Необходимость поиска новых, эффективных методов обучения, средств, стимулирующих усвоение учебного материала, всегда осознавалась в методике обучения иностранному языку. Одним из таких методов является интегрированное обучение иностранному языку через фольклор, произведения искусства и культуры, инсценирование, драматизацию и театральные представления текстов культуры.
Первый путь интеграции иностранного языка на начальном этапе осуществляется в самых привычных, традиционных формах: в подготовке и проведении праздников, утренников, концертов на иностранном языке.
Перспектива подготовки праздника сразу создаёт положительный эмоциональный настрой, даёт ясную цель их занятия языком и, как правило, стимулирует их усилия.
Подготовка праздника позволяет воплотить полученные знания, умения, навыки в различных типах деятельности, а ситуация успеха, пережитая в процессе проведения праздника, создаёт положительные эмоции и служит дополнительным стимулом для дальнейшей работы, способствует расширению творческой активности, развитию желания и умения выступать, расширять знания о мире.
Формируемая на интегрированных уроках начального этапа фольклорная ситуация становится своеобразным фундаментом образования на языке.
Благодаря своей цикличности, повторяемости, отсутствию деления на исполнителей и зрителей, она уравнивает участников в едином круговороте - хороводе.
Одновременное решение многих задач становится возможным в силу присущего исключительно детям этого возраста цельного образного мировосприятия. Обучение детей иностранным языкам в такой среде проходит естественно, как проходило овладение родным языком.
Дети младшего возраста обладают исключительной механической памятью, способностью без особого труда запомнить услышанное. У них очень хорошо развита способность к имитации. В усвоении лексики очень помогает такой материал как рифмовки, стихи, загадки, поговорки, пословицы, песни страны изучаемого языка.
Разучивая этот материал, дети легко, с удовольствием усваивают лексические единицы, получают определённые произносительные навыки. Обработка звуков, интонации, ритма проходит в виде звукоподражания, игр и имитации. Важно, чтобы разучивание и разыгрывание считалок, песен происходило в подвижных играх, цель которых – соотношение звукового содержания с движением, ритмом, интонацией.
Содержание уроков варьируется от двигательных разминок, сопровождающихся элементарными текстами, до постановок небольших импровизированных пьес в режиме неподготовленного диалога, от артикуляционной гимнастики до мини – опер, от релаксационных пауз до простодушных домашних ритуалов.
В первый год обучения у ребёнка происходит резкое расширение сферы обитания, общения, деятельности. У него появляется шанс начать свой коммуникационный опыт на иностранном языке как будто с чистого листа.
Следует отметить, что природные задатки, необходимые для владения языком в совершенстве, редко достаются кому-то одному, к тому же они мало-помалу утрачиваются с возрастом, если их не развивать и не поддерживать. Но зато, как может убедиться каждый учитель, они щедро рассыпаны по всему классу. Все дети талантливы, хотя каждый по-своему.
Инсценирование песен, приготовление для спектакля костюмов, масок, переодевания – перевоплощения способствуют не только усвоению знаний и формированию, но и всестороннему развитию личности ребёнка с её возрастными особенностями и индивидуальными возможностями. У детей появляется возможность для их собственной фантазии, импровизации.
Театральные постановки – это вид детского творчества, связывающий художественное творчество с личными переживаниями. Не следует забывать, что основной закон детского творчества состоит не в результате, не в продукте, а в самом процессе. Важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
Первый год обучения иностранным языкам представляет собой своеобразный музыкальный “сериал” на тему впечатлений раннего детства.
Уроки – это не подготовка к утренникам и концертам, не мероприятия, приуроченные к праздникам. Это даже не игра в обыкновенном смысле этого слова. Скорее, это продуктивная деятельность, работа над собой, в принципе не чуждая никакому возрасту, но особенно важная и эффективная в первые школьные годы.
Возраст первоклассников находится как раз на стыке двух психологических доминант – игровой и учебной деятельности. Использование текстов культуры, музыки на уроках помогает совершить этот переход плавно и безболезненно, но при условии полной серьёзности и самоотдачи. Вот почему основной формой педагогического общения остаётся урок и не просто урок, а урок – спектакль.
Таким образом, используя на уроках тексты культуры страны изучаемого языка, объединяя на уроках мыслительную, эмоциональную и двигательную сферы, мы направляем усилия на воспитание целостной личности в единстве её природных задатков и социального опыта.
Соединение песен и стихов может стать основой для обучения общению на изучаемом языке, для знакомства с культурой страны изучаемого языка.
При разучивании их уделяется большое внимание использованию жестов и мимики. Исполняя песню, дети сопровождают слова соответствующими действиями, демонстрируя всё то, о чём они поют (покачивания головой, руками, ходьба, прыжки, отстукивание ритма). Такое использование песен на иностранном языке способствует лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.
Содержание песен позволяет организовать различные, инсценировки. Песня, с её текстом, мелодией, является такой же неотъемлемой частью социокультурного достояния страны, как и её памятники, она отражает жизнь разных слоёв общества, а музыка воспитывает, заставляет прислушиваться к другим.
Использование песен на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе обучения по ряду причин: учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. При работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально отобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Этому способствует, в частности, и достаточно высокий врождённый уровень музыкальных способностей детей данного возраста.
Овладение иностранным языком как средством общения предполагает сформированность таких умений, которые позволили бы учащимся строить свои высказывания в соответствии с намеченной коммуникативной целью, определёнными условиями общения и правилами речевого поведения. При коммуникативно- ориентированном обучении, протекающем вне естественной языковой среды, формированию таких умений во многом способствует правильно организованная работа с текстами пьес, авторы которых являются носителями языка.
В этом материале фиксируется язык и структурные особенности разговорной и литературной речи, а также отражаются наиболее важные лексические, грамматические и стилистические изменения, происходящие в языке. В пьесах наблюдается максимальное приближение языка персонажей к образцам разговорно-литературной речи, поэтому они могут быть использованы как источник языковой информации, как иллюстрация правил ситуативно обусловленного употребления лексических единиц и грамматических явлений. В них предоставлены разнообразные ситуации общения, они могут служить образцом для адекватного речевого поведения в различных ситуациях общения.
Таким образом, исполнение песен, стихов – это один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.