Почему возникла необходимость обновлять свою технологию урока?
Тенденция развития современного общества, его глобализация и тотальная информация, бурный рост информационных потоков и не менее бурное развитие компьютерных технологий, затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе – образование.
Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения. Именно на уроках математики формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме.
Моя задача воспитать в каждом ученике способность понимать смысл поставленной задачи, умение правильно, логично рассуждать, стимулировать учеников к применению разнообразных способов работы, создать условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным и быть участником урока.
1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
В методической и психолого-педагогической литературе диагностике уровня знаний и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения, уделяется большое внимание. Процесс усвоения знаний – индивидуальный, поэтому необходимы такие формы диагностико-контролирующей работы, которые позволяют учитывать уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса. Традиционные формы контроля, как устный опрос и самостоятельные работы, требуют значительных временных затрат. Кроме того, во время проведения устного контроля (опроса) часть учащихся не следит за ответами. Письменные самостоятельные работы требуют от учителя много времени и усилий как на их составление, так и на проверку и систематизацию ошибок, допущенных учащимися. К серьезным недостаткам такой работы следует отнести то, что результаты проверки в лучшем случае сообщаются только на следующем уроке, когда ученик уже забыл ход решения задачи и проблемы его поиска для него не актуальны – ему важна только оценка. В результате все замечания по выполнению и оформлению решений остаются без внимания и ни о какой коррекции знаний говорить не приходится. Поэтому, уделяя должное внимание традиционным формам контроля, я применяю и свои формы и методы работы.
Как известно, процесс обучения состоит из нескольких этапов:
- сообщение новых фактов (чаще всего теоретические сведения);
- - усвоение этого материала (знание);
- применение этих сведений для доказательства других теоретических утверждений и решения задач (умение);
- коррекция усвоенных знаний (навыки);
- контроль уровня усвоения.
И на каждом этапе требуется знать, как идет процесс обучения, какие трудности или недочеты имеются у конкретного ученика в овладении знаниями или умениями. Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
На 1 этапе применяю математические диктанты. В начале года заводим отдельные тетради, лучше половинки, чтоб они отличались от рабочих тетрадей. И начинается наш урок с диктанта. По продолжительности он может длиться от 5 до 10 минут, не более. И самый важный момент, диктант должен быть проверен во время урока, здесь же даны комментарии по решению каждому ученику.
Преподавание начинается тогда, когда мы начинаем ощущать, воспринимать предмет сердцем, глазами ученика. Необходимо понять, что хорошо изучено учащимися, а на какие моменты следует обратить внимание, при этом учащиеся каждый урок получают оценку за свои знания и дают импульс для саморазвития, самоконтроля за своими знаниями. Обучение знаниям, умениям, навыкам – не цель, а только средство для того, чтобы помочь ученику стать полноценной, самостоятельной, творческой личностью, способной выбирать, принимать решения.
Так, например, в 11 классе после объяснения темы “Уравнение касательной” на следующем уроке проводим диктант (выбор вариантов оставляю за учащимися):
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
---|---|---|
1) Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке x0 | ||
y = x2 – 4xx0 = 2 |
y = x2-3x+5x0 = 1 |
y = y = -1 |
2) Определите какой угол образует с осью х касательная, проведенная к графику функции в точке с абсциссой х0 | ||
y = cos2xx0 = |
y = 3sin3xx0 = |
y = x0 = 2 |
3) Составьте уравнение касательной к графику функции: | ||
в точке х0 = 2 y = |
в точке х0 = 3 y = |
параллельной оси абсцисс y = 3x – x2 |
Иногда диктанты заменяю игрой “Получилось!”. Доска делится на три части, из каждого ряда по одному учащемуся выходят, решают одно и тоже задание. Остальные решают в тетрадях, если есть необходимость, то помогают тем, кто затрудняется с заданием. В конце игры, вместе с учащимися подводим итоги: что получается, какие возникли проблемы, на что следует обратить внимание.
Иногда практикую решение заданий, составленных учащимися дома. Домашнее задание звучит так: составить 3-4 задания по теме, записать на отдельном листе, а в тетради решить свои задания. В начале урока обмениваемся карточками, решаем, проверяем и делаем выводы: какие затруднения были при составлении заданий, сложные или легкие составлены задания, какие задания трудно решать и почему.
В геометрии кроме этих форм контроля использую такую форму как “вопрос – ответ”. После доказательства теоремы, сильные учащиеся формируют вопрос и задают классу. Это позволяет творчески подойти к пониманию темы, глубоко рассмотреть этот вопрос.
2. ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ
Абсолютно бесспорным является утверждение, что учащихся надо вооружать системой общих и специфических приемов деятельности – как умственное, так и практическое. В исследованиях проблемы “учить школьников учиться” выделяется проблема формирования общеучебных умений и навыков. Этапы формирования общеучебных приемов: диагностика, постановка целей, применение, специализация (от общеучебных к математическим и специальным приемам), закрепление – все это применяется в зачетной системе работы с учащимися на уроках. Уже 15-ый год работы применяю зачетную систему работы. С годами меняются как и формы, так и методы работы.
Цель зачетной системы работы: повысить ответственность учеников за результаты своего обучения, уменьшить число “не обучающихся” учеников.
Зачетные уроки – это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так еще и в большей степени для целей обучения, воспитания и развития учащихся.
В течение изучения темы учащиеся готовятся к сдаче теоретической и практической части зачета, решают домашний зачет (он предварительно вывешивается на стенде “Готовимся к зачету”), участвуют в семинарском занятии, решают самостоятельные и контрольные работы, тесты.
Зачет проводится по каждой изученной теме и способствует достаточно прочному усвоению темы. На зачет отводится два урока.
Зачетная система позволяет ученику исправлять свои ошибки: достигнув базового уровня, ученик может за счет выполнения творческих заданий выйти на более высокий уровень. Каждый, пожелавший исправить оценку, может пересдать зачет.
Перед проведением зачета проводится либо игра “Кто быстрей”, либо семинарское занятие по теме, либо тест, либо обобщающий урок. Игра “Кто быстрее” проводится с целью систематизировать знания учащихся по данной теме, узнать пробелы в знаниях учащихся и индивидуально помочь каждому ученику.
I. Игра “Кто быстрей”
Например: в 11 классе тема “Производная”. На доске пишутся задания обязательного уровня.
1 вариант | ccccc | 2 вариант |
Найти f”(x0) - ?
|
||
1) f(x) = x4, x0 = -1 | 1) f(x) = x5, x0 = -1 | |
2) f(x) = sinx-cosx x0 = | 2) f(x) = cosx-sinx x0 = | |
3) f(x) = 1+3x0 = 2 | 3) f(x) = 2+1/x3 x0 = 2 | |
4) f(x) = 4x3*x4 x0 = 1 | 4) f(x) = 6x4/x2 x0 = 1 |
Решив, учащийся сверяет свои ответы, и если все верно, получает следующую карточку, если есть ошибка – получает консультацию, дополнительное задание.
Карточка № 1
Найти f”(x) - ?
1 вариант | ccccc | 2 вариант |
1) y = x * tgx | 1) y = ctgx * ex | |
2) y = | 2) y = tg2x | |
3) y = 2x * cos6x | 3) y = e3x * sin5x | |
4) y = | 4) y = |
Карточка № 2
Найти f”(x) - ?
1 вариант | ccccc | 2 вариант |
1) y = 3+e7x-9 | 1) y = -en3x | |
2) sin(tg3x) | 2) cos(e3x) | |
3) cos3 (en) | 3) tg2 (sinx) |
Карточка № 2
Вычислите скорость изменения функции в точке х0
1 вариант | ccccc | 2 вариант |
1) y = + , x0 = 1 | 1) y = -, x0 = 0 | |
2) y = (-2), x0 = - 0,5 | 2) y = (+1) , x0 = 1 |
II. Семинарское занятие проводим по плану:
- исторический материал,
- что необходимо знать по теме,
- каверзные вопросы,
- моментальные решения и ответы,
- новое по теме,
- сложное и интересное,
- заключение.
К семинарскому занятию готовимся заранее, за две недели объявляется тема, план проведения, список литературы.
В последние несколько лет наблюдается активный поиск приемов и средств повышения эффективности обучения в школе. Один из действенных приемов – это дифференциация обучения, личностно-ориентированный метод. Такие занятия помогают учащимся найти свой образ, свою “траекторию” развития. Ученик имеет выбор, определенную степень свободы. Даже те, кто на уроках не могли показать свои способности, подготовившись, могут удивить учащихся. Так, ученица 10 класс на семинарском занятии “тригонометрические уравнения и неравенства” предложила уравнение a sin x + b cos x = c решать с введением новой переменной и составления системы уравнений, где второе уравнение будет основное тригонометрическое тождество sin2 x + cos2 x = 1
Так, например, решить уравнение sin +cos=1
Введем переменную sin =t , cos=z,
учитывая основное тригонометрическое тождество sin2 +cos2=1, получим систему
Семинарские занятия позволяют обобщить изученное, осуществить “взгляд сверху” на изучаемую ситуацию, выявить закономерности, которые позволят открыть путь для получения новых утверждений.
В старших классах перед зачетом проводим “Пресс-конференцию”. Выбираются докладчики по разделам темы, корреспонденты (учащиеся готовят вопросы по темам), эксперты (учащиеся, которые помогают докладчикам в выборе материала, анализируют ответы и подводят итог урока), содокладчики (эти учащиеся готовят задания по теме, для проверки практических навыков), историки (готовят исторический материал), оформители (делают домашние заготовки по темам:
- главное по теме,
- это интересно,
- возьмем на заметку, и в течении урока заполняют газету) .
Такие уроки интересны учащимся, они позволяют им демонстрировать технику мышления, умение систематизировать изученное, рефлексы познавательной деятельности, оценивать, взаимооценивать, умению работать с дополнительной литературой, решать проблемы.
Зачет проводим как по алгебре, так и по геометрии. И, учитывая темы, предмет (алгебра или геометрия) варьирую зачет. Так, по каким-то темам достаточно проверить только теоретическую часть, т.к. она включает и практические вопросы. Тогда учащиеся сдают только теорию. Дифференцировано подходим к заданиям, но на зачете не настаиваю на выборе того или иного задания, а спрашиваю у учащегося, какой уровень он выбирает. Если же в ходе работы ученик видит, что эту работу он может выполнить, то ему предлагается другая работа. Если учащийся не доволен результатами своей работы, то он в течении двух недель может пересдать зачет. Составление зачетной карточки предполагает не только знание материала, а изучение его на более высоком уровне.
Открытые листки учета знаний вывешиваются в классе, на них отражаются результаты сдачи зачетов. Они служат для учеников мобилизирующим стимулом, позволяют им работать целенаправленно, следить за своим продвижением и четко знать, что из изученного еще требует доработки и какие темы в течение года будут сдаваться. (Приложение № 1)
“Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти” сказал Плутарх, эти слова должны стать девизом в работе, чтобы сделать обучение таким, чтобы дети хотели бы учиться, не боялись учиться и стремились учиться.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Для этого в зачет вводятся номера, позволяющие формировать творческие способности учащихся. После темы, задаем творческие работы:
- Это надо знать по теме
- В рисунке – вся тема
- Кроссворды по теме
- Расскажу вам сказку
- Каверзные вопросы
- Новое и интересное
Также практикую составление карточек-заданий по теме с определенным заданием. Например, “задания – минутки” или сложные задания. После выполнения таких заданий в классе показываются наиболее творческие работы, оцениваются и в следующий раз таких работ появляется все больше.
При контроле за деятельностью учащихся проводятся специальные уроки, которые позволяют определять ученику уровень своих потенциальных возможностей и выбирать те задания, с которыми на сегодняшний день он может справиться. Если провести сравнительную диагностику на “входе” (при прохождении темы) и на “выходе” (при сдаче зачета), то можно еще раз удостовериться, что данная система дает хорошие результаты.
Сравнительная диагностика (2004г.)
Класс |
Тема |
Качество знаний |
Средний балл |
Качество знаний |
Средний |
---|---|---|---|---|---|
5а | Действие с натуральными числами | 66,6 |
3,6 |
81 |
4,3 |
Формулы | 57,1 |
3,3 |
77,7 |
3,9 |
|
9а | Система уравнений (алгебра) | 58 |
3,6 |
65,5 |
4 |
Подобие фигур (геометрия) | 52 |
3,4 |
64,8 |
3,8 |
В 8 классе при закреплении темы “четырехугольники” проводим урок “Презентация четырехугольников”. Учащимся дается задание: принести четырехугольники, описать их свойства, приготовить вопросы по каждой фигуре, составить и решить две задачи. Ребята приносят четырехугольники, изготовленные из теста, яблок, прутьев, цветов, бумаги, проволоки, дерева. Урок начинается с презентации параллелограмма. Четверо учащихся выходят со своими фигурами и описывают их свойства, потом учащиеся, сидящие в классе, задают им вопросы, а далее предлагается классу решить наиболее интересные задачи. И так по каждому виду четырехугольников.
Цель работы: оценить степень достижения запланированных результатов, систематизировать и обобщить материал по данной теме, творчески подойти к решению.
Зачетная система работы активизирует информационный обмен, позволяет оперативно реагировать на процессы усвоения знаний, вносить необходимые коррективы, направлять процесс формирования знаний, умений и навыков, реагировать на адекватность восприятия информации, строить урок как взаимодействие двух систем – обучающей и обучаемой, активизировать в целом весь учебный процесс, существенно сократить время на изучение материала.