Цели:
- Научить детей правильно произносить звуки Б, Бь, и давать акустико-артикуляционную характеристику.
- Учить детей анализировать звуковой ряд.
- Закрепить связь звука и буквы Б.
- Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
- Сформировать самоконтроль за речью через слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль.
- Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.
Оборудование:
- изображения клоунов Бима и Бома;
- предметные картинки и игрушки на звуки Б, Бь;
- индивидуальные зеркала, кассы букв, элементы буквы Б, аудиозапись.
Ход занятия
1. Оргмомент
Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.
(Звуки мы слышим, и говорим).
2. Артикуляционная гимнастика
Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упр-е на выработку возд. струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)
Физкультура получилась хороша.
3. Сообщение темы
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).
Сегодня мы познакомимся со звуками Б и Бь.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Давайте произнесем звук Б перед зеркалом. Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.
Какой звук Б гласный или согласный? (Согласный; твердый, звонкий).
Звук Бь: согласный, мягкий, звонкий, губной.
5. Произношение звуков Б, Бь в слогах. Развитие координации движений
Бим и Бом любят играть на музыкальных инструментах. Они играют на барабане, трубе и балалайке. Давайте поиграем вместе с ними. На барабане: бам-бом-бум-бим;
На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.
6. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом
Бим спрашивает зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)
А что это за замки и почему они разноцветные? (В этих замках живут звуки. В красном замке живут гласные звуки, в синем - твердые согласные, а в зеленом - мягкие согласные.)
Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую - красный. Даю вам звуки б, а. Какой слог получился? (Ба). А теперь Бом дает вам звуки б, о. Верните ему слог. (Бо). Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука М). Бим дает вам кружочками слог би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим. Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?
7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове
Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.
Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).
Где вы произносили звук Б? (В начале слова).
А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).
Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).
Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).
А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).
8. Развитие фонематических представлений
Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.
Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти
Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”
На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.
Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать какого предмета не стало. (Не стало булавки).
Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).
10. Физминутка
Бим и Бом приглашают нас потанцевать.
(Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).
0БЩЕЕ РАССЛАБЛЕНИЕ
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - плечи шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
11. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов
Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Что вам напоминает эта буква?
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.
Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.
Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать. Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы). А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом). Молодцы!
12. Организация окончания занятия
Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.
Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).