Открытый урок по теме: "Тригонометрические уравнения"

Разделы: Математика


10«А» (математический) класс.

Алгебра и математический анализ.

Несколько мгновений по теме «Тригонометрические уравнения»

Урок-размышление (Формирование новых ЗУН)

 

Цели:

Учебная: показать применение тригонометрических уравнений:

а) при решении заданий повышенной сложности;

б) при решении алгебраических уравнений и систем уравнений олимпиадного уровня;

в) познакомить с примерами тригонометрических уравнений на вступительных экзаменах в институт;

г) применение тригонометрических уравнений во внеклассной работе.

 

Воспитательная: осознание учащимися значения темы «тригонометрические уравнения» при выборе профессии учителя, инженера, программиста.

 

Развивающая: развитие логического мышления (СУД), креативных способностей, навыков самоконтроля (СУМ).

Оформление доски: число, классная работа, тема урока.

Слова В.А.Сухомлинского:

«Сегодня мы учимся вместе – Я, ваш учитель, и вы, мои ученики. Но в будущем ученик должен превзойти учителя, иначе в науке не будет прогресса».

(Сообщаю тему, цель урока. Настройтесь на урок)

Ход урока:

1. Блиц-турнир (Мгновение 1.5 мин. работа на компьютере)

Личное первенство. Актуализация опорных ЗУН.

30 одновременных ответов! Сразу провожу индивидуальную работу - обращаю внимание на ошибку в ответе, с помощью других учащихся исправляем эту ошибку.

 

Задания - на переносной доске.

 

Оформление доски.

 

Обращаюсь к учащимся: Ваши будущие профессии - учителя, инженера, оператора ЭВМ связаны с решением тригонометрических уравнений. Их вы будете решать на вступительных экзаменах в институт, применять при решении и разработке различных тем по выбранной профессии. Посмотрите на эти таблицы. В педагогическом университете были предложены тесты, в техническом университете и ДВГУПС - 10 заданий, среди которых тригонометрические уравнения и выражения. Работая на ЭВМ, часто можно услышать «Человек и ЭВМ понимают друг друга!»

Однажды в журнале «Знание-сила» был напечатан фантастический рассказ «Лунная соната». В институт, где работал на ЭВМ герой рассказа, пришло распоряжение: заменить старые ЭВМ 1-го поколения новыми. Но инженер очень любил своего «Людвига» - так он называл ЭВМ, на которой работал, и не хотел с ним расставаться. Но приказ есть приказ, и его нужно выполнять. С болью в душе и огромным волнением спустился он на 1 этаж, где одиноко стоял его «Людвиг» среди уже разобранных другими инженерами ЭВМ. Сел около него, положил руки на клавиатуру, задумался. Прошло несколько минут. И вдруг помещение заполнила волшебная, неземная музыка, которая проникла в его сердце, сознание. И он понял: это «Людвиг» прощается с ним и прощает его за то, что инженер вынужден выполнить данный ему приказ. А музыка всё не умолкала, напоминала о радостных событиях в его жизни и неудачах, об ожидании счастья. Это была «Лунная соната» Бетховена - одно из лучших музыкальных произведений мировой культуры. Людвиг нарисовал на экране компьютера «сердце человека» - кардиоиду. Её уравнение в полярной системе координат: р = 1 - sin?, и подарил своему любимому инженеру «букет математических цветов» - их уравнение в полярной системе координат.

a) (p-2)(p-2-|cos?|)=0 и б) p=sin5(p - это тоже тригонометрическое уравнение.

 

V. (5-е мгновение) «Тригонометрия помогает алгебре» (развитие СУД, новых

ЗУН. 3 мин.)

Оформление доски: Вступительные экзамены и олимпиада.

(Межпредметная связь).

При решении сложных алгебраических уравнений бывает удобно ввести тригонометрическую подстановку, что порой существенно упрощает решение.

Пример 1: Решить уравнение:

Решение: (Решение записано на доске)

1) ОДЗ для : 1 - 2 > 0; || < 1

2) Пусть: х = cos ; [0; ]. Получим уравнение = 4cos3 -3cos , или |sin | = cos3

3) т.к. [0; ], то |sin | = sin , поэтому получим уравнение: sin = cos3, решив которое найдём : = /8 + k /2, k z или а = 3/4 + n,  n z.

4) Условию [0; ] удовлетворяют 3 значения : l = /8; 2=5 /8; З=3/4

5) Возвращаемся к обозначению: х = cos . Получим 3 значения х:

 

Пример 2. Решить систему уравнений: (Объясняет 2-й ученик)

Решение (записано на доске)

2х+х2у = у

2y+y2z = z

2z+z2x = х

 

1)

у=2х/(1- х2
z=2y/(l - y2)
x=2z/(l - z2)

2) Обозначим х = tg ;

(- /2; /2); ± p /4

Получим систему уравнений:

x = tg (1) Из (1) и (4) уравнений следует:

y = tg2 (2) tg = tg8

z = tg4 (3) 8 - = n , n z; 7 = n ; = n /7, n z

x = tg8 (4)

Проверка показывает, что при n=0; ± 1; ± 2; ± 3 полученные 7 наборов чисел различны и удовлетворяют данной системы уравнений.

VI. (6-е мгновение) - «Проверь свои знания» (10 мин. по картам)

(закрепление полученных ЗУН)

(личностно-ориентированные задания)

Обращаюсь к учащимся: В самостоятельной работе 6 тригонометрических уравнений - на способы, которые не рассматриваем сегодня на уроке, но которые вы уже изучили.

Вам предоставляется право выбора: 3 уравнения решаете в классе, три оставшихся уравнения - дома.

 

У каждого ученика на столе: (прохожу по рядам)

1) Карточка с заданием.

2) Карточка - инструкция по решению уравнений.

3) Реклама способов решения уравнения sin + cos = 0

 

Образец карточки: Решить уравнение:

1) sin x cos x cos2x = 1/4 (1 уровень)

2) a) sin x = 2cosx (1) б) 4cos3x - 3cosx = -1 (3 уровень)

3) sin2x + cos2x = (2 уровень)

4) 4cos(4x-l) + 12 sin2(4x-l) = 11 (2 уровень)

5) tg(x - /3) - ctg2x = 0

(Прохожу по рядам, оказываю индивидуальную помощь, контролирую качество решённых уравнений)

 

В классе: 6 сангвиников, 8 холериков, 6 флегматиков, 6 меланхоликов, 4 смешанного типа.

 

Подвожу итог урока: Сегодня на уроке вы встретились с тригонометрическими уравнениями в различных жизненных ситуациях.

 

Подготовить урок помогли: Девятуха Денис; Дверничук Аня; Вознюк Ира; Колманова Ира; Юрова Валя, Гурьянова Света; Рыжков Федя.

Всем большое спасибо.

Я отметила у себя, кто какое количество уравнений решил.

Отметку поставлю с учётом устной работы на уроке.