Творчество и сотрудничество на уроке

Разделы: Иностранные языки


Творчество и сотрудничество на уроке.

Педагогика сотрудничества не была изобретена. Учителя-экспериментаторы лишь увидели ее, смогли увидеть в результате своих многолетних трудных экспериментов. Они научились хорошо учить всех, не разделяя детей по способностям и в то же время предоставляя каждому учиться на пределе своих сил, что ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общий корень их поисков и находок – сотрудничество с детьми.

Педагогика сотрудничества очень трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм. Сегодня именно методики - главное звено в цепи “Личность, культура и профессионализм” (знание методик). Они доступны, определены, их можно распространять, и они меняют характер учителя, заставляют его тянуться к культуре.

Нет дисциплины? Здесь царит дисциплина другого рода. Ее источник не учитель, как бы он авторитетен ни был, а труд. Сотрудничество имеет корень труд, трудом держится, к труду зовет, трудом награждается. Карательная педагогика трудом наказывает, педагогика сотрудничества трудом награждает. Карательная педагогика толкает к труду, сотрудническая – зовет к труду. Вот два главных орудия двух педагогик: у карательной – наказания, у педагогики сотрудничества – успех. Совесть педагога, который ищет добра детям, - вот высший орган апробации.

Совместный труд невозможен без руководства, без совместной требовательности всех работающих вместе. Это непременное условие всякой доброй работы.

Верь в себя! Верь в ребенка! Верь в передовую науку и практику! И не вреди!

Ребенок не просто сосуд для наполнения. Это – личность, несущая в себе суверенный и разнообразный мир растущей личности. Я не воспитываю, не держу в голове, что из него надо что-то сделать. Он не маленький, он не большой – он человек, он другой. Мы равны перед нашим общим делом, и он, и я заинтересованы в нем. Как в семье!

Дети даны нам для нашего бескорыстия. Жизнь должна идти вперед, родители все отдают детям, а дети – своим детям, и так эта эстафета бескорыстия идет через века.

У каждого человека во внутреннем мире есть то, во что он верит. Вера - своего рода материал, из которого выстроен наш внутренний мир. Надежда – его план, маршрут его движения. Надо верить в любовь и совесть – и более простого способа достичь своей цели в воспитании нет.

Главный стимул учиться – неизвестность. Смысл учебного процесса – не передача суммы знаний, а сама личность школьника. Поэтому учебный процесс заключается в моделировании тех или иных ситуаций, их проживание с помощью хорошо продуманных и организованных, апеллирующих к внутреннему миру, чувстам, эмоциям, опыту обучаемых, языкового и речевого материала.

Не могу не процитировать 10 советов Симона Соловейчика, котрые служат мне своеобразным компасом в моей работе.

  1. Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Пусть они придумывают все время.
  2. Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится.
  3. Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы 10 минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.
  4. Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.
  5. Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
  6. Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.
  7. В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
  8. Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все.
  9. Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше раговаривать – меньше придется кричать на них.

В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.

Как воплощаются эти советы на деле? Каждая тема во всех УМК И.Л.Бим предполагает выход на какой-нибудь проект. Даются темы рекомендуемых проектов, но это не всегда совпадает с мнением детей. Поэтому, начиная работу над темой, мы с ребятами отталкиваемся от тех ассоциаций, которые она вызывает и намечаем свои проекты, определяем необходимый для его исполнения круг подтем, соответственно и дополнительный материал. Инициатива исходит от детей. Если же какая-то из тем не вызывает особого отклика в душах моих детей, то на первых же уроках стараюсь дать им материал проблемного или познавательного характера. Возникает искорка, начинает работать фантазия, поступают предложения.

Так, например, при изучении в 7 классе темы “Что мы называем своей Родиной” ребята решили подробнее рассказать своим зарубежным друзьям о Хакасии. В ходе обсуждения проекта родилась новая идея провести урок защиты проекта в форме встречи друзей в Вене! Идея пришлась всем по душе. Подготовка не оставила никого равнодушным! Результаты были ошеломляющими: был отснят видеофильм о нашем городе, его окрестностях, природе, использованы при этом иллюстрации из “Красной книги” и сделан отличный монтаж! Ребятам, представлявшим Австрию, пришлось очень непросто, но они проявили и приложили максимум фантазии и сил для реализации своей задумки. Это были незабываемые вечера, когда они снимали видеосюжеты о достопримечательностях Вены, Австрии у меня на дому! Рекламные проспекты, газеты и даже элементы национальных костюмов - все было учтено. В ходе же защиты ребята неожиданно сделали вывод, что наша малая родина имеет сходства с Австрией: природа, животный и растительный мир, прекрасные традиции.

Другой пример заключительного урока по теме “Путешествие по Германии” в виде игры “Звездный час”. Участники игры выбирались на уроке, а не заранее. Для этого необходимо было оригинально представить себя, отразив в визитке изученную тему! Кроме того, домашние заготовки состояли из выученных стихотворений о городах Германии, собственных стихов, интересной дополнительной информации о стране изучаемого языка. Ребята готовились не только индивидуально, но и мини-группами, так как дополнительную информацию необходимо было представить наглядно ( коллажи, газеты,фоторепортажи и т.д.). Жюри назвало имена нескольких участников, которым предстояло состязаться в знаниях о стране. Этапов и вопросов было столько, чтобы все попробовали свои силы, но в итоге осталось два участника. Победа далась нелегко, приз - карнавальная маска из Германии! Во время игры не скучали и остальные. Среди них также были победители, которые не только отвечали самостоятельно на вопросы, но и вместе с последними участниками составляли слова. В заключении они имели возможность представить свою информацию в виде загадки или вопроса. Урок и в целом тема пробудили живой интерес к языку, стране изучаемого языка, не только в области географии, но к культуре, причем современной (музыкальные группы, исполнители).

Хотелось бы поделиться опытом проведения еще одного урока по проектной методике, но не заключительный этап как вышеприведенные примеры, а этап организации Урок проводился в 7 классе, тема “Wir sorgen gemeinsam fur unseren Planeten Erde!” и проходил в нешаблонной форме – урок-конференция.

Основная задача: совершенствование речевых навыков и умений учащихся по теме. Сопутствующая задача: развитие умения воспринимать на слух незнакомый языковой материал. Речевой материал: четыре небольших текста-высказывания, подготовленных учащимися в качестве индивидуального домашнего задания.

Для достижения целей урока были использованы аудиовизуальный, аудиолингвальный, сознательно-практический и активный методы. Это можно увидеть на примере таких речевых упражнений как „Wir testen uns“, которые провели сами учащиеся. Упражнение проведено в режим “ученик- класс”. Аудиовизуальный метод помог достичь цели при выполнении упражнения „Ordnet die Satze den Bildern zu!“ Режим выполнения данного упражнения “ученик-группа”. Сознательно-практический и активный методы были применены для выполнения следующих речевых упражнений: речевой зарядки, плавно переросшей в обсуждение проблем экологической обстановки в современном мире. Речевые упражнения, таким образом, стали упражнениями не в проговаривании, а в говорении, когда у каждого говорящего была определенная речевая задача и когда им осуществлялось речевое воздействие на собеседников. Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей, его умение осуществлять речевую и учебную деятельность и, главным образом, его личностных свойств. С учетом данного принципа коммуникативного метода были даны индивидуальные домашние задания, которые учащиеся очень хорошо продемонстрировали. Это и сообщения, для которых дети использовали дополнительную литературу как на немецком, так и на русском языке, кроссворды и тематические картины. Можно без преувеличения сказать, что для коммуникативного метода индивидуализация является главным (eсли не единственным) реальным средством создания мотивации и активности.

При подготовке к уроку и его проведении был учтен и принцип функциональности, как самой существенной характерной чертой любой речевой единицы, т.е. любой языковой формы, используемой в говорении. Для этого я использовала, кроме учебника, рабочие тетради, журнал „Juma“, тематическую тетрадь „Einfalle statt Abfalle: Umweltschutz“. Для организации урока был учтен также принцип ситуативности, который предполагает весьма специфическую организацию учебного процесса. Этот принцип трудно применить без учета принципа новизны. Новизна - это всегда информативность. Данные принципы нашли отражение в нешаблонной форме урока - урок-конференция, где дети применяли также знания, полученные на уроках биологии, географии, собственный опыт. Учащиеся сумели выразить свое отношение к проблеме охраны окружающей среды, что хорошо просматривается в анкетах, проведенных на уроке.

Считаю, что выбранные методы и приемы, все принципы коммуникативного метода, учтенные и примененные на уроке, хорошо согласуются с главным методологическим принципом педагогики - принципом связи обучения и развития.

Применение ТСО было уместным. Песня, прозвучавшая в начале урока, после речевой зарядки, создала определенный настрой на урок, внесла нужную эмоциональную окраску..

Девизом урока были выбраны слова “Все прекрасное на Земле – от солнца. Все лучшее – от человека”. В ходе урока-конференции дети доказали правильность выбранного девиза. Таким образом, воспитательная задача тоже была решена.

Третьим этапом работы по проектной методике является защита проекта. Исходя из этого, было дано домашнее задание: написать мини-сочинения, найти или написать стихотворения на тему “Я и окружающий меня мир”, “Охрана окружающей среды”, составить ребусы, кроссворды, загадки на эти темы, что найдет затем отражение в “Празднике птиц” для учащихся 5-6 классов.

Урок в 7 классе.

Тема: “Sorgen wir gemeinsam fur unseren Planeten Erde!”

Задачи: 1. Совершенствовать речевые навыки и умения по теме.

2. Учить использовать новую лексику для решения коммуникативных задач: а) аргументировать свое высказывание; б) внести предложения по поводу проведения акции “Unser Hof”. 3. Учить воспринимать на слух новую информацию и вербально реагиро - вать на нее. 4. Решая коммуникативные задачи в процессе работы над языковым и ре - чевым материалом, привлечь внимание детей к значимости проблем экологии, прививать любовь к природе, к окружающему миру.

Оснащение урока:

1.Пластинка. Песня “ Наша голубая планета”. 2.Плакаты, газеты, кроссворды по теме (коллективные работы учащихся по данному проекту).3.Рабочие тетради к учебнику 7 класса.4.Карточки ( дополнительный материал из “Тематической тетради для учащихся 7 класса школ с углубленным изучением немецкого языка”. Издательство “ Март”.)

5.Выставка книг: “Красная книга Красноярского края”, “Пролески”, автор В. Песков и другие.

Ход урока.

1.Начало урока. Звучит песня “ Наша голубая планета”.

Guten Tag, liebe Kinder! Wie findet Ihr das Lied? Passt es zu unserem Thema „Sorgen wir gemeinsam für unseren Planeten Erde“? Was ist der Hauptgedanke des Liedes? Bitte, Eure Meinungen. Vielen Dank. Bitte äußert Euch zu folgenden Worten: „ Das Schonste auf der Erde kommt von der Sonne. Und das Beste kommt vom Menschen“.

Ich bedanke mich bei Euch für Eure Meinungen und warte nach einer kurzen Besprechung unseres Themas auf Eure Vorschlage zum Naturschutz und hoffe auf Eure gute Mitarbeit.

2. Речевая зарядка: Wir haben nun Texte zum Thema gelesen, Übungen gemacht, uns mit einigen ökologischen Problemen bekannt gemacht. Was würdet Ihr antworten, wenn man Euch fragt,

  • ob diese Probleme uns angehen;
  • ob alle Menschen den Wunsch haben, der Natur zu helfen;
  • ob wir uns diese Probleme lösen können.

Stimmt, ich bin damit einverstanden. Wir können zum Beispiel unsere Höfe sauberhalten, oder? Was meinst Du dazu, Uljana? Und Du, Ludmila? (Ульяна и Людмила пересказывают свои сочинения на тему “Наш двор”). Ihr habt recht, der Hof ist ein kleines Stück der Natur.

3. Организация беседы по теме: Jetzt schlage ich Euch vor, den ersten Teil unseres Mottos zu erklären. Wer meldet sich? Ira, bitte schön.(Примерные высказывания).

– Die Natur unserer Heimat ist eine richtige Schatzkammer. Sie schmückt unser Leben. Sie ist reich an Wäldern, Tieren. Die Natur begeistert den Menschen durch ihre Schönheit, ernährt ihn und heilt ihn. Aber damit der Himmel blau und das Wasser klar sind, müssen wir etwas tun.

Polina. - In den letzten Jahrzehnten begann sich die Umwelt auf unserer Erde zu verändern. Die Natur wird von dem Menschen bedroht. Der technische Fortschritt brachte Vernichtung von vielen Pflanzen, Aussterben von einigen Tierarten, Verschmutzung der Luft und des Wassers mit.

- Na, dann habe ich eine Frage. Was und wodurch heute in Gefahr ist? ( Themenhefte, Seite 54, Ubung 4). Einer beginnt, der andere setzt fort. Wir sind damit einverstanden, nicht wahr? Für uns alle, für unsere Gesundheit sind sowohl Lärm, giftige Abfalle, Sauerregen, als auch Abwässer, Abgase schädlich, gefahrlich. Aber ist es möglich ohne Technik zu leben, Alexej?

- Das ist unmöglich. Die Zivilisation entwickelt sich immer weiter. Es wird neue Technik geschaffen. Und diese Technik hilft den Menschen .

- Tanja. Der Technik verdanken wir viele Vorteile unseres Lebens. Die Technik kann viele Probleme lösen, aber sie kann auch diese Probleme verschlimmern, wenn sie falsch angewendet wird.

- Andrej. Stimmt. Der Mensch ist der Herr auf der Erde. Er mu? ein Herr sein, der kein Zerstörer ist.

- Mascha. Ein altes indianisches Sprichwort sagt:“ Erst wenn der letzte Baum gerodet, der letzte Flu? vergiftet, der letzte Fisch gefangen ist, werdet ihr feststellen, dass man Geld nicht essen kann“. Die Natur braucht unsere Hilfe. Dringend! Wir können und müssen die Umweltzerstorung stoppen!

- Ich möchte wissen, wie Ihr Euch das vorstellt?

- Uljana. Der Mensch verdrängt die Natur. Nur in der Naturschutzgebieten bleibt die ursprüngliche Schönheit der Pflanzenwelt erhalten, nur dort finden wilde Tiere Unterschlupf. Heute werden in Natuschutzgebieten, viele Tiere erhalten: von großen Säugetieren bis zu kleinsten Insekten. Viele Tierarten wurden so vor dem Aussterben bewahrt. Andere wie der Zobel, der Bieber und der Elch vermehren sich gut.

- Sascha. Nationalparks gibt es in Russland seit etwa 10 Jahren. Dazu gehören solche Gebiete, die ökologisch, historisch und ästetisch sehr wertvoll sind. Nationalparks sind der Baikalsee, die karelische Taiga und viele andere Landschaften. In unserer Republik sind das „Tschasy“ und „Sajano-Schuschenski“ Nationalparks.

- Danke. Aber das alles verstehen wir gut. Ich möchte Euch an unser Motto erinnern. Den ersten Teil habt Ihr gut erklart. Und wie steht es mit dem zweiten? Könnt Ihr etwas vorschlagen? Aber zuerst macht Eure Arbeitsbücher auf der Seite 56 auf! Wit machen jetzt Übung 8. Arbeitet in Gruppen, lest und schreibt den Hauptgedanken des Gedichtes auf! Wer ist fertig? ( Gr1, Gr2, Gr3) Um Eure Gedanken zu äußern, müsstet Ihr noch eine Übung machen. Seite 56, Übung 9. Arbeitet zu zweit!

4. Подведение итогов беседы. Выработка конкретных предложений по теме.

- Nun brauchen wir eine Pause. Wir spielen. Hier sind 10 Bilder, ich gebe Euch diese Karten. Was bedeuten diese Bilder? Ordnet die Satze den Bildern zu. Arbeitet im Plenum.

1. Nimm keine Eier aus Vogelnesten!

2. Spare Wasser!

3. Fahr vorsichtig in Naturschutzgebieten!

4. Bring Batterien zur Sammelstelle!

5. Pflücke keine geschutzten Blumen!

6. Wirf keinen Mull in die Natur!

7. Hör nicht zu laut Musik!

8. Wirf keinen Möll in den Flu?!

9. Sammle Altpapier!

10. Spare Strom!

Tanja. Wir möchten uns testen. Hier sind Karten. Was tust du, um die Umwelt zu schonen? Kreuze in den Spalten: immer, manchmal, nie. (Ученик – Класс).

  1. Wirfst Du Abfalle in den Mülleimer?
  2. Lässt Du das Wasser sinnlos laufen?
  3. Pflückst Du geschutzte Waldblumen?
  4. Hörst Du Radio auf Zimmerlautstärke?
  5. Machst Du das Licht aus, wenn Du weggehst?
  6. Wirfst Du die leeren Dosen auf die Straße?
  7. Machst Du einen tropfenden Wasserhahn zu?
  8. Nimmst Du Eier aus den Vogelnesten?
  9. Sammelst Du Altpapier?

- Na, dann sehen wir, ob Ihr richtige Naturfreunde seid. Endlich, ich höre Eure Vorschläge! 2 Minuten arbeitet Ihr im Plenum.

Gruppe 1. Wir schlagen vor,

  1. Kinder ökologisch zu erziehen;
  2. mehr mehr öber die seltenen Tiere zu erzählen;
  3. für die wilde Katzen und Hunde ein extra Haus in unserer Stadt zu bauen.

Gruppe 2. Wir schlagen vor,

  1. eine Mannschaft der Natuschützer in unserer Stadt, Schule zu bilden;
  2. um unsere Schule herum mehr Baume zu pflanzen;
  3. eine kleine Ecke für Tiere in der Schule zu bauen;
  4. die Straßen unserer Stadt mit Baumen und Stäuchern zu bepflanzen.

Gruppe 3. Und wir wollen, dass

  1. man keine Lebensraume zerstört;
  2. es mehr Platz für Tiere gibt;
  3. man mehr Naturschutzgebiete gröndet;
  4. man keine sinnlose Jagd erlaubt;
  5. man für saubere Umgebung sorgt.

Заключительный этап. Итоги. Ich danke Euch für eine gute Arbeit, für interessante Vorschläge, Aufsätze, Kreuzworträtsel und Bilder. Ich hoffe, dass Ihr interessante Gedichte, Ratsel, kleine Aufsätze schreiben werdet.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. “Школа сотрудничества”. Издательство “Первое сентября”, 2000г.
  2. Е.Н. Соловова “ Методика обучения иностранным языкам”. “Просвещение”.
  3. А.П.Чернявская “ Педагогическая техника в работе учителя”. Москва. Центр “Педагогический поиск”.
  4. Е.С Полат “ Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”.Москва. АCADEMA, 2000
  5. Журнал “ Коммуникативная методика”, 2003-2004г.
  6. Тематическая тетрадь “ Охрана окружающей среды”,7кл. Издательство “Март”.
  7. Журнал “ Juma”, 1999г.