т.д. И все это происходит на фоне серьезной личной заинтересованности, ведь выбор предметности и темы – это личный выбор ученика, работать в группе или индивидуально – опять же выбор каждого.

Начальная школа нашего учебного заведения уже подхватила эстафету и итоговая аттестация в начальной школе проводится в форме защиты интереса “Мои достижения” в учебной деятельности или личных успехов по содержанию “Папки достижений ученика”. Эта работа является пропедевтической ступенькой для проектной деятельности ребенка.

Презентация