Тема. Рынок.
Цель урока. Обобщить и закрепить знания детей о рынке.
Задачи урока.
- Закрепить знания детей о понятиях: “рынок”, “рыночная цена”, “прибыль”,
- “товар”.
- Познакомить с понятиями: “реклама”, “посредник”, “качество товара”.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
- Воспитывать культуру поведения в условиях рыночных отношений.
Основные понятия: реклама, рынок, товар, продавец, покупатель, цена, прибыль, качество товара, посредник.
Ход урока
(На доске написано стихотворение)
Экономика! Она – интересна и важна,
Чтоб доходы посчитать
И расходы рассчитать.
Выбор сделать, если нужно
И купить товары дружно,
Если качество у них
Превосходит остальных.
Как продать и где купить,
Чтобы прибыль получить
И, чтоб жизнь была не в тягость,
И дарила людям радость.
I. Организационный момент.
Учитель: Прочитайте это стихотворение. Вы согласны?
- Зачем нам нужно еще изучать экономику?
- А какое настроение мы возьмем сегодня на урок?
- Что еще, кроме настроения, нам понадобится?
(Знание экономических понятий)
II. Экономическая разминка
Учитель: Я говорю вам определение того или иного экономического понятия, а вы записываете
только само понятие на листке бумаги, складывая его в виде гармошки.
- Продукт труда, предназначенный для купли-продажи или обмена?
- Процесс переработки ресурсов в товар?
- Человек, имеющий желание и возможности покупать товары?
- Негодная продукция, не отвечающая требованиям и стандартам?
- Человек, предлагающий для купли-продажи или обмена товары и услуги?
- Способ производства, при котором весь процесс от начала и до конца выполняет один человек?
- Наука о правильном ведении хозяйства?
(Несколько человек опрашивается. После ответов детей открывается запись на доске.)
товар | продавец |
производство | индивидуальный |
покупатель | экономика |
брак |
III. Работа с ранее изученными и новыми понятиями.
Учитель: Отгадайте загадку, написанную на доске.
- Это и будет темой нашего урока.
Это место всем известно,
Людно там и интересно.
Ходят все назад – вперед,
Каждый что-то продает
Кто-то что-то покупает
Иль другого убеждает,
Что товара лучше нет
Ни в одном из ближних мест.
Там не станут вам грубить
И готовы уступить
Вам товар по той цене,
Что останетесь вполне
Вы довольные собой
И отправитесь домой!
Учитель: Что же это за место? (Рынок)
Это слово является ключевым в нашем кроссворде, откроем его.
(На доске начерчен кроссворд, все слова закрыты)
Учитель: Как вы понимаете значение слова “рынок”?
(После обобщения ответов детей на доске помещаем определение данного понятия)
Рынок – сфера взаимодействия покупателей, посредников и продавцов, сфера обмена товарами по договорной цене.
Учитель: Какие виды рынков вы знаете? (Вещевой, продуктовый, сельскохозяйственный, смешанного типа и т.д.).
- А какие рынки есть в нашем городе?
- Сейчас мы с вами побываем на рынке
Инсценирование стихотворения С. Михалкова “Как старик корову продавал”
Учитель: На каком рынке происходило действие?
- В качестве кого был старик? (Продавец)
- А корова? (Товар)
(Дети раскрывают данные понятия)
- А кем был паренек? (Если дети не смогут выйти на понятие “посредник”, можно вернуться к понятию “рынок” или дать понятие в готовом виде)
Посредник – лицо, содействующее установлению связей, контактов, заключению сделок, договоров. (Вывешиваем на доске определение)
Учитель: Почему старику “никто за корову цены не давал”? Почему он не мог продать корову?
(Не хвалил ее)
- А чем воспользовался паренек? (Рекламой)
(В кроссворде открываем это слово и вывешиваем определение данного понятия)
Реклама – открытое оповещение покупателей о качестве, достоинствах, преимуществах какого-либо товара.
Учитель: А, что же такое “рыночная цена” и чем она отличается от просто “цены”? (Возможен торг).
(Открываем в кроссворде и вывешиваем определение)
Рыночная цена – цена, образующаяся на рынке в результате торга между покупателями и продавцами.
Учитель: Если корова – товар, какое у него должно быть свойство, за которое могут дать хорошую цену? (Качество)
- Что же такое качество товара?
(После обсуждения вывешиваем определение и открываем данное понятие в кроссворде)
Качество товара – свойства и признаки товаров, характеризующие их способность удовлетворять потребности людей, соответствовать требованиям и стандартам.
Учитель: А ради чего покупатель и продавец идут на рынок? Какую каждый из них преследует цель? (Появляется понятие “прибыль”)
Прибыль - результат хозяйственной деятельности, выражающий превышение доходов над расходами.
Учитель: Ребята, результатом деятельности на рынке является купля-продажа. Присутствовала она в данной сценке? (Нет).
(В результате анализа данной сценки, на доске выстраивается схема)
Учитель: Что мы могли бы посоветовать старику?
- Какими качествами должен обладать продавец?
(Хорошо ориентироваться в ценах и товарах, уметь привлечь покупателей)
- А еще он должен соблюдать правила вежливого общения, так же как и покупатель.
(На доске записаны правила вежливого общения)
- Не груби.
- Не раздражайся.
- Не кричи.
- Будь вежлив, аккуратен, тактичен.
- Улыбайся.
IV. Закрепление изученных понятий
Учитель: Сейчас мы в классе устроим небольшой “рынок” и побываем в роли продавцов и покупателей. Не забывайте о правилах вежливого общения.
Игра “Толкучка” (Проводится вместо физминутки)
Содержание игры: Класс делится на 2 группы – продавцов и покупателей. Продавцам выдаются абстрактные “товары” , покупателям выдаются “деньги” . Количество денег должно в 3 раза превышать количество товаров. За 5 минут “продавцы” должны выручить за свои товары как можно больше денег, а покупатели на свои деньги купить как можно больше товаров.
Итоги игры: У кого больше всех выручки – вручается “Диплом лучшего продавца”, у кого больше всех товаров- “Диплом лучшего покупателя”.
(После подведения итогов игры и вручения дипломов можно предложить детям поменяться ролями, если позволяет время.)
Учитель: Молодцы! Вы были отличными продавцами и покупателями. А сейчас поработаем в группах.
Работа в группах. (Возможна по рядам)
Каждой группе дается задача с экономическим содержанием.
Группа № 1 Задача: Конфеты “Коровка” стоят по 4 монеты за штуку, а карамель по 2 монеты за штуку. У Пети 10 монет, ему хочется попробовать оба сорта и в тоже время съесть как можно больше конфет. Что ему купить?
Ответ: 1 конфету “Коровка”. 10 – 4 = 6 монет останется. 6 : 2 = 3 карамели. Всего он купит 1 + 3 = 4 конфеты.
Группа № 2 Задача: За одну корову дают в обмен 5 коз, а двух коз обменивают на 3 овцы. Сколько овец можно выменять на 2 коровы?
Ответ: За двух коров должны дать 5 · 2 = 10 коз. За 10 коз можно выменять 5 · 3 = 15 овец.
Группа № 3 Задача: Корова в день дает 16 литров молока, а коза – 3 литра. Кого выгоднее держать фермеру: корову или пять коз, если он стремится получить как можно больше молока и считает молоко козы и коровы равноценным?
Ответ: Корова дает 16 литров, а 5 коз (5 · 3 = 15 литров). Выгоднее держать корову.
(После определенного времени дети отвечают, ведется обсуждение и, если нужно, исправление неверных ответов)
V. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, мы сегодня много говорили о рынке.
- Но ведь мы чаще ходим за покупками в магазин, а не на рынок. Почему?
- Давайте вместе попытаемся найти “плюсы” и “минусы” рынка.
(На доске наклеено дерево из цветной бумаги, на партах детей лежат “листочки” и “яблочки” из цветной бумаги)
Учитель: Представим, что это дерево – рынок.
- “Листочки” - это “минусы” рынка, а “яблочки” - это “плюсы” рынка.
- Вы будете приклеивать то или иное к дереву и объяснять при этом свой выбор.
(Обсуждение можно провести в парах).
Возможные варианты ответов:
“минусы” - качество товаров ниже, нет гарантий, конкуренция, ограниченное количество товаров.
“плюсы” - возможен торг, цена ниже, более широкий выбор, дает возможность проявить деловитость, находчивость, готовность рисковать.
Учитель: Давайте еще раз обобщим все сказанное сегодня на уроке о рынке.
VI. Окончание урока
Учитель: Спасибо всем за урок! Дома попытайтесь сочинить стихотворение о рынке. Я вам даю начало: За покупками на рынок мы пойдем…
Литература
- Детский экономический словарь. Составители – Г.М. Евменова, О.И. Меньшикова. Москва “Просвещение” 1997.
- Экономика для младших школьников. 2 класс. Учебное пособие. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Москва “Вита – Пресс” 2001.
- Экономика для детей в 2-х частях. Учебное пособие в играх, задачах и примерах. Б.А. Райзберг. Москва. Издательство “Ось-89” 1999.