Занятие на тему: «Путешествие в розовую страну»
Задачи:
- Учить детей воспринимать «сказочные законы» - нормы и правила поведения, побуждать действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения.
- Сплотить группу, развивать чувства взаимопомощи и поддержки (мальчики помогают девочкам преодолеть препятствия).
- Развивать творческие возможности, фантазию, выдумку, любознательность в разнообразных видах деятельности (игры, изобразительное искусство, художественное слово, пластика движений и т.д.)
- Усиление потенциальности и творческих способностей детей, развитие адаптивных навыков.
Инструкция:
«Ребята, сейчас мы попадаем с вами в сказочную, волшебную страну. Вы слышите эти звуки – Сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в Волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко, осторожно ступая, войдем в сказочную страну… пошли!…»
Дети усаживаются в круг, зажигается волшебная свеча.
Ведущий: Дети, вы сегодня принесли с собой свои любимые сказки, давайте поговорим о них.
Дети рассказывают о своих любимых сказках и героях. Ведущая предлагает послушать ее сказку, превратившись в Сказочницу (одевает накидку).
С К А З К А
В одной далекой стране, которую окружают высокие–высокие горы, жил–был Гном, а звали его Черныш. Как вы думаете, почему его так звали? (Ответы детей).
Он был маленький, такой же, как его друзья гномы. Он носил деревянные башмачки, красный колпачок и синюю замшевую жилетку. Как и все гномы, он ходил в горы добывать драгоценные камни.
Одно было плохо, гном Черныш всегда был очень грустный и печальный. Ему очень не нравилось свое имя – Черныш, уж какое-то оно было мрачное, то ли дело имена других Гномов – Затейник, Весельчак, Смекалкин. И еще он грустил, потому что никогда не видел Волшебной Розовой страны и розового цвета, он очень мечтал когда-нибудь побывать в ней.
Все гномы были ужасные трудяги, они уходили на работу в горы чуть свет, рано-рано утром, а приходили затемно, когда уже совсем садилось солнышко.
Гномик очень любил напевать свою любимую песню (прослушивание песни «Розовый слон»).
Вот такая у меня грустная сказка. А как вы думаете, кто может жить в розовой стране?
А вы не хотели бы сами туда попасть?
А как же гном из сказки? Надо ему помочь! Давайте отправимся к нему в сказку, а затем вместе с Розовую страну.
Ну что, в путь. Не забывайте в пути помогать слабому, только дружба, взаимовыручка, смекалка помогут вам в пути, а путь длинный.
Путешествие детей (звучит музыка)
- Лес (перешагивают через препятствие)
- Болото (натягивается паутинка – тюлевое полотно на уровне колен ребенка. Дети по 2 – 3 человека проходят по «болоту»)
- Река («плывут»)
- Пещера (проползают в тоннель с фонариками)
Видят гору. Появляется гномик Черныш.
Гном:- Здравствуйте Ребята!
- Здравствуй, Гномик, мы пришли помочь осуществиться твоей мечте. Приглашаем тебя отправиться в путешествие в Розовую страну.
Гном: - Ой, как здорово, наконец-то сбудется моя самая заветная мечта побывать в самой красивой на свете стране – Розовой.
Ведущий: - Ну, что же, вперед, друзья!
Препятствия
- Пещера (кто поможет Гномику, он забыл свой фонарь)
- Река
- Болото
Лес
Звон колокольчиков. Дети идут на звуки. Появляется Розовая Фея и ее царство.
Фея:- Здравствуйте, дети, здравствуй, гномик Черныш! Я рада вас видеть у себя в Розовой стране. Что вас привело ко мне?
Дети отвечают.
Фея: - Очень хорошо, что вы помогли печальному Чернышу. Я покажу вам свою страну и много расскажу. Но вы устали с дороги. Ложитесь на мое розовое облачко, оно мягкое и пушистое, закройте глаза и отдыхайте, а я вам расскажу о своей стране.
Релаксация
Представьте себе, дорогие мальчики, девочки, что вы малюсенькие семечки. Вас берут теплые заботливые руки садовника и опускают в согретую солнцем теплую землю. Вам очень приятно превратиться из семечек в росток. Вас поливает теплый дождик, земля вам дает питательные вещества. Росточек растет, пробивается сквозь землю, стебель становится все более сильным и крепким, у него появляются листочки - нежные, зеленые.
Заботливый садовник ухаживает за всходами: поливает, рыхлит, подкармливает. Солнышко и дождик тоже не забывают поливать и согревать. И вот уже появились веточки с бутонами – будущими прекрасными цветами. И, наконец, в один прекрасный день бутоны раскрылись, и наши росточки превратились в прекрасные розовые кусты. Как же стало прекрасно вокруг. Прекрасные розовые кусты отблагодарили садовника – своим нежным приятным ароматом наполнили все вокруг, сад стал еще прекрасней. Все вокруг любуются красотой сада, а розовые кусты не зазнаются, они улыбаются цветам – соседям: лилиям, тюльпанам, астрам кланяются слегка, дотрагиваясь до них своими лепестками, как будто говорят: «Мы вас любим, любим». Ну а теперь, розовые замечательные кусты, просыпайтесь и нарисуйте себя в виде куста, розового прекрасного куста.
Дети рисуют.
Фея задает вопросы:
- Как зовут этот замечательный кустик?
- Кто за тобой ухаживает?
- Ты одинок?
- У тебя есть соседи? Как тебя с ними живется?
- Кто обитает в твоих ветвях?
Какой замечательный сад у меня расцвел. Спасибо вам за него, дети. Я думаю, что вы никогда в жизни не будите губить цветы и окружающую природу. Ну что ж, давайте путешествовать дальше.
Я вам предлагаю полетать на розовом облаке.
Упражнение «Паутинка»
Дети рассаживаются по кругу. Фея выносит розовый круг.
- Как вы думаете, что это? (высказывания детей)
Да, это розовая планета, только уменьшенных размеров. Но почему ее никто не населяет? Как вы сейчас себя ощущаете? Какое у вас настроение? У нас есть предметы, вещи, выберете и расселите на том месте, где вам удобно.
Давайте поселим жителей. Как вы теперь себя чувствуете? Какое у вас настроение? Может быть, вы хотели что-либо переложить, добавить, убрать? Вам стало легко? Тяжело? Грустно? Весело?
Давайте придумаем название нашей розовой планете.
Молодцы!
А вы помните, что наш Черныш грустил по поводу своего имени.
- Черныш, а ты хочешь поменять свое имя? Давайте придумаем новое имя нашему Гномику.
Гном: - Ну вот, все мечты мои исполнились. Я побывал в Розовой стране, у меня стало радостным и весёлым имя. Спасибо вам, ребята и сказочная Фея.
Фея: - Как приятно дарить добро другим людям!
Дети, в моем царстве растет дерево желаний, кто сорвет листик, у того желания исполнятся. Давайте подарим наши добрые пожелания гостям. А Гномику я дарю вот такое доброе горячее сердечко, пусть оно освещает путь в твоей пещере. А вам, дети, с пожеланиями, посмотрите, сколько у меня их выросло на волшебных грядках.
Дети прощаются с Феей.
Появляется Сказочница. Ведется беседа о приключениях.
Занятие на тему: «Заяц Коська и Родничок»
З а д а ч и:
Формировать умение произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц.
Расширение представления об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность.
Отработка правильного диафрагмального дыхания.
Развивать произвольное и слуховое внимание, воображение, фантазию и творческое мышление. Активизировать и обогащать словарный запас.
Развивать умение свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.
Развитие мелкой моторики рук, координации движений, укрепление мышц и суставов кистей, выработка осанки.
Необходимые материалы:
Шнур голубого цвета, синяя ткань и камни для композиции на полу, кукла – родничок, грецкие орехи и ленточки на резинке (на каждого ребенка), тюль белого цвета, половина обруча, изображение горы на картоне, лесенка.
Оформление:
На полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника извилистой линией тянется шнур голубого цвета, который заканчивается возле полотна ткани синего цвета, обозначающего реку (озеро, море).
В с т у п л е н и е
Сегодня мы отправляемся в сказку, где речь пойдет о воде. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде.
Какая бывает вода? (Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная)
А бывает твердая вода? Когда такое случается? (Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град.)
Бывает ли вода легче воздуха? Когда? (Когда вода испаряется, то превращается в пар, туман, облака.)
Где вода встречается в природе? (В реке, озере…)
В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник)
Откуда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли.)
А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свой путь. (Он вливается в реку, или в озеро, или…)
Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек.
Вхождение в сказку
Музыка с журчанием ручья, дети на носочках идут по ручью (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой».
Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки в позу расслабления.
Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?
С К А З К А
Живет в лесу Заяц – Коська – шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.
Упражнение 1. Гимнастика для глаз
Дети выполняют движение глазами: вправо – влево; вверх – вниз
Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
- Ты кто такая?
- Я белка.
- А я Заяц – Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.
- Да когда мне, - отвечает белка. - К зиме готовлюсь.
Упражнение 2. Орешки
- Как белка готовиться к зиме? (запасает семечки, грибы, ягоды, орехи). Белка прислала для вас орешки.
Ведущий: выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху.
- Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец) сначала одной, а потом другой руки.
- Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.
- Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.
Ведущий: Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте намного охладим руки, подуем на них.
Упражнение 3. Прохлада
Дети плавно и длительно дуют на руки, через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.
- А теперь искупаем руки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с – с – с – с – с –с …
Бежит Коська дальше. Видит дерево, а из него выглядывает кто-то (спросить у детей, кто может жить в дупле).
- Ты кто?
- Я филин Сёмка. У–ху! У–ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.
Упражнение 4. Страх
Один из детей исполняет роль филина, остальные – роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха. После упражнения дети расслабляются, «отпускают страх, напряжение».
Бежал, бежал Заяц – Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.
- Ты кто? – спрашивает Коська.
- Я – Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.
- Вот здорово, - обрадовался Заяц. – Побежали наперегонки.
- Побежали, - согласился Родничок.
Бежит Коська, прыгает через кочки и пни, а Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.
Упражнение 5. Ручеек
Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, пробегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы.
После упражнения дети садятся, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего:
- Когда на вашем пути встретился мост, что вы делали?
(Мы пробежали под мостом)
Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия.
Прибежали Родничок и Заяц к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.
- Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - забеспокоился Коська.
- Эй, Родничок, где ты?
- Я тут, - ответил Родничок из реки. – Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорей!
Упражнение 6. Роднички и реки
Все дети – «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг (роднички сливаются в одну «реку»).
Ведущий делает попытку разъединить, расцепить руки детей, но у него не получается. Дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.
Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички».
При соединении в реку, ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»
- Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?
Весь день и целую ночь бежал по лесу заяц. Наконец наступило утро. Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
- Эй, Родничок, где ты?
- А тут я! Посмотри наверх, - отозвался Родничок.
Поднял Коська глаза и видит – в небе облачко покачивается.
- Да как же ты туда попал? – удивился Коська.
- Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело – я в облачко превратился.
Упражнение 7. Облачко
Ведущий с ассистентом держит над головами полотно белого тюля и передвигают то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движениями ткани; приседают, если ткань опускается низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко и т.д.
Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит, шумит кто-то.
- Эй, кто там? – закричал Коська.
- Это я, Родничок, обратно вернулся, из ручейка в реку превратился, из реки в туман, из тумана в облако. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончаются, зима придет, и мы снова встретимся.
Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.
Упражнение 8. Сугробы и солнышко
Один ребенок – «солнышко», остальные превращаются в «сугробы» (замирают). «Солнышко» мягкими, нежными прикосновениями помогает «сугробам» растаять.
Сугробы ложатся, «растекаются» по полу, расслабляются, слушают свои ощущения (музыка релаксационная).
Итоговая беседа
Сказка закончилась. Давайте вспомним все превращения Родничка и назовем их.
- Вы устали?
- Вам трудно было?
- Что вам больше всего понравилось?