В лицее много лет существует своя система работы с самоуправлением, и опыт работы неоднократно обобщался не только на уровне города, но и освещался в центральной педагогической прессе.
Из всей системы работы я хочу выделить одно очень важное звено, касающееся непосредственно заместителя директора по учебно-воспитательной работе (далее заместитель директора по УВР) – деятельность «министерства просвещения», направленная на достижение высокого качества образования в лицее.
Успехи в учёбе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяет наличие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов и улучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учёбе в школьном возрасте может послужить хорошей основой для формирования направленности личности на достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека.
Работа с «министрами просвещения» строится таким образом, что учащийся становится в ней полностью ответственным как за свои успехи, так и за неудачи; характерной чертой такого процесса является большая доля самостоятельности учащихся и отношение к детям как к субъектам любой осуществляемой ими деятельности.
В учениках развивается убеждение, что успех одного не доставляет истинного удовлетворения; деятельность всего класса - это весомый вклад в качественное образование всего образовательного учреждения. Деятельность детей носит посильный, но достаточно напряжённый и ответственный характер, направленный на развитие у них организаторских способностей, лидерских качеств личности, ответственности, самостоятельности в выборе правильного решения.
Работа заместителя директора по УВР с органами самоуправления начинается, как это ни странно звучит, не в начале, а в конце текущего учебного года, когда подводятся итоги работы действующих «министров просвещения». Для этого проводится заключительное заседание «кабинета министров», на котором присутствуют вновь избранные учащиеся, таким образом соблюдается преемственность в работе ученического самоуправления, повышается ответственность за проделанную работу.
Основной целью работы заместителя директора по УВР с самоуправлением является повышение роли учащихся в осуществлении учебно-воспитательного процесса на ученическом уровне, в повышении их самостоятельности и ответственности за качество образования в масштабах класса и в целом лицея.
В процессе работы с «министрами просвещения» заместитель директора по УВР является направляющим звеном и исполняющим роль старшего наставника. Роль руководителя «министерства» исполняет «министр просвещения» лицея. Совместно с вышеназванным «министерством» работают педагог-психолог, социальный педагог, организатор внеклассной работы.
Первоочередным в работе «министров просвещения» является знакомство с нормативными документами: Уставом лицея, Правилами поведения учащихся и только потом составление плана работы самоуправления на предстоящий учебный год.
На первом этапе анализируются цели и задачи, поставленные перед «министерством» в начале учебного года, изучается литература об ученическом самоуправлении, должностные обязанности каждого «министра», учащиеся знакомятся с основными теоретическими положениями по этому вопросу. Заместитель директора по УВР совместно с действующим и вновь избранным «кабинетом министров просвещения» выявляют недостатки в работе самоуправления за прошедший учебный год, намечают мероприятия по их устранению и определяют цели и задачи на новый учебный год.
План работы «министерства», составленный в конце текущего учебного года, корректируется в начале нового учебного года и, если это необходимо, в начале каждой четверти.
Работа распланирована по месяцам и содержит ряд мероприятий, которые проводятся ежемесячно: рейды по проверке наличия учебников, состояние учебников, рейд по посещаемости, по внешнему виду учащихся, по организации горячего питания, по посещаемости учащимися библиотеки, факультативов, спецкурсов, элективных курсов. Итоги рейдов подводятся по классам и освещаются в видеоновостях по лицейскому телевидению, а также в газете «Вести лицея». Рейды проводятся с целью контроля за выполнением отдельных разделов Устава лицея и Правил поведения учащихся.
На заседания «министров просвещения» выносятся следующие вопросы:
- обсуждение итогов четверти, полугодия, года;
- заслушивание учащихся, нарушающих разделы Устава лицея;
- обсуждение итогов олимпиад, конкурсов;
- планирование и проведение различного рода мероприятий по линии «министерства просвещения»;
- индивидуальные встречи и беседы с учащимися, имеющими систематические задолженности по отдельным предметам;
- посещаемость учащимися факультативов, спецкурсов, элективных курсов.
Методы, используемые заместителем директора по УВР в работе с «министрами», самые разнообразные: индивидуальные беседы с учащимися по вопросам качества образования, тестирование, анкетирование.
Формы работы:
- «круглые столы», за которыми встречаются учащиеся, учителя-предметники, члены администрации, родители, на которых обсуждаются различного рода проблемы;
- конкурсы: «Ученик года», зимняя физико-математическая школа;
- конференция «Отличников»;
- Дни Самоуправления;
- работа кафе, в рамках которого проводятся различные мероприятия: «математические бои», конкурсы по предметам и др.;
- совместная работа с участниками самоуправления по выпуску видео новостей лицея: подготовка видео сюжетов, выступлений «министра просвещения» на лицейском телевидении и др.
План работы с обучающимися 5-8-х классов заместителя директора по УВР
на 2004-2005 учебный год.
СЕНТЯБРЬ | Исполнители |
Дата |
1. Организационные собрания по классам: - уточнение списка членов самоуправления; -15 корректировка плана работы самоуправления; -16 знакомство вновь поступивших обучающихся с Уставом лицея и Правилами поведения обучающихся. |
Классные руководители
|
3-9
|
2. Организационное
заседание «министерства просвещения» лицея: - корректировка и утверждение плана работы «кабинета министров» на 2004-2005 учебный год; - обсуждение форм и методов подведения итогов по качеству знаний и посещаемости обучающихся. |
Зам. директора по УВР
|
10
|
3. Рейд самоуправления: - «Проверка наличия учебников у обучающихся» |
«Министр просвещения» лицея, соц. педагог | 17 |
4. Индивидуальные беседы с обучающимися: - имеющими удовлетворительные знания по отдельным предметам по итогам года, перспективы улучшения качества знаний; - по вопросам комфортности обучающихся. |
Зам. дир. по УВР, психолог |
1-30 |
5. Выступление «министра
просвещения» по лицейскому телевидению: - итоги рейда по наличию учебников; - подготовка к празднику «Посвящение 5-х классов в лицеисты»; - новости. |
«Министр просвещения» лицея | 22 понедельник |
ОКТЯБРЬ | ||
1. Посвящение в лицеисты 5-х классов - |
Зам. директора по ВР, зам. дир. по УВР |
24 |
2. Заседание «кабинета министров»: - предварительные итоги I четверти, наметить мероприятия по улучшению качества знаний обучающихся за I четверть; - рейд по посещаемости и обсуждение итогов рейда; - подготовка дублеров-учителей по классам на День учителя (Самоуправление). |
«Министр просвещения»
лицея, соц. педагог Учителя-предметники, зам. дир. по УВР |
19
|
3. Индивидуальная работа с обучающимися: - собеседование по вопросам качества знаний с теми обучающимися, которые имеют одну «4» по отдельным предметам за четверть. |
Зам. по УВР, учителя-предметники |
1-30 понедельник |
4. Выступление «министра
просвещения» по лицейскому телевидению: - итоги рейда по посещаемости; - подготовка к проведению заочной олимпиады по математике. |
«Министр просвещения»
лицея. Зам. дир. по НМР |
1-15 |
НОЯБРЬ | ||
1. Индивидуальные беседы с обучающимися: - имеющими непрочные знания по отдельным предметам согласно итогам I четверти. |
Зам. дир. по УВР | 1-15 |
2. Заседание «кабинета министров»: - обсуждение итогов качества знаний за I четверть; - собеседование с обучающимися, имеющими непрочные знания по профилирующим предметам (физика, математика) (приглашение на заседание «кабинета министров»). |
«Министр просвещения»
лицея
|
22
|
3. Рейд: - «Внешний вид обучающихся» (согласно Уставу лицея) |
«Министр просвещения»
лицея, соц. педагог |
19 |
4. Выступление
председателя «кабинета министров» по лицейскому
телевидению: - итоги рейда «Внешний вид обучающихся»; - итоги заочной олимпиады по математике, физике; - разное. |
«Министр просвещения» лицея | понедел. |
ДЕКАБРЬ | ||
1. Заседание «кабинета
министров»: - предварительные итоги II четверти; - анализ результатов очной олимпиады по физике, математике, информатике; подготовка к «Слету отличников учебы» (январь). |
Зам. дир. по УВР | 19 |
2. Индивидуальная работа с обучающимися - собеседования по вопросам качества знаний |
Зам. дир. по УВР | 1-27 |
3. Рейд «кабинета министров» по организации питания. | «Министр просвещения»
лицея, соц. педагог |
21 |
4. Выступление
председателя «кабинета министров» по Лицейскому
телевидению: - итоги рейда «организация питания в классе»; подведение итогов |
«Министр просвещения» лицея | понедел. |
ЯНВАРЬ | ||
1. Зимняя физико-математическая школа, организация кураторов групп. | Зам. дир. по НМР, УВР, ВР | 3-5 |
2. Конференция «Отличников» учебы. | Зам. дир. по УВР | |
3. Объявление итогов рейда по проверке внешнего вида на лицейском телевидении. | «Министр просвещения» лицея | 18 понедел. |
4. Собеседование с обучающимися, тестирование с целью пополнения карт индивидуального развития обучающихся по итогам I полугодия. | Психолог | 12-31 |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. Индивидуальная работа с обучающимися по вопросам качества знаний. | Зам. дир. по УВР | 1-28 |
2. Рейд: - посещаемость обучающимися лицея библиотеки; - объявление результатов рейда по лицейскому телевидению. |
«Министр просвещения» лицея, зав. библиотекой | 11-16 |
3. Круглый стол с обучающимися: «Вопросы. Проблемы. Комфортность пребывания в лицее». | Директор, зам. дир. по НМР, УВР, ВР,
классные руководители, зам. дир. по ВР |
28 |
4. День Святого Валентина. | Театральная студия «Шанс» | 14 |
5. Встреча с выпускниками лицея. | 7 |
|
МАРТ | ||
1. Заседание «кабинета
министров»: - предварительные итоги III четверти; - беседы с обучающимися, имеющими минимальный уровень усвоения знаний по отдельным предметам. |
Зам. дир. по УВР «Министр просвещения» |
1 |
2. Индивидуальные консультации с обучающимися по вопросам качества знаний. | Зам. дир. по УВР | 1-30 |
АПРЕЛЬ | ||
1. Индивидуальная консультация с обучающимися по вопросам качества знаний. | Зам. дир. по УВР | 1-30 |
2. Вступительные
экзамены в 5-8, 10 классы. - |
Зам. дир. по УВР психолог | 20-29 |
3. Заседание «кабинета министров»:
- итоги III четверти; - посещаемость консультаций и факультативов по подготовке к экзаменам. |
Зам. дир. по УВР «Министр просвещения» | 21 |
МАЙ | ||
1. Выборы самоуправления в классах, итоги года. | Классные руководители. | 17 |
2. Итоговое заседание
«кабинета министров»: - итоги года - составление плана работы на 2004-2005 уч.год |
Зам. дир. по УВР | 19 |
3. Индивидуальные консультации с обучающимися по вопросам качества знаний и переводным экзаменам. | Зам. дир. по УВР | 1-30 |
4. Пополнение банка данных об учащихся. Заполнение индивидуальных карт развития личности учащихся. | Психолог | 15-30 |