Цель урока:
- Ввести представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, о непрерывном и хаотичном движении молекул, о зависимости скорости движения молекул от температуры тела.
Оборудование:
- набор для демонстрации строения молекул,
- сосуды, вода, медный купорос, аммиак, фенолфталеин,
- ящик с разрезанным апельсином в нем.
Ход урока
Учитель биологии.
1. Организационный момент, сообщение цели урока.
2. Повторение и контроль предыдущего материала. (Этот этап урока проводится в форме соревнования. Класс делится на 4 команды.)
Конкурс кроссвордов
По горизонтали:
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. (Молекула)
- 68% этого газа входит в состав воздуха. (Азот)
По вертикали:
- Частицы, на которые делится молекула. (Атом)
- Определенный вид химических атомов. (Элемент)
- Газ, входящий в состав воздуха, необходимый всем живым организмам. (Кислород)
(За каждое слово 1 балл.)
Конкурс капитанов
Капитаны выбирают карточку с надписью названия вещества:
КИСЛОРОД | ОЗОН | ВОДА | УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ |
Задание:
- Построить макет структурной формулы вещества из набора.
- Описать свойства вещества. (Агрегатное состояние, цвет, запах, роль в природе.)
(Полный ответ 3 балла.)
Кто быстрее
(фронтальный опрос, за верный ответ 1 балл)
- Что находится между молекулами?
- Как переводится с греческого атом?
- Какую частицу можно увидеть в современном микроскопе?
- Сколько сейчас известно химических элементов?
Подведение итогов соревнования, выставление оценок:
- 7 – 9 баллов – “5”;
- 5 – 6 баллов – “4”;
- 3 – 4 балла – “3”
Учитель физики.
3. Новый материал.
Учитель: Вы знаете, что между молекулами есть промежутки. Опираясь на эти знания, попробуем объяснить некоторые явления. (Внести открытый непрозрачный ящик, в котором лежит апельсин.) Что в ящике? Как вы догадались?
Ученики: В ящике апельсин, распространяется запах.
Учитель: Это значит, что молекулы апельсина перемешались с молекулами воздуха. А другие вещества могут сами собой перемешиваться? Рассмотрим примеры.
Учитель физики.
Опыт с раствором медного купороса (два сосуда готовятся заранее: за 14 и за 7 дней, третий заполняется на уроке).
Вывод: Жидкости сами собой перемешиваются.
Учитель биологии.
Опыт с фенолфталеином и аммиаком.
Вывод: Газы сами собой перемешиваются.
Учитель физики.
Пример смешивания золота и свинца. (Рассказать)
Вывод: Твердые тела сами собой перемешиваются.
Сделайте вывод.
Ученики: Твердые тела, жидкости и газы сами собой перемешиваются.
Учитель: Это явление называется диффузия (определение диффузии записать в тетрадь). Прочитаем определение в учебнике.
Ученики: Читают вслух определение.
Учитель: Это явление показывает важное свойство, которым обладают молекулы – движение. Скорости молекул веществ, находящихся в разных состояниях различны. Исходя из ранее приведенных примеров и опытов, сравните.
Ученики:
- Газы – самые быстрые молекулы.
- Жидкости – скорость молекул меньше чем в газах.
- Твердые тела – молекулы еле колеблются около своего положения.
Учитель: Объясните следующие явления с точки зрения молекулярного строения вещества:
- Белое бельё, замоченное вместе с цветным, окрасилось.
- Огурцы через несколько дней после того, как их положили в рассол, стали солеными.
- Бросая заварку в кипяток, он окрасился.
Ученики поясняют явления.
Учитель: Почему чай завариваем кипятком, а не холодной водой?
Ученики: Холодной водой не получится.
Учитель: Получится, но времени потребуется больше, потому что скорость движения молекул зависит от температуры тела. (Этот вывод записать в тетрадь).
Учитель биологии.
Домашнее задание: § 10, вопросы к параграфу.
Урок – путешествие 8 класс
Тема: Тепловые явления в сельскохозяйственном производстве
Цель урока:
- Обобщение изученного материала по теме “Тепловые явления”.
- Формирование умений применять знания в быту, народном хозяйстве.
Ход урока
1.Организационный момент. Сообщение цели и формы проведения урока
2.Содержание урок.
Мы сегодня с вами совершим путешествие в страну Тепловых явлений. Перед вами карта (см. рис. № 1). На ней указан маршрут вашего пути. Итак, путешествие начинается, и мы с вами отправляемся в дорогу. На пути нас ждут различные испытания, поэтому давайте вспомним основные понятия, которые мы изучали в разделе “Тепловые явления”.
Рис. 1
1-й ученик рассказывает о тепловом движении, внутренней энергии, способах её передачи.
2-й ученик рассказывает об агрегатных состояниях вещества и переходе из одного состояния в другое.
Пока ребята нам напоминали об основных понятиях связанных с тепловыми явлениями, перед нами раскинулась долина формул, чтобы её пересечь, нужно выполнить задание:
Пояснить назначение данных формул и описать каждую физическую величину, входящую в данную формулу:
Q=cm(t2-t1)
Q = m
Q=Lm
=m/V
Долина формул позади, а наша тропа ведет нас к реке Физическая величина. Давайте вспомним:
- Без какой физической величины описание тепловых явлений будет неполным?
- Что такое температура?
- Какой прибор служит для измерения температуры?
- Какие виды термометров применяют в сельском хозяйстве?
- Какие ещё разновидности термометров вы знаете?
Посмотрите, мы уже и речку с вами перешли. Но что это впереди? Село Нерешенных задач. Ребята, жители этого села давно не улыбаются. У них проблема – они не могут решить задачи термодинамике, поможем им?
Ученики самостоятельно решают расчетные задачи, которые сразу же проверяются учителем. Сильные ученики решают 2-3 задачи, слабые 1.
Примеры задач:
Какое количество теплоты отдает кирпичная
печь массой 0,35 т, остывая на 50оС?
Мы уже прошли большую часть пути, можно и отдохнуть, но впереди поляна Смекалистых. Как только мы её пройдем сразу сделаем привал, а пока вопросы с поляны:
- Почему роса бывает обильной после жаркого дня?
- Почему лесные дороги более грязные, чем полевые?
- Какая почва прогревается солнцем быстрее – влажная или сухая?
- Почему внутри парника температура значительно выше, чем снаружи?
- Почему цистерны для перевозки молока покрывают белой краской?
- Почему после мытья полов в помещении становится прохладнее?
Ну а теперь можно и отдохнуть. А привал мы устроим в деревне Любителей Кроссвордов.
Каждый индивидуально отгадывает кроссворд и сдает учителю.
- Природное явление, наступающее после морозов с повышением температуры. (Оттепель)
- Физическая величина – мера теплового состояния тел. (Температура)
- Газообразное состояние воды. (Пар)
- Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое. (Плавление)
- Единица измерения количества теплоты. (Джоуль)
- Один из тактов двигателя внутреннего сгорания. (Сжатие)
- Парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости. (Испарение)
Ваше время истекло, и путешествие наше заканчивается. Поспешим на лодочную станцию, чтобы вернуться назад.
4. Подведение итогов урока.
Звёздный час
Тема: Давление 7 класс.
Цели:
- обобщение изученного материала по теме давление;
- формирование умений применять знания к решению качественных задач, воспитаний интереса к предмету
Ход урока
1. Организацыонный момент.
Сообщение цели урока и формы его проведения.
2. Игра.
I ТУР ВОПРОС - ОТВЕТ
Зачитывается вопрос и варианты ответов. Ребята поднимают карточку с номером верного ответа. За каждый правильный ответ учащийся получает звезду, в следующий тур выходят 6 человек, первыми набравшими 4 звезды.
1. Если увеличить площадь поверхности, на которой стоит гиря в 8 кг, то давление, оказанное на эту поверхность…
1. Увеличится.
2. Уменьшится.
3. Не изменится..
2. Единица измерения давления называется:
1. Паскаль.
2. Джоуль.
3. Ньютон.
3. Если уменьшить объем сосуда, содержащего газ, что произойдет с давлением газа на стенки этого сосуда:
1. Уменьшится.
2. Увеличится.
3. Не изменится.
4. Давление газа – это:
1. Действие газа на дно и стенки сосуда.
2. Сила, действующая на газ.
3. Удары молекул газа.
5. Если поршень в сосуде с газом перемещать ко дну сосуда, то давление
1. Будет везде одинаково передаваться.
2. У поршня будет больше.
3. На дно будет наибольше.
6. От чего не зависит давление жидкости на дно и стенки сосуда
1. От высоты столба жидкости.
2. От роли жидкости.
3. От площади дна сосуда.
7. Если в сообщающийся сосуд налить две разные жидкости, то уровень выше будет у той жидкости, у которой
1. Плотность меньше.
2. Плотность больше.
3. Не зависит от плотности.
8. Какой из перечисленных предметов не является сообщающимся сосудом:
1. Кофейник.
2. Скороварка.
3. Полив.
9. Прибор для измерения атмосферного давления называется
1. Манометр.
2. Гидрометр.
3. Барометр.
10. Какое атмосферное давление считается нормальным?
1. 700 мм.рт.ст.
2. 133,3 Па.
3.176 Па.
11. Как связано атмосферное давление с высотой?
1. Чем больше высота, тем меньше давление.
2. Чем больше высота, тем больше давление.
3. Никак.
12. От чего зависит Архимедова сила?
1. От высоты столба жидкости.
2. От массы жидкости
3. От плотности жидкости.
13. Тело всплывает, если
1. Fт > Fа.
2. Fт < Fа.
3. Fт = Fа.
14. Назовите газ, которым наполняют воздухоплавательные аппараты.
1. Нагретый воздух.
2. Кислород.
3. Азот.
15. Как нужно передвигаться по хрупкому льду?
1. Медленно наступая
2. Ползком
3. Бегом
II ТУР ФОРМУЛЫ
Составить формулы, связывающие предложенные физические величины. Кто больше формул придумает за 2 минуты, тот выходит в следующий тур, а в следующем туре участвуют 4 человека. Звезду получает ученик, придумавший больше всех формул.
Предлагаются следующие физические величины:
F, S, , h, m, p, g, P, V, t.
III ТУР ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ
Вопрос зачитывается, а варианты ответов на стенде на карточках с номерами. Ребята поднимают табличку с номером правильного, по их мнению, ответа. В финал выходят двое, первыми правильно ответившие на 3 вопроса.
1. Все эти ученые занимались изучением атмосферного давления.
1. Галилей.
2.Торричелли.
3.Аристотель.
4.Евклид.
2. Эти жидкости расположены в порядке убывания их плотности:
1. Ртуть.
2. Вода.
3. Ацетон.
4. Спирт.
3. Джоуль – это единица измерения
1. Работы.
2. Мощности.
3. Энергии.
4. Количества теплоты.
4. Эти понятия связаны с плаванием судов:
1. Осадка.
2. Водоизмещение.
3. Грузоподъёмность.
4. Ватерлиния (0).
5. На какую глубину можно погружаться под воду в батискафе?
1. 10919 м.
2. 9450 м.
3. 14010 м.
4. 20119 м.
6. Как нужно поставить брусок, чтобы он производил наибольшее давление на стол. (см.рис. 2) (4).
Рис. 2
7. Все эти выражения являются давлением:
1. F/S.
2. gh.
3. gжVт.
4. ma/S.
ФИНАЛ
Нужно дать характеристику понятия “давление”. У финалистов есть 1 минута для подготовки, после чего они по очереди говорят фразу о давлении. Побеждает тот, кто скажет последнюю фразу. У кого больше звезд имеет право ставить вместо ответа звезду.
Ребята, выбывшие из игры, принимают участие во II и IV турах, помогая товарищам.
3. Подведение итогов урока.
СВОЯ ИГРА
9 класс
Проводится по правилам одноименной телевизионной игры в конце учебного года.
1 раунд
УЧЕНЫЕ | ЗАКОНЫ | ЯВЛЕНИЯ | ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА | ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Вопросы (ответы)
УЧЕНЫЕ
10: Кто благодаря опытам по рассеянию а-частиц определил истинное строение атома. (Англичанин Эрнест Резерфорд в конце Х1Х в.)
20: Этот ученый делал важные открытия, бросая с верхней площадки пизанской башни шары. Кто это? (Галилео Галилей, так он изучал свободное падение тел. А его ученик Пико Дела Мирандолло забрасывал шары массой 10 кг на верх башни(54,5 м).)
30: В честь какого ученого назван первый университет в г. Москве. (В 1755 г по проекту Михаила Васильевича Ломоносова был организован Московский университет, который с 1940 г. носит его имя.)
ЗАКОНЫ
10: Сформулируйте законы отражения света. Угол падения равен углу отражения. (Падающий и отраженный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром в точке падения.)
20: Архимед решал задачу царя Сиракузы Гиерона, а открыл закон. Сформулируйте этот закон. (На тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу жидкости в объеме данного тела.)
30: Сформулируйте законы движения Ньютона.
- Любое тало, до тех пор, пока оно остается изолированным, сохраняет свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения.
- Произведение массы тела на его ускорение равно силе, с которой на него действуют окружающие тела.
- Силы, с которыми взаимодействуют любые два тела, всегда равны по величине и противоположны по направлению.
ЯВЛЕНИЯ
10: При каком явлении можно наблюдать разложение белого света по длинам волн. (Радуга.)
20: Какое явление лежит в основе работы камертона? (Резонанс.)
30: Назовите природное явление, представляющее собой искровой газовый разряд. (Молния.)
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
10: Какая физическая величина равна отношению плотности тела к его объему? (Масса.)
20: Какая физическая величина характеризует работу электрического тока. (Электрическое напряжение.)
30: Дайте определение температуры тела. (Температура – это физическая величина, характеризующая тепловое состояние тела.)
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ
10: Назовите единицу измерения электрического заряда. (Кулон.)
20: Единица измерения какой физической величины названа в честь ученого, открывшего основные законы механики. (Сила. Ньютон.)
30: Какая единица измерения может быть выражена так: кг/(м·с2). (Паскаль.)
2 раунд
СЛУЧАЙ | ПЕРВЫЕ | ИСТОРИЯ | МЕХАНИЗМЫ | ПРИРОДА |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
Вопросы (ответы)
СЛУЧАЙ
10: Это явление было случайно открыто Беккерелем из-за пасмурной погоды. (Явление радиоактивности.)
20: Какой фрукт помог открыть известный закон известному ученому. (Согласно легенде, яблоко упало на голову Ньютону, так он открыл закон всемирного тяготения.)
30: Случай привел к созданию важнейшей физической теории – электромагнетизм. В чем заключается опыт, положивший начало этой теории. (Опыт Эрстеда: если над магнитной стрелкой параллельно её оси расположить проводник, подключенный к источнику тока, и замкнуть цепь, то стрелка отклонится. При размыкании цепи стрелка возвращается в первоначальное положение. Это говорит о том, что вокруг проводника с током существует магнитное поле.)
ПЕРВЫЕ
10: Сколько колес было у первого автомобиля? (Два.)
20: Кто построил первый прибор для трансформации переменного тока? (Яблочков Павел Николаевич в 1878 г.)
30: Назовите страну, в которой был запущен первый спутник Земли. (СССР.)
ИСТОРИЯ
10: В каком году были открыты рентгеновские лучи? (В 1895 г.)
20: После многочисленных безуспешных опытов в 1831 г Фарадею удалось получить … что? (Электрический ток с помощью магнита (индуктивный ток).)
30: Когда было изобретена фотография? (Датой изобретения фотографии считают 1839 г., когда Л. Ж. М. Дагер сообщил Парижской академии о способе фотографирования, названном им в собственную честь дагеротипией.)
МЕХАНИЗМЫ
10: Как объяснить то, что режущие части сельскохозяйственных машин делают заостренными. (Давление, производимое твердым телом обратно пропорционально площади поверхности, на которую оно оказано.)
20: Почему для резки металла используют ножницы с короткими лезвиями и длинными ручками? (Ножницы это рычаги, по правилу равновесия рычага, отношение сил, приложенных к рычагу, равно обратному отношению их плеч.)
30: Объясните принцип действия жидкостного насоса. (Основной частью насоса являются поршень, снабженный клапаном и цилиндр с клапаном. Когда поршень опускается вниз, в нем закрывается клапан под действием воды под ним, а клапан в цилиндре открывается и впускает новую порцию воды. При подъеме поршня клапан в цилиндре закрывается, а клапан в поршне открывается, и вода попадает в верхний резервуар.)
ПРИРОДА
10: Какое дерево чаще поражается молнией, почему? (Дуб, его корни проникают глубоко в землю до водоносных слоев почвы и служат заземлением.)
20: Какое явление позволяет кошкам видеть ночью? (Отражение света, за сетчаткой глаза расположена отражающая оболочка. В полной темноте кошки не видят.)
30: Какой закон физики хорошо известен рыбам? (Закон Архимеда, условия плавания тел.)
Финал
Что представляет собой явление фотоэффекта? (Фотоэффект – испускание электронов веществом под действием электромагнитного излучения.)