Программа “Школа России”
Класс компенсирующего обучения
Тема: Правописание непроизносимых согласных
Цель урока: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками.
Задачи урока:
1. Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными звуками.
2. Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками.
3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.
4. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило.
Ход урока
I. Организационный момент
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
II. Чистописание
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Учитель:- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Выслушиваются варианты ответов детей, подводится итог)
III. Подготовка к знакомству с темой урока
Учитель:- Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый)
- Выделите в этом слове корень.
- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове? (Нужно подобрать однокоренные слова)
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову “счастливый”? (Счастье, посчастливилось)
- Запишите слово “счастливый” и его однокоренные слова. Выделите в них корень.
- В каком из данных слов четко слышится звук [m’]? (Счастье) Это слово будет являться проверочным для остальных слов. Так как мы знаем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, мы можем утверждать, что в слове “счастливый” в корне тоже напишем букву – m.
IV. Тема урока
Учитель:- А теперь ответьте мне: Какова будет тема сегодняшнего урока?
(Правописание непроизносимых согласных.)
- Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?
(Выслушиваются варианты ответов детей.)
В итоге учитель зачитывает четверостишие:
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!
V. Работа по теме урока
На доске записаны слова:
гиган…ский грус…ный извес…ный мес…ный наез…ник искус…ный радос…ный ярос…ный чес…ный |
(У детей карточки, на каждой из которых только одно слово:
огромный печальный знаменитый здешний |
всадник умелый веселый гневный правдивый) |
Учитель:- Ребята, у каждого из вас есть карточка с 1 словом. Ваша задача: подобрать к своему слову слово-синоним из группы слов, записанных на доске. Записать слово-синоним к себе в тетрадь и подобрать к этому слову проверочное слово.
/Проверка проводится коллективно: к каждому слову, записанному на доске дети подбирают проверочное слово (учитель вывешивает табличку с заранее написанным проверочным словом, рядом с проверяемым словом), вставляют непроизносимый согласный и подбирают слова-синонимы. Ребенок, у которого карточка с синонимом к проверяемому слову, называет слово, записанное на карточке./
VI. Физ. минутка
Два притопа, два прихлопа,
Ежики, ежики, (показывают руками фонарики)
Наковали, наковали (стучат кулачками один об другой)
Ножницы, ножницы (руки скрестить: сначала одна вверху, затем другая)
Бег на месте, бег на места,
Зайчики, зайчики (прыжки на месте)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе
- Девочки! (говорят только девочки)
- Мальчики (говорят только мальчики)
VII. Продолжение работы
1. “Ручеек”
(У каждого ребенка на карточке записано слово. Слова на одном ряду у детей не повторяются.)
Учитель:- Ребята, у каждого из вас на зеленой карточке записано слово. Ваша задача: записать это слово к себе в тетрадь, вставив пропущенную букву, рядом записать проверочное слово. Затем поменяться карточками с соседом по парте и выполнить ту же работу. Затем начинаем двигаться: дети, сидящие на первом варианте остаются на своих местах, а дети, сидящие на втором варианте переходят с первой парты – на последнюю, со второй парты – на первую и т.д., и меняетесь карточками с вновь обретенным соседом. Двигаетесь до тех пор, пока не окажитесь на своем месте. (Учитель следит за передвижением детей.)
(На карточках слова: бессовес.ный, влас.ный, бескорыс.ный, гиганс.кий, горес.ный, доблес.ный, грус.ный, завис.ливый, звез.ный, здра.ствуйте, извес.ный, капус.ный, поз.ний, чес.ный, хрус.нуть)
2. Устная работа
(На доске записана цепочка слов)
Учитель:- Ребята, найдите “лишнее” слово. Докажите, что это слово “лишнее”.
Сер…це, чес…ный, вкус…ный, радос…ный
(“Лишнее” слово “вкусный”, так как в этом слове букву – m – писать не надо, проверим – “вкус”, “вкусен”, - в этих словах нет звука [ m’], значит и в слове вкусный не будем писать – m -).
Учитель:- Значит для того, чтобы проверить пишется непроизносимый согласный или нет, нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.
(На доску вывешивается табличка – правило)
Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять, И за звуком непонятным Быстро гласную искать. |
3. Коллективная работа
(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)
Учитель:- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и принесите к доске.
- Распределите все слова в три группы.
(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)
непроизносимые согласные |
безударный гласный |
словарные слова |
звездное солнце сердце окрестный местный известный радостный грустный |
голодный вылепить сосновый небесный сторожка трепещет лепечет зелень |
карандаш стакан дежурный герой земляника помидор до свидания болото |
VIII. Итог урока
Учитель: - Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С каким настроением вы уходите с урока?