Взаимодействие искусств и его роль в развитии живого мировосприятия школьников

Разделы: Начальная школа


Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, но именно старайтесь,
чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали.
Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова,
сердца переполняются чувством изящного,
пусть поэзия действует на них,
как музыка, прямо через сердце, мимо головы,
для которой еще настанет свое время.

В.Г.Белинский

Вот уже 20 лет как я работаю учителем начальных классов. Десять из них учу детей воспринимать мир целостно. В тесном сотрудничестве с заведующей кафедрой музыки и музыкального образования ХГУ им. Н.Ф.Катанова Шишлянниковой Ниной Петровной мне удалось освоить методологию и методику организации интегрированной деятельности учащихся начальной школы. Особенно благодатным материалом для интеграции располагают уроки литературы, которые я строю не как строго организованную систему этапов, заданий, а как естественную жизнь ребенка в движении, игре, в постоянном диалоге с книгой, писателем, композитором, художником через взаимодействие различных видов искусства в образовательном процессе.

Научить детей чувствовать и видеть мир в его полноте и многогранности стало основной задачей уроков литературы. По нашему глубокому убеждению, если ребенок почувствует всю красоту и неповторимость нашей Земли, ощутит ее беззащитность перед бездумным вмешательством человека, почувствует себя малой частицей единого живого организма – нашей природы, никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть малую её часть. Если ребенок поймет, что окружающий его мир – это Божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.

В решении этих задач литературе отвожу особую роль. Ведь именно урок литературы формирует у младшего школьника живое, художественно-образное представление о мире, о его красоте и хрупкости, о любви как главном законе жизни и о праве каждого живого существа на жизнь, опираясь на психологические механизмы наглядно-образного мышления младшего школьника, свойственного данному возрасту. Ребенок мыслит образами, и в этом возрасте ему ближе образы искусства.

Урок литературы является уроком жизни при условии организации и проведения его как урока искусства, а не просто урока обучения чтению и пересказу прочитанного. Урок литературы как урок искусства строится на закономерностях самого искусства. Он должен быть уроком-диалогом, на котором учитель незаметно направляет размышление ребят на самостоятельные выводы о жизненно важных проблемах, которые затронуты в произведении.

Другое важное качество – организация урока литературы как урока творчества, что предполагает свободу самовыражения каждого ребенка, исходя из его природных задатков и способностей, из его жизненного опыта. Такие уроки позволяют детям проявить находчивость, воображение, фантазию, развить исследовательские умения и навыки; открывают детям мир живописи, поэзии, музыки, показывают ребенку, что этот мир есть, а дальше пусть ученик идет своей дорогой, главное, чтобы предложенных учителем дорог было много.

Третье – урок литературы должен быть уроком взаимодействия различных видов искусства (литературы, музыки, живописи, театра). Это особенно актуально в начальной школе, когда у ребенка мышление опережает речь. Младший школьник внутри себя чувствует и понимает многое, но не каждому из них удается адекватно передать это в слове. Уроки литературы с использованием произведений музыки, живописи, театра дает возможность каждому ребенку выразить себя в мимике, жесте, движении, рисунке, пении, инсценировании фрагментов текстов – кому что ближе. Такие уроки позволяют детям осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами, например, образ весны можно почувствовать в музыке П.И.Чайковского, Э.Грига, в стихах Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, в живописных полотнах А.Саврасова, И.Левитана и других художников. Эти уроки, на которых доминирующей задачей является формирование определенных чувств, настроений у детей, становятся уроками формирования живого отношения к тому, о чем рассказывают произведения искусства. Результативность подобных уроков оценивается не по знаниям, а по возникающим у детей чувствам, по атмосфере, сложившейся на уроке.

Начальная школа – это период накопления впечатлений, чувств, переживаний детей, их художественного и в целом жизненного опыта. Знание, пропущенное через чувство, становится осознанным знанием, которое запоминается надолго. Успех обеспечивается тем, что учитель начальных классов работает в содружестве с учителем музыки, изобразительного искусства, театра. Без этого ансамбля одному учителю начальных классов решить эту задачу очень трудно. Показателем результативности совместной работы являются наши дети. Они отличаются от своих сверстников в развитии, так как мыслят другими категориями. Им дано слышать и видеть то, что от других скрыто. Они воспринимают содержание текста глубоко и образно, гораздо лучше других сверстников учатся по всем предметам. У всех детей положительное отношение к школе, развито чувство сострадания ко всему живому, доминирует творческий тип мышления. Они более активны, самостоятельны и инициативны по сравнению со своими сверстниками.

Наши дети – участники ежегодных городских конкурсов детского творчества: в конкурсе авторских стихов, танцевальных групп и театральных школьных коллективов нашего экспериментального класса занимала первое место в городском смотре танцевальных. Часто в конкурсах наши дети отмечались похвальными грамотами. По результатам контрольных работ городского уровня по русскому языку и литературе на протяжении всех лет наш класс является лучшим в школе, что мы считаем достижением нашей совместной интегрированной деятельности.

Покажем реализацию данного подхода на примере рассказа М.Пришвина “Старый гриб”.

Цели урока: помочь детям осознать образный строй произведения, воспитывать чуткое взаимоотношение человека к природе и ответственное отношение за всё живое.

I

Учитель - У каждого из вас есть любимое время года. Расскажите, чем оно вас привлекает?

Саша - Все четыре времени года. У всех свой вкус: осень пахнет прелыми листьями, весна - оттаявшей землёй, лето - цветами, а зима - свежестью.

Оксана - Мне нравится весна. Я родилась весной, 1 марта. Каждую весну я как ветка распускаюсь.

Юля - Мне тоже весна. Воздух, дышишь и наполняешься энергией.

Вера - Осень наполняет меня своим светом, кажется, я свечусь изнутри.

Маша - Зима ковром устилает, и сама, как невеста, в белом платье. Звёздочки всюду.

Учитель - Когда вы говорили, мне год показался квадратным. А вам?

Сергей - Мне тоже квадратным: осень - один угол, зима – другой угол...

Вера - А я думаю круглый, потому что земля круглая.

Аня - Конечно круглый, потому что время незаметно переходит одно в другое, невидимо, плавно.

Учитель - А что удивительного произошло в природе этой осенью?

Лена - Я видела, как все листья улетели с дерева в моём дворе, а только где-то 10 осталось, как будто их кто-то пришил.

Артём - А меня один раз листик до школы провожал, я его с собой взял, в книгу положил, со мной зиму жить будет.

Витя - Красиво всё так менялось на глазах, золото кругом, ярко.

Учитель - В ваших ответах прозвучала красивая осень, очей очарованье! А только ли такой бывает осень?

Вера - Нет, она бывает старая, грязная, гнилая, холодная.

Саша - Кругом туманы, сырость, холодно, деревья голые, серые, красоты нет.

Оля - Унылая пора, сердцу больно, улетают птицы, всё умирает.

Учитель - А вам какая больше нравится? Перед вами зрительный ряд (осенние пейзажи), среди этих картин найдите такую, которая вам больше нравится! И подберите подходящий эпиграф! (Звучит вальс Чайковского).

Оксана - “В моём краю со звёздных крыльев, С высоких радостных небес Жар-птицы перья обронили. И загорелся русский лес”. (Выбрала созвучную по настроению картину).

Оля - “Весь день стоит как бы хрустальный”. (Радостная осень).

Настя - “В ярком золоте день утопает”. (Яркая осень).

Учитель - Сейчас я хочу пригласить вас в осенний лес писателя, которого вы хорошо знаете (читает наизусть фрагмент рассказа “Осеннее утро”). Угадали кто это?

Дети - М.М. Пришвин.

Учитель - С чем ассоциируется у вас имя М.М. Пришвина?

Дети - Он писал про недосмотренные грибы, о том, что придут скоро морозы, снег покроет землю, сколько их останется в лесу.

Дети - Один гриб похож на заячью губу, другой спустил свою крышу до земли, стал похож на избушку.

Дети - Мухомор надел белые панталоны, со складочками, а волнушка губки округлила, мокренькая и умненькая.

Дети - Жаль, что они остались несобранные.

II

Учитель - Сегодня мы войдём в мир ещё одного произведения М.М. Пришвина! Давайте прочитаем рассказ до закрытого места (чистым листком бумаги в книгах закрыт конец рассказа).

(Читает сначала сам учитель, затем дети, а потом снова учитель)

Учитель - Как вы думаете, выпьет или не выпьет воду из сыроежки М.М. Пришвин?

Дети - Выпьет, потому что сильно хочет пить (“и от поклонов моих загорелось у меня всё внутри и до смерти пить захотелось”).

Дети - Выпьет, так как он старый и гриб старый, разрешит ему выпить.

Дети - Не выпьет, не захочет птиц без воды оставлять.

Дети - Попьёт и оставит.

Дети - Дотерпит до ручья.

Дети - Не будет пить, вода грязная.

Учитель - Давайте уберём листок, откроем конец рассказа и прочитаем, как у Пришвина?

Дети - Выпил всю до дна.

Учитель - Как пил?

Дети - Покряхтел, покряхтел, опустился на свои старые колени, лёг на живот.

Учитель - Покажите как пил?

Дети - (Опустились на колени и стали пить!).

Учитель - Почему не срезал?

Дети - Мог бы срезать, поднять к себе, выпить, а ненужную шляпку от старого гриба жмякнул бы тут же о дерево.

Дети - Он не сделал так потому, что на его глазах пили птички, и мало ли кто пил до него, и сам он напился, дождик нальёт и опять все станут пить.

III

Учитель - Давайте озаглавим наш рассказ, попробуем угадать какое название дал ему М.М. Пришвин?

Дети - “Лесная тарелочка”. “Чудо леса”. “Недосмотренная сыроежка”. “Живая вода”. “Красавица”. “Старая сыроежка”.

Учитель - А М.М. Пришвин назвал свой рассказ “Старый гриб”. Почему назвал старый гриб, а не старая сыроежка?

Дети - Считал себя старым грибом.

Учитель - Действительно, Пришвин отождествляет себя с грибом, а гриб - с живым пожилым человеком.

Учитель - Как вы считаете, какой гриб лучше, молодой или старый?

Дети Молодой. Их едят, солят, а старые почти не берут, зачем они?

Учитель - Пришвин же вот что пишет: “Чем же молодой-то гриб лучше старого? Молодой просится на сковородку, а старый сеет споры будущего и живёт для других, новых грибов”.