Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание непроизносимых согласных"

Разделы: Начальная школа


Программа “Школа России”

Класс компенсирующего обучения

Тема: Правописание непроизносимых согласных

Цель урока: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками.

Задачи урока:

1. Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными звуками.

2. Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками.

3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.

4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило.

Ход урока

I. Организационный момент

Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!

II. Чистописание

 Человек трудолюбивый – самый счастливый.

Учитель:- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Выслушиваются варианты ответов детей, подводится итог)

III. Подготовка к знакомству с темой урока

Учитель:- Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый)

- Выделите в этом слове корень.

- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове? (Нужно подобрать однокоренные слова)

- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову “счастливый”? (Счастье, посчастливилось)

- Запишите слово “счастливый” и его однокоренные слова. Выделите в них корень.

- В каком из данных слов четко слышится звук [m’]? (Счастье) Это слово будет являться проверочным для остальных слов. Так как мы знаем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, мы можем утверждать, что в слове “счастливый” в корне тоже напишем букву – m.

IV. Тема урока

Учитель:- А теперь ответьте мне: Какова будет тема сегодняшнего урока?

(Правописание непроизносимых согласных.)

- Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?

(Выслушиваются варианты ответов детей.)

В итоге учитель зачитывает четверостишие:

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!

V. Работа по теме урока

На доске записаны слова:

гиган…ский

грус…ный

извес…ный

мес…ный

наез…ник

искус…ный

радос…ный

ярос…ный

чес…ный

(У детей карточки, на каждой из которых только одно слово:

огромный
печальный
знаменитый  
здешний
всадник
умелый
веселый
гневный
правдивый)

Учитель:- Ребята, у каждого из вас есть карточка с 1 словом. Ваша задача: подобрать к своему слову слово-синоним из группы слов, записанных на доске. Записать слово-синоним к себе в тетрадь и подобрать к этому слову проверочное слово.

/Проверка проводится коллективно: к каждому слову, записанному на доске дети подбирают проверочное слово (учитель вывешивает табличку с заранее написанным проверочным словом, рядом с проверяемым словом), вставляют непроизносимый согласный и подбирают слова-синонимы. Ребенок, у которого карточка с синонимом к проверяемому слову, называет слово, записанное на карточке./

VI. Физ. минутка

Два притопа, два прихлопа,

Ежики, ежики, (показывают руками фонарики)

Наковали, наковали (стучат кулачками один об другой)

Ножницы, ножницы (руки скрестить: сначала одна вверху, затем другая)

Бег на месте, бег на места,

Зайчики, зайчики (прыжки на месте)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе

- Девочки! (говорят только девочки)

- Мальчики (говорят только мальчики)

VII. Продолжение работы

1. “Ручеек”

(У каждого ребенка на карточке записано слово. Слова на одном ряду у детей не повторяются.)

Учитель:- Ребята, у каждого из вас на зеленой карточке записано слово. Ваша задача: записать это слово к себе в тетрадь, вставив пропущенную букву, рядом записать проверочное слово. Затем поменяться карточками с соседом по парте и выполнить ту же работу. Затем начинаем двигаться: дети, сидящие на первом варианте остаются на своих местах, а дети, сидящие на втором варианте переходят с первой парты – на последнюю, со второй парты – на первую и т.д., и меняетесь карточками с вновь обретенным соседом. Двигаетесь до тех пор, пока не окажитесь на своем месте. (Учитель следит за передвижением детей.)

(На карточках слова: бессовес.ный, влас.ный, бескорыс.ный, гиганс.кий, горес.ный, доблес.ный, грус.ный, завис.ливый, звез.ный, здра.ствуйте, извес.ный, капус.ный, поз.ний, чес.ный, хрус.нуть)

2. Устная работа

(На доске записана цепочка слов)

Учитель:- Ребята, найдите “лишнее” слово. Докажите, что это слово “лишнее”.

Сер…це, чес…ный, вкус…ный, радос…ный

(“Лишнее” слово “вкусный”, так как в этом слове букву – m – писать не надо, проверим – “вкус”, “вкусен”, - в этих словах нет звука [ m’], значит и в слове вкусный не будем писать – m -).

Учитель:- Значит для того, чтобы проверить пишется непроизносимый согласный или нет, нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.

(На доску вывешивается табличка – правило)

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

3. Коллективная работа

(На стенах и мебели в классе развешены карточки со словами.)

Учитель:- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и принесите к доске.

- Распределите все слова в три группы.

(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

непроизносимые согласные

безударный гласный

словарные слова

звездное

солнце

сердце

окрестный

местный

известный

радостный

грустный

голодный

вылепить

сосновый

небесный

сторожка

трепещет

лепечет

зелень

карандаш

стакан

дежурный

герой

земляника

помидор

до свидания

болото

VIII. Итог урока

Учитель: - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- С каким настроением вы уходите с урока?

IX. Домашнее задание