"Каждое время рождает новые идеи.
Оно же их в конечном счете и испытывает".
М.Ф. Келдыш
I. Обоснование введения эксперимента
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что "Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности у каждого учащегося школы".
Конкретным результатом реализации этой программы является сохранение и дальнейшее развитие фундаментального физико-математического образования в Хабаровском крае, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В МОУ СОШ № 26 накоплен большой опыт работы по профильному обучению: 40 лет в нашей школе существуют классы с углубленным изучением физики и математики.
Профильное углубленное изучение математики и физики по специальной программе обеспечивает достаточную подготовку выпускников к поступлению в ВУЗы и к продолжению образования, предоставляет выпускникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов.
Поэтому естественным продолжением изучения математики и физики в учебное время явились занятия в Летней физико-математической школе, созданной 5 лет назад в июне 2000 года.
II. Цели эксперимента:
Задачи эксперимента:
- Познакомить учащихся с новыми разделами математики и физики, не содержащимися в базовых программах.
- Включить в программу Летней школы темы, имеющие научный характер, вызывающие познавательный интерес у учащихся и представляющие ценность с практической точки зрения.
- Способ развертывания содержания учебного материала должен соответствовать целям эксперимента: формирование теоретического и эмпирического мышления учащихся; формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
- Программа эксперимента является достаточно гибкой: с небольшими изменениями ее можно применять для различных групп учащихся в школе, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний.
Структурно-методическая организация программы
Педагогические задачи |
Формы |
Методы |
Ожидаемые результаты |
Образовательные
Воспитательные
Развивающие |
Теоретические
Практические
1. Творческие задания 2. Интеллектуальные игры: "Марафон знаний", "Изобретательный турнир". |
1. Лекция 2. Беседа 3. Коллективный 4. Творческий материал 5. Дидактические игры 6. Эксперимент 7. Наблюдение 8. Опыт 9. Игровое моделирование: а) конструирование моделей; б) простейших приборов; в) составление комиксов; г) моделирование критических ситуаций на экзаменах 10. Проекты а) по математике б) по физике 11. Личные |
|
III. Методические принципы
№ |
Принципы |
Цель применения данного принципа |
1. |
Принцип регулярности |
Убедить учащихся в необходимости систематического, ежедневного решения задач. Думать можно, даже гуляя на улице. |
2. |
Принцип параллельности |
Полезно решать математические задачи с физическим содержание и физические задачи математическими методами (межпредметная связь) |
3. |
Принцип вариативности |
На примере решения одной задачи найти вместе с учащимися другие способы решения задач, сравнить их с различных точек зрения – стандартность, оригинальность работы, элегантность, практическую ценность. |
4. |
Принцип самоконтроля |
Убедить учащихся в необходимости выполнять регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач; развивать навыки самоконтроля. |
5. |
Принцип быстрого повторения |
Научить учащихся производить "ревизию" решенных задач по плану: а) Простая задача – вижу весь путь решения от начала до конца б) Задача потруднее – вижу, что она состоит из задач, которые я уже решал и помню их. в) Трудные задачи: пока не могу решить, но есть идея, нужно ее проверить. |
IV. Статистический анализ реализации программы углубленного изучения математики и физики и программы Летней физико-математической школы
Особенности преподавания математики и физики в программных классах
Программа курса математики для классов с углубленным изучением математики охватывает весь материал, содержащийся в программе для средней общеобразовательной школы, и разделы математики, существенно углубляющих традиционный курс, что способствует достижению учащимися высокого уровня математической подготовки и призвано служить основой профессиональной ориентации школьников.
В углубленном изучении математики выделяются два этапа 8-9 и 10-11 классы, отвечающие возрастным возможностям и потребностям. Учащиеся могут начать углубленно заниматься математикой как с 8, так и с 1- класса.
Первый этап углубленного изучения математики в значительной мере является ориентационным. На этом этапе ученику нужно помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 11 класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного или обычного изучения математики.
Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике. Обучение на этом уровне обеспечивает подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению образования.
Учебно-воспитательный прогресс строится с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся на основе современных образовательных технологий. Углубленное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.
Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся к математике еще недостаточно точно устойчив.
На втором этапе (10-11 класс) возрастает роль теоретических знаний, становятся особо важными такие их качества, как системность и обобщенность. Значительное место на этом этапе уделяется решению задач, отвечающих требованиям для поступающих в ВУЗы.
В связи с тем, что в классы с углубленным изучение математики приходят с разным уровнем подготовки в процесс обучения на каждом этапе включаем повторение и систематизацию опорных знаний.
Значительное место в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся, решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов, причем дифференцированный подход к учащимся позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них. Программа исходит из утвержденного учебного плана с углубленным изучением математики, согласно которому в 8-9 классах изучаются два предмета математического цикла: "Алгебра" (5 часов в неделю, всего 170 часов) и "Геометрия" (3 часа в неделю, всего 102 часа), а в 10-11 классах изучается "Алгебра и математический анализ" (5 часов в неделю в I полугодии и 6 часов в неделю во II полугодии – всего 187 часов в 10 классе и 170 часов в 11 классе (5 часов в неделю)), на изучение геометрии в 10-11 классах отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Известные приемы построения уроков обретают здесь новый смысл, могут применяться по-новому, более широко и в качественно иной общей системе. Здесь важны уроки разных типов: уроки-лекции, уроки беседы, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки в компьютерном классе.
Работа по подготовке учащихся в математические классы начинается задолго до нового учебного года. В нашей школе ежегодно работает Летняя математическая школа, а на каникулах учащиеся занимаются в профильном отряде, объединяющем занятия по математике, физике и информатике. В математических классах учащиеся изучают углубленно также физику и информатику.
Участие в олимпиадах по физике и математике также способствуют развитию и укреплению интереса к математике и физике.
Математика
V. Планирование (8-9 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и углубление занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
I. Функция |
|
Беседа: (развивающая линия) о роли
ученых в создании теории ф. Игра: Построить график движения парусника. Практическое применение темы: "Функция" |
Таблицы графиков функций, пословицы и
поговорки о свойствах функции, инструменты,
цветной мел. Картина "Парусник в море", часы, географическая карта (маршрут движения парусника), линейка, карандаш, цветной мел |
1ч 1ч 1ч |
II. Управление | 1. Линейные уравнения и уравнения
сводящиеся к ним (опережающая линия) Линейные уравнения с параметров. 2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним Квадратные уравнения с параметром 3. Занятия в компьютерном классе: "Составление таблиц и построение графиков функций" (Опережающая линия) и графиков уравнений. |
Лекция: (20 минут) Практическая работа: тесты по теме "уравнение". Составление кроссворда по темам "Функция, уравнение". Групповая работа Работа над проектом "Диафакторы уравнения I и II степени" |
Сборник экзаменационных работ для 9
класса. Литература по теме: "Уравнения". Диафильм "Графическое решения уравнений" Тетради, ручки, карандаши, линейки, инструкция по технике безопасности при работе с компьютером. |
1ч
2ч 1ч |
4. КВН по теме: "Функция. Уравнение" (диагностика умений и знаний) | Игровая технология (развивающая линия) | Оформление доски, карточки с заданиями, стихи и кроссворды по теме "Функция, уравнение" | 1ч. |
|
III. Многоугольники (Вписанные и описанные) |
|
Лекция: (20 минут) Практическая работа. "Построение правильных многоугольников" Подготовка проекта: "Паркеты из правильных многоугольников" (поисковая и исследовательская работа) |
Модели многоугольников, таблица
"Площадь треугольника, квадрата,
прямоугольника, ромба, трапеции, правильного
многоугольника". Инструменты: линейка, циркуль, транспортир, цветной мел. |
1ч
1ч |
Итоговое занятие |
Научно-практическая конференция: "Защита проектов" | Математические и физические газеты. Игра "Рыбалка", призы. | 2ч |
Математика
VI. Планирование (10-11 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и углубление занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
I. Функция | 1. Ознакомление учащихся с программой.
Представление тем для исследовательной работы и
литературы для работы над проектами. 2. Функция. Область определения. Область значения. Свойства функций. Роль ученых в создании теории (развивающая линия), практическое применение темы "Функция". Решение примеров ЕГЭ. 3. Графики функций. Преобразования графиков функций. Решение примеров из ЕГЭ по теме "Функция" (опережающая линия: решение нестандартных и олимпиадных заданий по теме "Функция") |
Вводная беседа Лекция (20 минут) Групповая работа Практическая работа "Построение графиков функций" Дидактический театр: "В музее математических наук" Зал. "Функция"
|
Журналы "Квант", книги "Примени
функцию", "Рассказы о максимумах и
минимумах", "Математика в образах" и др. Таблицы: "Графики функций", инструменты – линейки, циркули, цветной мел. Таблицы графиков функций. КНМы по математике. Сборники олимпиадных задач. Карточки – инструкции по теме "Функции". Инструменты, цветной мел. |
0,5ч
1,5ч 2ч |
II. Управление | 1. Обобщение темы "Уравнения".
Нахождение рациональных корней уравнения.
Теорема Виета для уравнения 3-й степени. Основные
методы решения уравнений. Роль ученых в создании
теории уравнений (развивающая линия). Решение
уравнений. 2. Нестандартные приемы решения уравнений. Олимпиадные задачи (развивающая линия). Уравнения с параметрами. 3. Диагностика умений и знаний по темам "Функция, уравнения". |
Лекция: (20 минут) Практикум по решению уравнений Работа со справочной литературой, практикум по решению уравнений. Занятия в компьютерном классе. |
Литература по теме "Уравнения". Пособия для поступающих в институт. КНМы по математике Тесты олимпиадных заданий по теме "Уравнение". Справочная литература, КНМы. Демонстрационный вариант по математике (ЕГЭ). |
2ч
2ч
2ч |
III. Многоугольники | 1. Виды многогранников, их свойства. Построение сечений. Площадь поверхности. Решение задач из ЕГЭ. | Сообщения учащихся. Практическая
работа. Подготовка проекта "Замечательные теоремы и факты геометрии". |
Модели многоугольников, инструменты, таблица "Площадь боковой поверхности", цветной мел. | 2ч |
Итоговое занятие |
Научно-практическая конференция "Защита проектов" | Игровая | Инсценировка (про Архимеда) |
Физика
VII. Планирование (8-9 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и углубление занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
Блок I. Физические основы механики |
||||
№1 |
Физика в системе естественных наук. Методы описания механического движения. Кинематика материальной точки. | Беседа. Лекция (20 минут). (Развивающая линия) |
Литература по теме "Физические основы механики". Таблицы, инструменты, эталоны длины, часы. | 1ч |
№2 |
Понятие массы и силы. Сила в механике. Законы Ньютона. Практическое применение законов Ньютона. | Проекты: "Движение материальной точки" | Графики "Перемещение тела при равномерном и равноускоренном движении". | 1ч |
№3 |
Механические системы, их классификация. Законы сохранения в механике. Работа и энергия. | Проекты: "Законы динамики". | Динамометры. Тела для определения массы. | 1ч |
№4 |
Физический бой" (развивающая линия). | Групповая работа | Тележка, капроновая нить, свинцовые шары, стержни длиной 2 м | 2ч |
№5 |
Лабораторная работа по теме "Закон сохранения импульса" | Работа в парах | Карточки с заданиями | 2ч |
№6 |
Закон Паскаля. Атмосферное давление. Уравнение гармонического колебания (опережающая линия). | Работа в компьютерном классе | Таблица "Графики гармонических колебаний", приборы для измерения давления | |
№7 |
Лабораторная работа "Проверка закона сохранения механической энергии" | Работа в парах | Динамометры, трибометры, линейки, справочники, шары, линейки. | 2ч |
№8 |
Обзорное занятие по теме "Физические основы механики". | Беседа. Личностно-ориентированный подход к учащимся |
КНМы по физике (ЕГЭ) карточки с заданиями | 1ч |
Итог: |
Научно-практическая конференция "Защита проектов" |
Физика
VIII. Планирование (10-11 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и углубление занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
Блок II. Избранные вопросы молекулярной физики и термодинамики |
||||
№1 |
Динамические и статические закономерности в природе. Основные положения молекулярно-кинетической теории газов, уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа. | Беседа. Лекция (20 минут). Выбор проектов |
Литература по теме, таблицы, справочники КНМы по физике (ЕГЭ) | 1ч |
№2 |
Практикум по решению задач по теме "Основные уравнения МКТ. Уравнение Менделеева-Клапейрона" | Личностно-ориентированный подход. Развитие навыков исследования работы | Прибор для изучения свойства газов, мензурки, таблицы. | 2ч |
№3 |
Постоянный ток. Законы постоянного тока. Правило Киркгофа, физический смысл законов (опережающая линия). Марафон знаний. | Групповая работа | Амперметры, вольтметры, таблицы "Законы постоянного тока" | 2ч |
№4 |
Работа и теплота. Первое начало термодинамики. Решение задач из ЕГЭ (развивающая линия) | Лекция (20 минут) Групповая работа |
КНМы по физике. Модель тепловой машины, тела различной массы, цилиндры |
2ч |
№5 |
Решение задач по теме Ток в различных системах". Нестандартные задачи. Олимпиадные задачи (развивающая линия) | Работа в группах. Личностно-ориентированный подход | Проводники, машина постоянного тока, электроизмерительные приборы | 2ч |
№6 |
Работа с проектами | Личностно-ориентированный подход | Справочная литература по темам проектов | 1ч |
Итог: |
Научно-практическая конференция "Защита проектов" | |||
Театрализованная постановка "Архимед – ученый физик, математик, астролог" |