Место урока в изучаемой теме “Квадратные уравнения”:
- Основные понятия: квадратное уравнение; полное, неполное квадратное уравнение; приведенное квадратное уравнение; корни квадратного уравнения, их количество.
- Известные способы решения квадратных уравнений: разложение на множители; графический способ; выделение полного квадрата.
- Формула корней приведенного квадратного уравнения, (полное квадратное уравнение сводится к приведенному делением обеих частей уравнения на коэффициент а ? 0).
- Теорема Виета.
- Формулы корней квадратного уравнения (полного с нечетным и четным коэффициентом b).
Такая последовательность изучения материала продиктована желанием убедить учащихся в удобстве применения частных формул для нахождения корней квадратного уравнения – полного с четным коэффициентом b и приведенного, а также уравнений, сумма коэффициентов которых равна нулю (выводится с помощью теоремы Виета).
Так, пока они не знают основную формулу корней квадратного уравнения, вынуждены решать приведенное уравнение по выведенной с помощью выделения полного квадрата формуле (даже если коэффициенты при этом – дробные числа). Зато потом, когда, наконец, выводится основная формула, учащиеся могут осознанно выбрать, какую формулу удобно применить при решении того или иного уравнения и без труда воспользоваться ею. Обычно же дети “зацикливаются” на основной формуле и с нежеланием применяют другие (если учитель не настаивает, то и не будут применять удобные для того или иного случая формулы).
Продолжительность: два (спаренных) урока.
Ход урока
I. Повторяем известные (к этому уроку) сведения о квадратных уравнениях
1) Общий вид квадратного уравнения …
2) Сколько корней может иметь квадратное уравнение? …
3) Как называются квадратные уравнения, если коэффициенты b или с равны нулю? …
4) Как называется квадратное уравнение вида х2 + px + q = 0 ? Почему он так называется?
5) По какой формуле находятся корни приведенного квадратного уравнения? …
6) Что определяет количество корней квадратного уравнения? …
II. Гимназистам предлагается устно решить задания, записанные на доске
(1) Решая уравнение 9х2 + 513х – 172 = 0, нашли, что оно имеет корни
Выясните, правильно ли решено уравнение.
(2) Докажите, что ни при каких целых значениях p, число 105 не может быть корнем уравнения
х2 + p x – 32108 = 0.
(3) Решить уравнение: 1998 х2 – 907 х + 1091 = 0.
(4) Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа 2 + и 2 – .
(Eстественно, гимназисты не просто в затруднении, они в недоумении: как такие задания можно решить устно?)
Итак, перед нами стоит задача: дополнить уже известные сведения о квадратных уравнениях, установив зависимость между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения.
В результате работы на уроке, необходимо
узнать
III.
Двум парам успешных в математике
гимназистов дается задание, которое они будут
выполнять самостоятельно, пока класс занят
другой общей работой
Карточка № 1 для одной пары:
1. Запишите формулу корней приведенного квадратного уравнения. 2. Найдите х1 • х2 и х1 + х2 , если х1 и х2 – корни уравнения
Карточка № 2 для другой пары:
Даны числа m; n; p; q такие, что m + n = – p, m • n = q. Докажите, что m и n – корни уравнения х2 + px + q = 0.
IV. Работа с классом
На доске записаны четыре квадратных уравнения:
1) х2 – 4х + 3 = 0;
2) 4х2 + х – 3 = 0;
3) 3х2 – 21х + 36 = 0;
4) х2 + 7х – 10 = 0;
Гимназистам предлагается самостоятельно найти корни данных уравнений, и первый, кто
выполнил задание, выписывает рядом с уравнением найденные корни, их сумму и произведение.
После проверки правильности найденных корней, замечают (по просьбе учителя) закономерность в соотношении найденных корней и коэффициентов уравнения. А на вопрос, случайно ли такое совпадение, учитель просит ответить гимназистов, работавших с карточкой № 1.
V. Результаты своей работы один из работавших в паре гимназистов, поясняя, записывает на доске
1) х2 + px + q = 0 – приведенное квадратное уравнение, корни его находим по формуле: .
2) х1 • х2 = ;
х1 + х2 =
Таким образом,
если х1 и х2 – корни квадратного уравнения, то х1 • х2 = q и х1 + х2 = – p.
- Это соотношение впервые заметил и доказал великий французский математик Франсуа Виет, поэтому утверждение носит название теоремы Виета, (информация о Виете).
(*) – Иллюстрацией того, что теорема справедлива не только для приведенных квадратных уравнений, но и для уравнений общего вида, являются второе и третье уравнение из предложенных в пункте IV: действительно,
p =и q = (а 0)
(*) – Следует обратить внимание учащихся на то, что теорема Виета справедлива и тогда, когда квадратное уравнение имеет один корень, просто в этом случае считают, что уравнение имеет два одинаковых корня, к которым и применяют указанные выше соотношения.
VI. Учащимся предлагается попробовать сформулировать обратное утверждение
После обсуждения и окончательной формулировки обратной теоремы к доске приглашается один из учеников, работавших с карточкой № 2. Он объясняет свое решение:
т.к. m; n; p; q такие, что m + n = – p, m • n = q, то х2 – (m + n)х + mn = 0; х2- mx – nx + mn = 0;
x(x – m)- n(x – m) = 0; (x – m)(x – n)= 0, т.е. числа m и n
– корни уравнения х2 + px + q = 0.
Пример:
а) х2 + 9x + 14 = 0;
б) х2 + 4x – 12 = 0;
в) х2 – 3x – 28 = 0
- определить знаки корней предложенных уравнений;
- если знаки различные, определить, модуль какого корня больше (положительного или отрицательного);
- постараться подобрать корни данных уравнений.
После устного обсуждения записать решение одного из уравнений. Затем учащиеся самстоятельно подбором находят корни уравнений, которые записаны на откидной доске:
1) х2 – 6x + 8 = 0 2) х2 – 10x + 21 = 0 3) х2 – 8x – 20 = 0 |
4) х2 + x – 6 = 0 5) х2 – x – 42 = 0 6) х2 – 5 x – 6 = 0 |
7) х2 – 10x + 25 = 0 8) х2 – 7x – 12 = 0 9) х2 + 2x – 24 = 0 |
(Задание выполняется учащимися самостоятельно с последующей проверкой,в тетради достаточно записать номер уравнения и найденные корни.)
VII.
Работа над формулировками теоремВ результате чего делается вывод в каком случае при решении задач применяется теорема Виета, а в каком – теорема обратная ей.
(Для иллюстрации рассматриваются задания п.VIII, которые предстоит решить.)
VIII.
Задания(Для удобства – карточка с заданиями на каждой парте.)
№ 1
Составить квадратное уравнение, если известны его корни:
а) 7 и 2;
б) – 2 и 4;
в) – 2 и – 8;
г) – 8 и 3;
д) 1+ и 1 – ;
е) и
(*) – (а) и (б) – решение записывается на доске учеником, корректируется учителем.
(в) – (е) – решаются самостоятельно с последующей проверкой у доски.
№ 2
Один из корней уравнения х2 + px – 35 = 0 равен 7. Найдите другой корень и коэффициент p.
(*) – После обдумывания и обсуждения оформление решения выполняется учителем на доске.
№ 3
При каких значениях k произведение корней квадратного уравнения х2 + 3х + (k2 – 7k + 12) = 0 равно нулю?
(*) – Решается самостоятельно с последующей проверкой.
№ 4
При каких значениях k сумма корней квадратного уравнения х2 + (k2 + 4k – 5)x – k = 0 равна нулю?
(*) – Решается самостоятельно с последующей проверкой, в результате которой предполагается обнаружить ошибку (k = 1, но k -5). Обсудить решение.
(?) В качестве вывода: Что можно сказать о
коэффициентах p и q, если
произведение корней равно нулю;
IX. Закрепление изученного материала
Для закрепления понимания гимназистами зависимости между знаками корней квадратного уравнения и знаками соответствующих коэффициентов им предлагается самостоятельно заполнить таблицу (поставить знаки “+”, “-” или 0).
(С последующим обсуждением.)
q |
p |
|
x1 > 0; x2 > 0 |
+ |
- |
x1 < 0; x2 < 0 |
+ |
+ |
x1 > 0; x2 < 0 | x1 | > | x2 | | x1 | < | x2 | |
- |
- + |
х1 * х2 = 0 x1 + x2 = 0 |
0 - |
0 |
Учащимся напоминается цель урока и снова предлагается решить вводные задания (п. II):
- как выполнить проверку найденных при решении квадратных уравнений корней ( 1 ), ( 2 )?
- как находить в несложных случаях корни квадратного уравнения подбором ( 3 )?
- как составить квадратное уравнение по известным его корням ( 4 )?
Теперь они без труда отвечают на поставленные вопросы.